г. Вологда |
|
04 февраля 2022 г. |
Дело N А05-6592/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 февраля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску Контиевского С.Л. по доверенности от 20.12.2021 N 2.4-16/3786, от закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" Мельникова А.В. по доверенности от 12.07.20231 N 298,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 октября 2021 года по делу N А05-6592/2021,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" (ОГРН 1022900521071, ИНН 2928001265; адрес: 163025, Архангельская область, город Архангельск, улица Постышева, дом 26; далее - ЗАО "Лесозавод 25", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (ОГРН 1042900051094, ИНН 2901061108; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Логинова, дом 29; далее - инспекция, налоговый орган, ИФНС) о признании недействительным решения от 27.11.2020 N 2.20-24/7667 по эпизодам, отраженным в пунктах 2.3.8, 2.5.4, в части определения срока полезного использования и даты ввода в эксплуатацию (принятия к бухгалтерскому учету) магистральной тепловой сети протяженностью 707,2 погонных метра в части увеличения расходов по налогу на прибыль организаций за июль - декабрь 2017 года на 1 895 501 руб. 75 коп. (по расчету налогового органа) вместо 3 553 700 руб. 20 коп. (по расчету заявителя).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 октября 2021 года по делу N А05-6592/2021 заявленные требования удовлетворены. На ответчика возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Налоговый орган с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает неправомерным отнесение части существующего объекта к иной амортизационной группе. Считает, что учитывать часть объекта основного средства в качестве магистральной тепловой сети для предприятия лесоперерабатывающей отрасли по коду ОКОФ 220.41.20.20.303 неправомерно, поскольку он подлежит применению при классификации объектов топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий. Кроме того, не имеется надлежащих доказательств для вывода о том, что спорный участок тепловой сети является магистральной тепловой сетью.
ЗАО "Лесозавод 25" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки деятельности общества и его обособленных подразделений по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, страховых взносов за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, налоговым органом составлен акт от 20.07.2020 N 2.20-24/6603, а также с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и возражений налогоплательщика принято решение от 27.11.2020 N 2.20-24/7667 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафов в размере, определенном с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, в общей сумме 384 469 руб.
Кроме того, этим решением обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в размере 15 370 174 руб., по налогу на имущество организаций в размере 927 474 руб., а также соответствующие пени в сумме 6 918 466 руб. 77 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 09.03.2021 N 07-10/1/03207, указанное решение инспекции отменено в части начисления налогов, пени и штрафов по эпизодам, связанным с неправильным определении обществом амортизационной группы и срока полезного использования сборных частей котельных установок в котельной Участка N 3, а также в части косвенных расходов за 2017 год, не учтенных инспекцией при формировании первоначальной стоимости здания, в сумме 3 582 руб. 45 коп.
В остальной части, в том числе по оспариваемым обществом в рамках настоящего дела эпизодам жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа от 09.03.2021 N 07-10/1/03207 в указанной выше части, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу о том, что общество в нарушение пунктов 1, 3, 6 статьи 258 НК РФ неправильно определило амортизационную группу и срок полезного использования, дату ввода в эксплуатацию по объекту основных средств "Тепловая сеть, протяженность 2 515 п.м" инвентарный номер 000001488.
Налоговый орган в своем решении отразил, что тепловая сеть протяженностью 2 515 погонных метров как единый объект неправомерно отнесена отнесена к 7 амортизационной группе со сроком использования 181 месяц как магистральная тепловая сеть (код ОКОФ 220.41.20.20.303), поскольку ее следовало относить к 9 амортизационной группе со сроком использования 360 месяцев в соответствии с нормативным сроком службы как тепловую сеть, не являющуюся магистральной.
Инспекция также в ходе проверки пришла к выводу о том, что часть спорного объекта, состоящая из тепловых сетей котельной и основной части наружных тепловых сетей от котельной до производственных зданий и сооружений Участка N 3, фактически построена и готова к эксплуатации 26.06.2017. Поскольку обществом 17.05.2018 осуществлен ввод в эксплуатацию достройки объекта в виде тепловых сетей от ранее построенного участка тепловой сети до сушильных установок "Блок 12-ти камер периодического действия" и "Блок 5-ти туннельных камер" Участка N 3, то налоговый орган пришел к выводу об изменении первоначальной стоимости спорного объекта по состоянию на 17.05.2018 в результате достройки.
