город Омск |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А70-10957/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Усовой Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15024/2021) Спиваковой Светланы Анатольевны на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.11.2021 по делу N А70-10957/2021 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области (ОГРН 1057200958407, ИНН 7202143477) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (ОГРН 1077203060230, ИНН 7204117779), Спиваковой Светлане Анатольевне об оспаривании решения (запись ГРН 2207201726147 от 24.03.2020, внесенную в ЕГРЮЛ) о ликвидации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Россервис" (ИНН 7203092497),
при участии в судебном заседании представителя Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области - Моторина Д.Г. по доверенности от 15.01.2021;
УСТАНОВИЛ:
Комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) об оспаривании решения о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Россервис" (ИНН 7203092497, далее - ООО "Россервис", общество), повлекшего внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 24.03.2020 ГРН 2207201726147.
Определением от 31.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области к участию в деле в качестве соответчика привлечен ликвидатор ООО "Россервис" - Спивакова Светлана Анатольевна (далее - Спивакова С.А., ликвидатор).
Решением от 01.11.2021 Арбитражного суда Тюменской области заявленные требования удовлетворены. Признана недействительной запись в ЕГРЮЛ от 24.03.2020 ГРН 2207201726147 о ликвидации юридического лица ООО "Россервис" (ИНН 72030924997), внесенная Инспекцией. Суд обязал Инспекцию внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи ГРН 2207201726147 от 24.03.2020 о ликвидации юридического лица ООО "Россервис" (ИНН 72030924997) в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Со Спиваковой С.А. для зачисления в доход федерального бюджета взыскано 300 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ликвидатор Спивакова С.А. обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы указано следующее:
- предусмотренная законодательством процедура ликвидации юридического лица ООО "Россервис" не нарушена, расчеты с кредиторами завершены, вопросы ликвидации согласованы с соответствующими органами;
- на период проведения ликвидации юридического лица у ООО "Россервис" не имелось задолженности или иных обязательств перед Комитетом;
- Комитет не представил доказательств обращения к ООО "Россервис" с требованием о включении суммы задолженности в ликвидационный баланс, с возражениями относительно предстоящей ликвидации в регистрирующий орган, а также с заявлением об обеспечительных мерах относительно ликвидации общества;
- на момент подачи ликвидационного баланса задолженности общества перед Комитетом согласно сайту Федеральной службы судебных приставов не имелось, последний не воспользовался своими правами по взысканию задолженности в рамках исполнительного производства;
- не доказано наличие у общества, фактически прекратившего свою деятельность, какого-либо имущества, на которое может быть обращено взыскание в погашение задолженности перед Комитетом.
В письменном отзыве (приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) инспекция подержала правовую позицию подателя жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что в отношении ООО "Россервис" представлены документы в надлежащий регистрирующий орган, в количестве и объеме, необходимом для государственной регистрации ликвидации общества, оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации общества у Инспекции не имелось.
Комитетом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу (приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ), в которых заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы, указав на то, что ликвидатор уведомлена о наличии у общества задолженности по судебным актам перед Комитетом.
От Комитета также поступили письменные возражения на отзыв Инспекции без доказательств их направления лицам, участвующим в деле, кроме этого, заблаговременно не направленные в суд (поступили в день судебного заседания), в связи с чем суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для приобщения данных возражений к материалам дела.
Инспекция и ликвидатор, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
До начала судебного заседания от Инспекции поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы Инспекции и Комитета на нее, установил следующие обстоятельства.
ООО "Россервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.12.2002.
Регистрирующим органом в ЕГРЮЛ 16.07.2019 внесена запись о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидатора ООО "Россервис" (ГРН 2197232352700) по заявлению по форме N P15001. Ликвидатором назначена Спивакова С.А.
Затем 23.03.2020 в ЕГРЮЛ внесены сведения о промежуточном ликвидационном балансе организации (ГРН 2207201399733).
Ликвидатором ООО "Россервис" 17.03.2020 представлены документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
На основании Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ) 24.03.2020 Инспекцией проведена государственная регистрация прекращения деятельности ООО "Россервис" в связи с его ликвидацией (ГРН записи 2207201726147).
