город Ростов-на-Дону |
|
04 февраля 2022 г. |
дело N А53-24954/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Матвейчук А.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Ефремова К.Ю. по доверенности от 26.08.2019, паспорт;
от ответчика - представитель Дудко Г.В. по доверенности от 10.01.2022, удостоверение;
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2021 по делу N А53-24954/2021,
по иску ООО "Волгодонское ПАТП-2"
к ответчику - Министерству финансов Ростовской области,
при участии третьих лиц: Министерства труда и социального развития Ростовской области, администрации города Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства", департамента труда и социального развития администрации г. Волгодонска,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Ростовской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров, включенных в федеральный регистр в размере 1 559 152,18 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле были привлечены Администрацию города Волгодонска, Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства", Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил суд взыскать убытки в размере 3 022 203,55 руб. Уточнения приняты судом протокольным определением от 08.11.2021.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2021 уточненные исковые требования удовлетворены судом в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ответчик указал, что достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемых периодах истцом не представлено, истцом не представлено относимых, допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что в заявленный период у истца возникли выпадающие доходы в заявленном размере, ООО "Волгодонское ПАТП-2" не оспаривает факт получения компенсации, исчисленной в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232. Договорные обязательства Департаментом исполнены в полном объеме и на условиях, которые были подписаны. Отсутствуют основания для применения иной методики. Договорами, заключенными и подписанными ООО "Автотранс" с заинтересованными сторонами, определен порядок возмещения убытков в меньшем размере. Таким образом, право на так называемый "льготный проезд" федеральных льготников возникает не в силу закона, а в силу договорных отношений, которые направлены на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан. Также ответчик указывает, что Областными законами, установившими льготы, не предусмотрена последующая компенсация в виде неполученной от потребителей платы, равная тарифу. Кроме того, ответчиком выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, осуществление финансирования перевозок льготных пассажиров федерального регистра на городском пассажирском транспорте не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Посредством электронной подачи документов в арбитражный апелляционный суд через систему "Мой арбитр" от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против доводов ответчика и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также отзыв на апелляционную жалобу поступил от администрации города Волгодонска, в котором последняя просила принять законный и обоснованный судебный акт, провести судебное заседание в отсутствие ее предстаивтеля, указала, что ее права и законные интересы вынесенным решением не затрагиваются.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Волгодонске.
Между Департаментом труда и социального развития Администрации города Волгодонска и обществом с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" заключен договор N 5 от 17.01.2020 на основании Постановления Администрации города Волгодонска от 16.01.2020 N 37 "Об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими перевозки общественным транспортом на городских маршрутах в 2020 году".
Между Департаментом труда и социального развития Администрации города Волгодонска и обществом с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" заключен договор N 4 от 15.01.2021 на основании Постановления Администрации города Волгодонска от 30.12.2020 N 2835 "Об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими перевозки общественным транспортом на городских маршрутах в 2021 году".
Согласно п. 1.1 вышеуказанных договоров, в целях обеспечения отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - граждан), Перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а Департамент возмещает расходы Перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
Согласно п. 1.2 договоров, численность перевезенных граждан определяется согласно ежемесячно направляемым Департаменту МКУ "ДС и ГХ" отчетам о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, согласно методики распределения, установленную пунктом 6.1.3. приложения 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
В силу п. 1.3 договоров, возмещение расходов производится из расчета стоимости единого социального проездного билета 276,0 рублей в месяц на каждого гражданина по количеству фактически перевезенных Перевозчиком граждан, купивших единые социальные проездные билеты, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
Таким образом, Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска принял на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в 2020 и 2021 годах.
Законом Ростовской области от 30.06.2006 N 507-ЗС "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, то есть установлением исполнительно-распорядительными органами городских округов тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
В соответствии с данным областным законом администрацией Ростовской области принято постановление Правительства Ростовской области от 23.08.2012 N 783 "Об утверждении Порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура установления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Тарифы на услуги муниципального пассажирского транспорта в г. Волгодонске устанавливались постановлением администрации г. Волгодонска.
Постановлением Администрации города Волгодонска N 2909 от 19.12.2018 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 20 рублей за проезд 1-го пассажира. Тариф действует по настоящее время. Количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определяется на основании утвержденных периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков:
Постановлением Администрации города Волгодонска N 3129 от 32.12.2019 об утверждении результатов обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенных в ноябре 2019 года, применяемых с 01.01.2020;
Постановлением Администрации города Волгодонска N 1214 от 18.06.2020 об утверждении результатов обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенных в мае 2019 года, применяемых с 01.07.2020;
Постановлением Администрации города Волгодонска N 2534 от 02.12.2020 об утверждении результатов обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенных в ноябре 2020 года, применяемых с 01.01.2021.
Истец полностью исполнил взятые на себя обязательства по договорам.
