г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2022 г. |
Дело N А56-47067/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Смирновой Я.Г., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крючковой И.В.,
при участии:
- от истца: Пахомова Е.Б. (доверенность от 29.03.2021)
- от ответчика: Камышникова Н.Л. (доверенность от 23.08.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41160/2021) общества с ограниченной ответственностью "СВ-Эксплуатация"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу N А56-47067/2021,
принятое по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к обществу с ограниченной ответственностью "СВ-Эксплуатация"
о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города СанктПетербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СВ-Эксплуатация" (далее - Обществу) с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требованием представить истцу в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу одновременно на бумажном и на электронном носителе следующие сведения о собственниках (пользователях) жилых помещений в многоквартирном доме, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Актерский проезд, д. 6, лит. А:
1.1. о дате рождения Романовой Натальи Дмитриевны (кв. 291);
1.2. о месте рождения Федорова Ильи Константиновича (кв. 107); Романовой Алины Анатольевны, Романовой Натальи Дмитриевны (кв. 291);
1.3 реквизиты документа, удостоверяющего личность собственников (пользователей) жилых помещений, а именно: Баданиной Ульяны Сергеевны (кв. 11, Романовой Алины Анатольевны, Романовой Натальи Дмитриевны (кв. 291). Взыскать с ответчика неустойку в размере 1 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда и взыскивать 1 000 руб. за каждый день непредоставления истребуемых сведений до момента исполнения ответчиком решения суда в полном объеме.
Решением суда от 03.11.2021 заявленные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Указывает, что собственники спорных помещений перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией решением собрания собственников от 24.09.2018, при переходе все необходимые сведения в отношении собственников были переданы истцу.
Романова Алина Анатольевна, Романова Наталья Дмитриевна не собственники квартиры 291.
Размер неустойки необоснованно завышен истцом.
Полагает, что истец может самостоятельно получить все необходимые сведения о собственниках помещений.
30.12.2021 от истца поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.
Поступившие документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения истца расположен МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, Актерский проезд, д. 6, лит. А, находящийся в управлении ответчика.
Статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлены случаи, при которых коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенным договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (далее - прямой договор).
В соответствии с частью 2 статьи 157.2 ЖК РФ истец в одностороннем порядке отказался от исполнения заключенного с ответчиком договора теплоснабжения, в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком.
Таким образом, МКД находятся на прямых договорах с каждым собственником и пользователем жилых помещений в МКД. Прямые договоры заключены посредством совершения конклюдентных действий (пункт 6 статьи 157.2 ГК РФ). Истец оказывает услуги по горячему водоснабжению и отоплению. Условия прямого договора предусмотрены пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Возможность понудить физические лица к заключению прямых договоров в письменной форме действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Частью 11 статьи 161 ЖК РФ предусмотрена обязанность организации, осуществляющей управление МКД, предоставлять ресурсоснабжающей организации сведения, предусмотренные Правилами N 354. Перечень сведений, подлежащих предоставлению, сроки и порядок их предоставления установлен пунктом 6 Правил N 354.
Истцом в адрес ответчика было направлено письмо с требованием предоставить сведения, предусмотренные пунктом 6 Правил N 354.
Истец, ссылаясь на то, что ответчиком не предоставлены полные, в надлежащей форме, сведения достаточные для использования в целях начисления платы за коммунальные услуги, в том числе - для претензионно-исковой работы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу об обоснованности предъявленных требований по праву и размеру, иск в уточненной редакции удовлетворил в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпункта 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ и в силу закона являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, а следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации.
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.
Частью 1 указанной статьи 157.2 ЖК РФ к таким случаям отнесены ситуации: 1) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организации); 2) прекращения по инициативе ресурсоснабжающей организации договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией (по основаниям части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации); 3) наличия между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией прямого договора ресурсоснабжения на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирном доме.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги. Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения от управляющей организации необходимых сведений.
Согласно абзацу 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 309-ЭС20-20782 от 01.02.2021, является правомерным отказ в удовлетворении требования РСО о предоставлении управляющей организацией затребованной РСО информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешла на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
В рассматриваемом случае собственники помещений в МКД 24.09.2018 приняли решение заключить прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией на поставку ресурса, договоры заключены с 01.03.2019, то есть до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению информации от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности. При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что ответчик все имеющиеся у него сведения о собственниках жилых и нежилых помещений в соответствии с запросами истца передавал, в представленных документах имеются данные о площади помещений, ФИО собственников, количестве проживающих, о датах рождения граждан.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Иные сведения, истребуемые истцом, в том числе дата и место рождения потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность, не требуются для формирования платежных документов.
В данном случае доказательств, которые бы подтверждали наличие объективных препятствий в реализации права Предприятия на взыскание задолженности с физических лиц в нарушение положений статьи 65 АПК РФ истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ, ввиду удовлетворения позиции ответчика, изложенной в апелляционной жалобе, расходы по государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы отнесены на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу N А56-47067/2021 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "СВ-Эксплуатация" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-47067/2021
Истец: А56-79811/2020, ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "СВ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ"