г. Владимир |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А79-8519/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 06.12.2021 по делу N А79-8519/2021,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению публичного акционерного общества по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" (ОГРН 1022100967195, ИНН 2127008364) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от 12.08.2021 N 015S19210007220.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Публичное акционерное общество по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" (далее - Общество, страхователь) состояло на учете в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Фонд) в качестве страхователя.
Общество 06.04.2021 представило в Фонд сведения о 12 застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу формы "исходная" за март 2021 года.
Обществом 04.05.2021 в Фонд представлены сведения по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за март 2021 года в отношении 140 застрахованных лиц, сведения о которых ранее не были представлены.
Фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, в ходе которой Фонд установил факт непредставления Обществом в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2021 года в отношении 140 застрахованных лиц.
Результат проверки оформлен актом от 05.07.2021 N 015S1821000567.
Фондом по результатам рассмотрения акта от 05.07.2021 N 015S1821000567, а также письменных возражений Общества, вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.08.2021 N 015S19210007220.
Данным решением Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2021 года в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным решения Фонда от 12.08.2021 N 015S19210007220.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 06.12.2021 (резолютивная часть вынесена 18.11.2021) Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил заявленное Обществом требование.
Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что представление информации о сотруднике, сведения о котором не указаны в первичном (исходном) отчете, не может быть квалифицировано в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку сведения фактически не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые с нарушением срока.
Фонд утверждает, что сведения о застрахованных лицах, указанных в СЗВ-М с типом формы "дополняющая" представлены Обществом за пределом срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем 3 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В свою очередь статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом N 27-ФЗ, в том числе по их учетным данным.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от N 27-ФЗ).
Для представления ежемесячной отчетности о застрахованных лицах постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М), в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов:
- код "исхд" ("исходная форма") указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" ("дополняющая форма") указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" ("отменяющая форма") указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, которая вступила в силу 27.07.2020 (далее - Инструкция N 211н).
В абзаце 4 пункта 40 Инструкции N 211н предусмотрено, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Между тем, суд учел, что согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрены условия освобождения налогоплательщика от ответственности в случаях представления уточненной декларации с пропуском установленного налоговым законодательством срока ее подачи, в том числе в случае подачи уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации.
Указанная норма поощряет ответственное и деятельное участие налогообязанных лиц в поддержании фискального правопорядка, а именно, связывает освобождение от налоговой ответственности с добровольными (не вынужденными) действиями по исправлению недостоверных сведений в ранее представленной налоговой отчетности (декларации или расчете) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П).
Поскольку Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя представить скорректированные сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда при обнаружении ошибок в ранее представленных сведениях и не содержит исключений из указанного права для случаев, когда сведения об отдельных застрахованных лицах ранее не были представлены, то применительно к подпункту 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ реализация данного права страхователем до обнаружения ошибки органом Пенсионного фонда Российской Федерации или до истечения срока, указанного в уведомлении органа Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет за собой освобождение от ответственности в форме взимания финансовых санкций.
Материалами данного дела подтверждается и Фондом не оспаривается, что Общество первоначально сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М за март 2021 года представило в Фонд в установленный срок.
Впоследствии Общество, самостоятельно выявив ошибки в исходной форме, исправило их путем подачи 04.05.2021 дополняющей формы за март 2021 года.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкцией N 211н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган контроля сведениях, до их обнаружения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и представить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации достоверные сведения (уточненные, исправленные).
В данном случае, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Фондом, Общество реализовало свое право на уточнение представленных сведений за март 2021 года, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот период.
Фондом не представлены доказательства направления страхователю в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, уведомления об устранении имеющихся расхождений при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Обществом сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете по форме СЗВ-М за март 2021 года по типу "дополняющая" были представлены в Фонд в порядке устранения самостоятельно выявленных ошибок, что исключает применение финансовых санкций по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
С учетом изложенного Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Фонд от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 06.12.2021 по делу N А79-8519/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8519/2021
Истец: ПАО "Дорисс"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской республики-Чувашии, ОПФР по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: Первый Арбитражный апелляционный суд