В 2020-2021 годах оказывал услуги по бесплатному проезду льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Волгодонске.
Количество фактически перевезенных граждан льготной категории, отнесенной к федеральному регистру, определяется Департаментом труда и социального развития Администрации г. Волгодонска и МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" на основании данных натурных обследований пассажиропотока в г. Волгодонске утвержденных постановлением Администрации г. Волгодонска и отражается в ежемесячных двусторонних актах, подписанных сторонами.
При этом понесенные истцом расходы на перевозку льготных категорий граждан были компенсированы частично. В материалы дела представлены акты сверки о фактическом возмещении расходов ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников и платежные поручения, свидетельствующие частичное возмещение расходов в разрезе каждого месяца.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, истцу были возмещены не в полном объеме, общество обратилось в суд с иском о взыскании выпадающих расходов.
Согласно актам сверки, подписанным Департаментом труда и социального развития города Волгодонска и истцом, ООО "ВПАТП-2" причинены убытки в виде неполученной платы за перевозку льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр:
- в 2020 году за декабрь 2020 в размере 287 673,39 рублей;
- в 2021 году за период с января по сентябрь в размере 2 734 530,16 рублей.
Всего на общую сумму 3 022 203,55 рублей (с учетом уточнения).
Расчет убытков произведен истцом следующим образом:
Количество перевезенных льготных пассажиров (на основании актов сверки), умноженных на тариф (установлен Администрацией города Волгодонска), за минусом суммы возмещения, оплаченного Департаментом труда и социального развития города Волгодонска. В связи с тем, что за февраль и июнь 2021 года прошла дополнительная оплата от Департамента труда и социального развития Администрации г. Волгодонска в сумме 707, 92 руб. и 2157, 28 руб. соответственно и за июль, август и сентябрь 2021 истцом увеличены исковые требования.
Отсутствие оплаты со стороны Департамента послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела повторно, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Согласно Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. На субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Как указано в пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как следует из пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
На региональном уровне были приняты областные законы N 163-ЗС, N 164-ЗС и N 175-ЗС от 22.10.2004, в соответствии с которыми финансированием мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, подвергшихся репрессиям, осуществляется за счет средств бюджета Ростовской области.
20.09.2007 принят закон Ростовской области N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области", в соответствии с которым ветеранам труда РО также предоставляются льготы по бесплатному проезду в городском транспорте и финансирование этих льгот осуществляется за счет средств бюджета Ростовской области.
Также, во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 было утверждено положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказание социальной поддержки.
Порядок расходования средств областного бюджета (далее по тексту "Порядок") на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
На основании постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 ООО "Волгодонское ПАТП-2" заключены договоры с Департаментом Труда и социального развития Администрации г. Волгодонска N 5 от 17.01.2020 и N 4 от 15.01.2021.
Согласно вышеназванным договорам, Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска принял на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в 2020-2021 году.
Таким образом, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2", имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Как верно указано судом первой инстанции, на территории Ростовской области не определен порядок и методика расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан и стоимостью единого социального проездного билета, а в соответствии с установленными для предприятия тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Вместе с тем с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, в данном случае ввиду отсутствия установленного на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Согласно материалам дела, количество фактически перевезенных граждан льготной категории, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Ростовской области, определяется Департаментом труда и социального развития Администрации г. Волгодонска и МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" на основании данных натурных обследований пассажиропотока в г. Волгодонске, утвержденных постановлением Администрации г. Волгодонска, и отражается в ежемесячных двусторонних актах, подписанных сторонами.
Истцом представлены отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и имеющих единые социальные проездные билеты, акты сверки о фактическом возмещении расходов ООО "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-2" по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на городских маршрутах на основании договоров N 5 от 17.01.2020 и N 4 от 15.01.2021.
На основании указанных документов истец произвел расчет выпадающих доходов предприятия в результате оказания услуг перевозки пассажиров, льготников федерального реестра в 2020-2021 годах.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судом и признан верным.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что размер непокрытых расходов по перевозке граждан, включенных в региональный регистр (региональных льготников) составляет 3 022 203,55 рублей.
Министерство не представило доказательства, опровергающие данные, отраженные в представленных и подписанных уполномоченным органом актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества перевезенных граждан.
В качестве убытков заявлена межтарифная разница - стоимость проезда по установленному тарифу и стоимость оплаченного проезда льготников.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств, для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Доказательств оплаты спорной задолженности ответчиком не представлено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в судебных актах по аналогичным спорам (дела N А53-22596/2018, N N А53-8961/2019, N А53-26567/2019, N А53-31223/2020, N А53-14918/2020, N А53-5989/2021 и др.).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2021 по делу N А53-24954/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24954/2021
Истец: ООО "ВОЛГОДОНСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ-2", ООО "Волгодонское ПАТП-2"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г Волгодонска, Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА"