город Ростов-на-Дону |
|
03 февраля 2022 г. |
дело N А53-7143/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ООО "УК Первомайский": Беликова С.В. по доверенности от 05.02.2021,
от госжилинспекции области: Ковачевой Е.А. по доверенности от 05.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "УК Первомайская"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 05.07.2021 по делу N А53-7143/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Первомайский" (ИНН 6166096594, ОГРН 1156196063352)
к государственной жилищной инспекции Ростовской области
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Первомайская" (далее - общество, ООО "УК Первомайская") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция, ГЖИ Ростовской области, госжилинспекция области) о признании недействительным и отмене предписания от 18.02.2021 N 254 в части выполнения перерасчета размера платы за содержание жилых помещений с декабря 2020 года, приведения размера платы за содержание жилых помещений в соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Решением суда первой инстанции от 05.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК Первомайская" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что договором управления, утвержденным на общем собрании собственников предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не может быть меньше установленного органами местного самоуправления. Размер платы с 01.12.2020 должен быть муниципальный - 14,94 руб./кв.м. и не может быть меньше. Постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 12.10.2020 N 1054 утвержден новый размер платы за содержание жилого помещения (для спорного дома - 14.94 руб./кв.м). Муниципальный размер платы 11,41 руб./кв.м., утвержденный Постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 07.08.2014 N 884, утратил силу. Если не проводить все необходимые работы по содержанию МКД, дом придет в негодность. Для разработки предложений по размеру платы ООО "УК Первомайский" провело осмотр состояния общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Брестская, 5/96В, определило виды и объемы работ, сроки и периодичность их выполнения. Свое предложение о размере платы управляющая организация довела до сведения всех собственников МКД и предложило утвердить на общем собрании. ООО "УК Первомайский" считает, что утвержденный Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону N 1054 от 12.10.2020 минимальный, экономически обоснованный муниципальный размер платы за содержание МКД. Данная плата устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу ГЖИ Ростовской области просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
В судебном заседании представитель ООО "УК Первомайский" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ГЖИ Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 28.12.2020 в ГЖИ Ростовской области поступило обращение Баженовой Д.В. о необоснованном изменении тарифа, о проведении собрания жильцов дома и принятии решения о сохранении прежнего тарифа.
ГЖИ вынесено распоряжение от 22.01.2021 N 605 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК Первомайский".
В ходе проверки предоставленных ООО "УК Первомайский" документов инспекцией выявлены нарушения, выразившиеся в необоснованном начислении платы за содержание и ремонт жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Брестская, д. 5/96В за декабрь 2020 года.
По факту выявленных нарушений составлен акт от 18.02.2021 N 605 и выдано предписание от 18.02.2021 N 254, которым заявителю в срок до 30.04.2021 предписано выполнить перерасчет размера платы за содержание жилых помещений с декабря 2020 года, привести размер платы за содержание жилых помещений в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 Правил N 491.
Считая незаконным предписание, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 статьи.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с пунктом 17 Правила N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание инспекции от 18.02.2021 N 254 законное, поскольку управляющей организацией не приведено доказательств несоответствия утвержденного собственниками тарифа требуемым расходам, не представлено доказательств доведения до сведения собственников таких данных.
Вместе с тем, в материалах настоящего дела имеется протокол от 24.09.2017 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Брестская, N 5/96В. Согласно указанному протоколу управляющей организацией было выбрано общество с ограниченной ответственностью "УК Первомайский", утверждены условия договора управления рассматриваемого МКД с ООО "УК Первомайский", утвержден тариф на содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 11,41 руб. м2.
Из изложенного следует, что "УК Первомайский" является управляющей организацией, осуществляющей управление спорным МКД на основании протокола общего собрания собственников помещений в спорном МКД от 24.09.2017.
Согласно ч. 6.1.3 договора в случае не установления решением общего собрания собственников размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы определяется исходя из цен и тарифов на оплату жилья, установленными органами местного самоуправления г. Ростова-на-Дону и подлежат перерасчету при их изменении. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не может быть меньше установленной органами местного самоуправления цены и тарифа за содержание и ремонт.
