г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2022 г. |
Дело N А56-14853/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В..
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Емельяновой Н.О.,
при участии:
от истца: представитель Гаврилова Е.В. по доверенности от 20.07.2021.
от ответчика: представитель Прошин А.Н. по доверенности от 27.12.2021,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42144/2021) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2021 по делу N А56-14853/2021, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Жилищному комитету
3-е лицо: открытое акционерное общество "Сити Сервис"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "ТЭК СПб", Предприятие, энергоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Жилищному комитету (далее - ответчик. Комитет) о взыскании убытков в виде разницы в тарифах за потребленную тепловую энергию по договору теплоснабжения от 01.01.2008 N 6402.036.1 за декабрь 2018 в размере 35 715 рублей 20 копеек, по договору теплоснабжения от 01.01.2008 N 6406.036.1 за декабрь 2018 в размере 21 618 рублей 41 копейка, по договору теплоснабжения от 01.01.2008 N 6407.036.1 за декабрь 2018 в размере 2 042 рубля 29 копеек, по договору теплоснабжения от 01.01.2008 N 6410.036.1 за декабрь 2018 в размере 7 649 рублей 70 копеек с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Сити Сервис" (далее - третье лицо, ОАО "Сити Сервис", абонент, управляющая организация).
Решением суда от 31.10.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что истцом не подтвержден документально размер требований, заявленных к Комитету, и, как следствие, не доказан факт отказа Комитета в выплате субсидий в ином (большем) размере.
17.01.2021 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от истца через систему "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов комитета.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
20.01.2022 в судебном заседании апелляционного суда истец и ответчик остались на занятых ранее правовых позициях.
Надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства третье лицо явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между ГУП "ТЭК СПб" (энергоснабжающая организация) и ОАО "Сити Сервис" (абонент) были заключены договоры теплоснабжения в горячей воде, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию в горячей воде в жилые дома, а абонент принял на себя обязательства своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором ражим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Объектами теплоснабжения по договорам являются многоквартирные дома, распложенные по следующим адресам: по договору от 01.01.2008 N 6402.036.1 (далее - договор 1) по адресу г. Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 70, корп. 1, лит. А; по договору от 01.01.2008 N 6406.036.1 (далее - договор 2) по адресу г. Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 21, корп. 2; по договору от 01.01.2008 N 6407.036.1 по адресу г. Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 21, корп. 3; по договору от 01.01.2008 N 6410.036.1 (далее - договор 4) по адресу г. Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 29, корп. 2.
В соответствии с разделом 6 договоров расчеты за отпущенную тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
Во исполнение условий договоров предприятие в декабре 2018 года (спорный период) поставило абоненту тепловую энергию в следующих размерах:
- по договору 1 на общую сумму 841 236 рублей 74 копейки (начисления по экономически обоснованному тарифу без НДС), из них по льготному тарифу для населения поставлено на сумму 597 641 рубль 83 копейки, по разнице в тарифах поставлено на сумму 243 594 рубля 91 копейка;
- по договору 2 на общую сумму 690 053 рубля 98 копеек (начисления по экономически обоснованному тарифу без НДС), из них по льготному тарифу для населения поставлено на сумму 490 236 рублей 70 копеек, по разнице в тарифах поставлено на сумму 199 817 рублей 28 копеек;
- по договору 3 на общую сумму 413 712 рублей 92 копейки (начисления по экономически обоснованному тарифу без НДС), из них по льготному тарифу для населения поставлено на сумму 293 915 рублей 06 копеек, по разнице в тарифах поставлено на сумму 119 797 рублей 86 копеек;
- по договору 4 на общую сумму 634 466 рублей 31 копейка (начисления по экономически обоснованному тарифу без НДС), из них по льготному тарифу для населения поставлено на сумму 450 745 рублей 42 копейки, по разнице в тарифах поставлено на сумму 183 720 рублей 89 копеек.
Письмом от 11.12.2020 N 05-14/61155 Предприятие обратилось к городу Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета по вопросу предоставления субсидий на возмещение выпадающих доходов за спорный период.
Неисполнение ответчиком требований в претензионном порядке послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд о взыскании убытков, выразившихся в виде разницы в тарифах.
С учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений иска, основанных на данных формы расчета субсидий по разнице в тарифах по состоянию на 01.09.2021, разница в тарифах по договору 1 составила 35 715 рублей 20 копеек, по договору 2 - 21 618 рублей 41 копейка, по договору 3 - 2 042 рубля 29 копеек, по договору 4 - 7 649 рублей 70 копеек.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население жилого дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р Предприятию установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2018 год.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 от 20.12.2017 N 240-р установлены тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для граждан на 2018 год. Размер установленного на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 тарифа для определения размера платы за коммунальные услуги составил 1 678,78 руб./Гкал, на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 1 745,86 руб./Гкал.
Факт несения истцом убытков в связи с применением для расчетов с Обществом тарифов на тепловую энергию, установленных для граждан, Жилищным комитетом не опровергнут.
Применение Предприятием при расчетах с Товариществом тарифов для граждан, которые ниже экономически обоснованных тарифов, повлекло возникновение межтарифной разницы.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Порядок предоставления субсидий за декабрь 2018 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2018 N 1012 "О порядке предоставления в 2019 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов", согласно которому разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Порядок предоставления субсидий за декабрь 2018 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2018 N 1012 "О порядке предоставления в 2019 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок), согласно которому разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и величине выпадающих доходов, возникающих в связи с применением льготных тарифов гражданам и творческим мастерским (далее - отчеты) и актов сверки объемов отпущенной тепловой энергии (далее - акты), предоставляемых ГУП "ТЭК СПб" в ГУП ВЦКП "ЖХ". Формирование отчетов осуществляется на основании данных, указанных в актах.
В письме 11.12.2020 N 05-14/61155 о выделении субсидий Предприятие уведомило Комитет о направлении Обществу актов сверки объемов отпущенной тепловой энергии, которые Общество не возвратило, что исключило возможность представления данных актов в ГУП ВЦКП "ЖХ".
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как возмещение убытков.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками, в частности, понимаются неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Уклонение Общества от подписания актов сверок объемов отпущенного по договору коммунального ресурса не может служить основанием для отказа в возмещении понесенных Предприятием убытков. Мотивированных возражений о несогласии с объемами поданного коммунального ресурса абонентом не представлено.
Учитывая, что межтарифная разница возникает в связи с несовпадением стоимости фактически отпущенного объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга экономически обоснованному тарифу на тепловую энергию и стоимостью того же объема тепловой энергии, рассчитанной по льготному тарифу, отказ Комитета в возмещении ресурсоснабжающей организации межтарифной разницы при отсутствии в материалах дела относимых и допустимых доказательств завышения Предприятием объемов отпущенной тепловой энергии, положенных в основу расчета субсидии, является неправомерным.
Возражая против удовлетворения иска, Комитет не представил доказательства, опровергающих иск. Причины разногласий и иной порядок расчета количества потребленной тепловой энергии в актах сверки объемов не указан.
Право Предприятия требовать возмещения убытков, возникших в результате тарифного регулирования, само по себе обусловлено наличием межтарифной разницы.
Так как Комитет не представил доказательств возмещения Предприятию межтарифной разницы, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2021 по делу N А56-14853/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14853/2021
Истец: А56-112034/2020, ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: ОАО "Сити Сервис"