город Ростов-на-Дону |
|
03 февраля 2022 г. |
дело N А53-24155/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Емельянова Д.В.,
протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Каменск-Шахтинский
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.10.2021 по делу N А53-24155/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению товарищества собственников жилья "Наш дом" (ИНН 6147028493, ОГРН 1086147001126)
к администрации города Каменск-Шахтинский
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Наш дом" (далее - заявитель, ТСЖ "Наш дом", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к административной комиссии при Администрации г. Каменск-Шахтинского (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.06.2021 N 467/461-2021 по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2021 по делу N А53-24155/2021 признано незаконным и отменено постановление административной комиссии при Администрации г. Каменск-Шахтинского от 23.06.2021 N467/461-2021 о привлечении товарищества собственников жилья "Наш дом" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Не согласившись с принятым судебным актом, административная комиссия при Администрации г. Каменск-Шахтинского обжаловала решение суда в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вывод суда первой инстанции об отсутствии обязанности товарищества по установлению отдельной площадки не соответствует действительности. Ссылка суда первой инстанции на приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 неправомерна, поскольку документ утратил силу. Также административный орган указывает на рассмотрение аналогичного спора в рамках дела N А53-21829/2021.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определением от 27.01.2021 в порядке ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы назначено к судебному разбирательству.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.06.2021 ТСЖ "Наш дом, осуществляя управление эксплуатацией многоквартирного дома по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, мкр. 60 лет Октября, д.1, не приняло мер по оборудованию места временного хранения отходов на принадлежащем ему земельном участке, что, по мнению административного органа, нарушает требования Приложения N 2 п. 4, п. 18 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский", утвержденных Решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 27.03.2019 N 364 (далее - Правила благоустройства).
По факту выявленного нарушения 17.06.2021 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 461 по ч. 1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
16.07.2021 представителю товарищества вручена повестка о рассмотрении дела об административном правонарушении 23.06.2021 в 13 час. 30 мин.
По итогам рассмотрения указанного протокола, административным органом в отсутствие представителя товарищества принято постановление N 467/461-2021 от 23.06.2021 о привлечении ТСЖ "Наш дом" к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, товарищество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - Областной закон N 273-ЗС) невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4, 5.5 настоящего Областного закона, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 3000 рублей; на должностных лиц - от 8 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 25 000 до 70 000 рублей.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 27.03.2019 N 364 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский".
Товариществу вменяется нарушение приложения N 2 п. 4, п. 18 Правил благоустройства.
Так, в соответствии с Приложением N 2 пункта 4 Правил благоустройства при контейнерной системе удаления отходов собственник отходов обязан:
- оборудовать место временного хранения отходов на принадлежащем ему на праве собственности, аренды или ином законном основании земельном участке. Обязанность по оборудованию места временного хранения отходов в многоквартирном доме возлагается на управляющую организацию, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, лицо, уполномоченное собственниками при непосредственном способе управления;
- при отсутствии собственных мест временного сбора твердых коммунальных отходов иметь договор с собственником (владельцем) контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов;
- иметь и представлять по первому требованию уполномоченных должностных лиц договор с региональным оператором, подтверждающий сбор, транспортировку и вывоз отходов (за исключением собственников помещений в многоквартирных домах заключивших договор на управления, либо содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме). В случае осуществления вывоза отходов собственным транспортом на полигоны захоронения, собственнику отходов необходимо иметь договор (квитанцию, талон и т.п.) с организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов.
В соответствии с Приложением N 2 пункта 18 Правил благоустройства ответственность за оборудование и содержание контейнерной площадки возлагается на:
- по многоквартирному жилищному фонду - на управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, лицо, уполномоченное собственниками в многоквартирном доме при непосредственном способе управления;
- по индивидуальному жилищному фонду - на собственников индивидуальных жилых домов, использующих контейнерную площадку;
- по гаражно-строительным кооперативам (далее - ГСК) и садоводческим некоммерческим товариществам (далее - СНТ) - на председателей ГСК и СНТ;
- по остальным территориям - на предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, в ведении которых находятся контейнерные площадки.
Административный орган вменяет товариществу непринятие мер по обеспечению и организации содержания объекта благоустройства, а именно - товарищество не приняло мер по закреплению и обустройству точки сбора и накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов для указанного многоквартирного жилого дома (далее - МКД) по адресу Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, мкр. 60 лет Октября, д.1.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (в ред. от 15.12.2018), контейнерная площадка представляет собой место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела верно указал, что согласно копии выкопировки из плана города Каменск-Шахтинского с нанесением границ земельного участка по адресу: Ростовская область г. Каменск-Шахтинский, мкр. 60 лет Октября, д.1 и публичной кадастровой карты по земельному участку 61:52:0030053:72 площадь земельного участка не позволяет организовать место для временного накопления ТКО в соответствии с нормами законодательства.
Вместе с тем согласно реестру контейнерных площадок (пункт 223), утвержденному заместителем главы администрации города Каменск-Шахтинский для собственников многоквартирного жилого дома мкр. 60 лет Октября, д. 1 определена площадка для сбора ТКО, установленная по адресу Пивоварова, 51 (координаты 48.302567, 40.297342) (л.д. 94).
С учетом установленных по делу обстоятельств, обязанность по установлению отдельной площадки у заявителя отсутствует.
Материалами дела подтверждается факт выделения земельного участка для контейнерной площадки для сбора отходов для собственников многоквартирного жилого дома мкр. 60 лет Октября, д. 1.
В данном случае материалы дела свидетельствуют об отсутствии нарушения товариществом Правил благоустройства.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что товариществом обеспечен сбор, накопление ТКО на контейнерной площадке, включенной в реестр мест накопления ТКО.
Таким образом, административным органом не доказан факт совершения товариществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной 8 ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности постановления от 23.06.2021 N 467/461-2021 о привлечении товарищества собственников жилья "Наш дом" к административной ответственности по части 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" и его отмене.
Ссылки апеллянта на судебную практику в рамках дела N А53-21829/2021 подлежат отклонению, поскольку фактические обстоятельства, установленные судом в рамках настоящего спора и дела, приведенного заявителем в обоснование своей позиции, не могут быть признаны аналогичными.
В данном случае судом принято решение с учетом обстоятельств настоящего дела, представленных в материалы дела доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном применении судом первой инстанции в обжалуемом решении положений постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку это не привело к ошибочным выводам по существу спора.
С учетом оценки фактических обстоятельств дела и заявленных требований суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление товарищества.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2021 по делу N А53-24155/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24155/2021
Истец: ТСЖ "НАШ ДОМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