Поскольку размер платы за содержание жилого помещения администрацией г. Ростова-на-Дону установлен за 1 м2 общей площади жилого помещения в месяц составляет 14,94 руб.м2, то ООО "УК "Первомайский" 29.10.2020 предложило собственникам рассматриваемого МКД в срок до 30.11.2020 (на следующий год) провести общее собрание с целью утверждения экономически обоснованного размера платы рассчитанного ООО "УК Первомайский" за услугу "Содержание жилого помещения" в соответствии со степенью благоустройства дома в размере 15 руб. м2, в случае непринятия решения будет установлен минимальный размер платы за содержание, утвержденный администрацией г. Ростов-на-Дону.
Уведомлением от 29.10.2020 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Брестская, 5/96В, управляющей организацией собственникам помещений предложено провести общее собрание с целью утверждения экономически обоснованного размера платы, предложенного ООО "УК Первомайский" за услугу "Содержание жилого помещения" в соответствии со степенью благоустройства дома в размере 15 руб.м2.
Уведомлением от 11.12.2020 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Брестская, 5/96В, собственникам помещений проинформированы о том, что 23.12.2020 будет проводиться общее собрание по вышеуказанной повестке.
Уведомлением от 12.12.2020 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Брестская, 5/96В, до собственников доведено, что 23.12.2020 в 17 час. 00 мин. состоится общее собрание собственников; собрание будет проводиться в очно-заочной форме с 23.12.2020 по 28.12.2020(т. 1 л.д. 20-26).
Управляющая компания 29.12.2020 разместила по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Брестская, 5/96В, протокол внеочередного общего собрания, в соответствии с которым в рассматриваемом голосовании приняли участие 21,12% от общего количества голосов собственников. Из указанного следует, что собственниками помещений 29.12.2020 не принято решение о размере платы в размере 15 руб. м2 по статье "Содержание и ремонт жилого помещения". На основании чего инициатором собрания принято решение согласно ч. 4 ст. 158 ЖК РФ установить минимальный размер платы за содержание жилого помещения в размере 14, 94 руб. м2.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 416 определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается путем организации собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе путем: уведомления собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива о проведении собрания; обеспечения ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива с информацией и (или) материалами, которые будут рассматриваться на собрании; подготовки форм документов, необходимых для регистрации участников собрания; подготовки помещений для проведения собрания, регистрация участников собрания; документального оформления решений, принятых собранием; доведения до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива решений, принятых на собрании.
На основании изложенного, коллегия приходит к выводу, что собственники помещений в многоквартирном доме были уведомлены надлежащим образом о проведении общего собрания и повестке собрания.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указано, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 28.03.2017 N 629-0, наделение органов местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Оспариваемое законоположение направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 35 Правил содержания общего имущества установлен принцип соразмерности платы за содержание жилого помещения, размера обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, и перечня, объема и качества услуг и работ.
Согласно положениям договора управления МКД управляющая организация вправе применить цены и тарифы, установленные органами местного самоуправления, в случае если цена настоящего договора ниже, чем установленные органами местного самоуправления цены и тарифы за содержание и ремонт.
Согласно постановлению администрации г. Ростова-на-Дону размер платы за содержание жилого помещения установлен за 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц составляет 14,94 руб.м2.
Администрация области, устанавливая тариф, включает в него минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку собственники на внеочередном собрании с 23.12.2020 по 28.12.2020 (в форме очно-заочного голосования) не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а размер тарифа установленный в 2017 году меньше, установленного органами местного самоуправления, то согласно ч. 4 ст. 158 ЖК РФ управляющая организация правомерно установила тариф, установленный администрацией г. Ростова-на-Дону.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что управляющей компанией правомерно произведен расчет размера платы за "содержание и ремонт многоквартирного дома" в части установления размера платы за жилое помещение с декабря 2020 в размере 14,94 руб. за 1 кв.м.
Из изложенного следует, что оспариваемое предписание ГЖИ по Ростовской области от 18.02.2021 N 254 в оспариваемой части является незаконным и наущающим права и законные интересы ООО "УК "Первомайский".
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением требований заявителя, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 3 000 руб. и апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. взыскиваются в его пользу с государственной жилищной инспекции Ростовской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2021 по делу N А53-7143/2021 отменить.
Признать недействительным предписание государственной жилищной инспекции Ростовской области от 18.02.2021 N 254.
Взыскать с государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК Первомайская" (ИНН 6166096594, ОГРН 1156196063352) судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 4 500 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7143/2021
Истец: ООО "УК ПЕРВОМАЙСКИЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