Полагая, что решение Инспекции по исключению из ЕГРЮЛ ООО "Россервис" нарушает права и законные интересы заявителя, Комитет обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс ООО "Россервис" не отвечал критериям достоверности ввиду неотражения в нем задолженности общества перед Комитетом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Порядок ликвидации юридических лиц определен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу части 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Сроки и порядок ликвидации юридического лица установлены статьей 63 ГК РФ, в соответствии с которой ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации (далее - СМИ), в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно части 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу части 5 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
Согласно части 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Таким образом, из изложенных норм права следует, что после истечения срока предъявления требований кредиторов, независимо от того заявлялись такие требования или нет, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
При добровольной ликвидации обязанность по выявлению кредиторов лежит на должнике, который должен в соответствии со статьей 63 ГК РФ принять все возможные меры по выявлению кредиторской задолженности в целях своевременного заявления этих требований к должнику.
В том случае, если при ликвидации юридического лица нарушены права кредиторов, в частности, они не уведомлены о ликвидации либо их требования к должнику не учтены, такая ликвидация является незаконной.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении единого государственного реестра регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно статье 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Как следует из пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу пунктов "а", "б" статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Соответственно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Как следует из материалов дела, регистрирующий орган принял решение о государственной регистрации прекращения юридического лица - ООО "Россервис" (ИНН 7203092497), повлекшее внесение в ЕГРЮЛ записи от 24.03.2020 ГРН 2207201726147.
Вместе с тем в рассматриваемом случае у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для исключения из ЕГРЮЛ сведений об ООО "Россервис" (ИНН 7203092497) в связи с его ликвидацией, исходя из следующего.
На момент принятия (08.07.2019) единственным участником ООО "Россервис" решения о ликвидации имелось вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции, согласно которому ООО "Россервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 500 000 руб.
Судебным-приставом исполнителем 02.09.2019 возбуждено исполнительное производство N 124661/19/72031-ИП.
Исполнительное производство прекращено 30.12.2019 на основании пункта 6 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с ликвидацией должника-организации и направлением исполнительного документа ликвидатору.
Вместе с тем на государственную регистрацию в связи с ликвидацией ООО "Россервис" в регистрирующий орган представлен ликвидационный баланс названного общества, в котором не отражено наличие у ликвидируемого юридического лица задолженности на указанную сумму штрафу перед Комитетом.
Соответственно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Учитывая, что обязанность по выявлению кредиторов лежит на должнике, который должен в соответствии со статьей 63 ГК РФ принять все возможные меры по выявлению кредиторской задолженности в целях своевременного заявления этих требований к должнику, ликвидатор общества письменно не уведомил предпринимателя о ликвидации и не произвел расчета с ним и не отразил обязательство перед заявителем в представленном в регистрирующий орган ликвидационном балансе.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали законные основания для внесения в ЕГРЮЛ сведений об обществе в связи с его ликвидацией, что, в свою очередь, влечет признание соответствующего решения и регистрационной записи о ликвидации недействительной.
Вопреки доводам инспекции и ликвидатора, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемой ситуации не идет речь об установлении вины регистрирующего органа при вынесении такого решения, поскольку действующим законодательством, действительно, не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений в документах, представленных на государственную регистрацию.
Так, в силу соответствующих положений Закона N 129-ФЗ ответственность за достоверность сведений несет лицо, представляющее данные сведения.
Вместе с тем, формальное представление ликвидатором в регистрирующий орган полного пакета документов, предусмотренного статьей 21 Закона N 129-ФЗ, не может служить доказательством подтверждения законности процедуры ликвидации общества.
Ссылки подателя жалобы и Инспекции на судебную практику в подтверждение своих доводов не могут быть приняты во внимание, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств;
при рассмотрении указанных дел установлены иные, отличные от настоящего дела обстоятельства.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.11.2021 по делу N А70-10957/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Спиваковой Светланы Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10957/2021
Истец: Комитет по Охране и Использованию Объектов Историко-Культурного Наследия Тюменской Области
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области, Спивакова С.А.