По результатам проведенной проверки налоговый орган в оспариваемой обществом части решения указал, что в результате выявленного нарушения завышены расходы для целей налогообложения прибыли за 2018 год на 6 229 778 руб. 96 руб., а за июль - декабрь 2017 года расходы подлежат увеличению в обшей сумме 1 899 355 руб. 04 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции поддержал позицию общества о том, что с учетом предъявленного заявителем суду экспертного заключения "Исследования в отношении тепловой сети (инвентарный номер 000001488), расположенной по адресу: г. Архангельск, ул. Родионова, д. 25 на предмет ее классификации", выполненное к.т.н., доцентом кафедры ТГВ ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет" (далее - экспертное заключение) четыре участка тепловой сети общества, общая протяженность которых составляет 707,2 погонных метра, соответствуют понятию магистральной тепловой сети, изложенному в пункте 3.6 СП 124.13330.2012. СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 280 (далее - Свод правил, СП 124.13330.2012). Отметил также, что признание актива объектом основных средств и возможность начисления амортизации по нему не зависят от наличия у организации документов, выданных уполномоченными органами. Согласился с приведенным обществом расчетом налоговых обязательств с учетом такого вывода, а также приняв во внимание то, что датой принятия к учету объекта является 26.06.2017, имело место увеличение его стоимости 31.12.2017, поскольку указанный участок был запущен и использовался в декабре 2017 года.
При рассмотрении настоящего спора суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 253 НК РФ суммы начисленной амортизации включаются в расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Согласно пункту 1 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Постановление N 1), утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация основных средств).
Согласно пункту 3 статьи 258 НК РФ в седьмую группу входит имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно; в девятую группу - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно.
В пункте 6 статьи 258 упомянутого Кодекса установлено, что для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемом периоде) объектом обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Статьей 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Правила и порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01. утвержденном приказом Министерства, финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), и Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
-объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев:
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
В соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (пункт 6 ПБУ 6/01).
В соответствии с пунктом 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости.
Пунктом 12 Методических указаний установлено, что учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (например, унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", утвержденная постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"). Инвентарная карточка открывается па каждый инвентарный объект.
Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов - по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).
Как отмечалось ранее, в решении налогового органа сделан вывод о том, поставленная обществом на учет в качестве основного средства тепловая сеть как единый объект, протяженностью 2 515 погонных метра, не относится к сети тепловой магистральной. Данный вид основных средств не указан в амортизационных группах, утвержденных Постановлением N 1, в связи с этим срок полезного использования тепловой сети следует определять в соответствии с расчетным сроком службы, указанным в проектной документации, составленной с учетом требований пунктов 10.1 и 17.6 СП 124.13330.2012 - не менее 30 лет, что соответствует 9 амортизационной группе.
Определение понятия "сеть тепловая магистральная" в налоговом законодательстве отсутствует, следовательно, в силу части 1 статьи 11 НК РФ такое понятие подлежит применению в том значении, в каком оно используются в иных отраслях законодательства.
При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, соответствующего магистральной тепловой сети, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение его целях налогообложения в отсутствие к тому объективных предпосылок, в том числе соответствия поставленного на учет объекта понятию магистральной тепловой сети.
Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ предъявленные в дело доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что обществом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих его позицию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии; теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения; объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность; тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Согласно пункту 1.2 СП 124.13330.2012 СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 280 (далее - Свод правил, СП 124.13330.2012), свод правил распространяется на тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями) от выходных запорных задвижек (исключая их) коллекторов источника теплоты или от наружных стен источника теплоты до выходных запорных задвижек (включая их) тепловых пунктов (узлов вводов) зданий и сооружений, транспортирующие горячую воду с температурой до 200 °С и давлением до 2,5 МПа включительно, водяной пар с температурой до 440 °С и давлением до 6,3 МПа включительно, конденсат водяного пара.
В соответствии с пунктом 4.1 Свода правил тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.
Согласно пунктам 3.6 - 3.9 названного Свода правил:
- магистральные тепловые сети - тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах;
- распределительные тепловые сети - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от центрального теплового пункта до индивидуального теплового пункта;
- квартальные тепловые сети - распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку);
- ответвление - участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям.
В силу пункта 14.1 Свода правил в закрытых и открытых системах теплоснабжения способ присоединения зданий к тепловым сетям через центральные тепловые пункта или индивидуальные тепловые пункты определяется на основании технико-экономического обоснования или в соответствии с заданием на проектирование, с учетом гидравлического режима работы и температурного графика тепловых сетей и зданий.
В соответствии с пунктом 3.12 СП 124.13330.2012 тепловой пункт - сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя.
Тепловые пункты подразделяются на индивидуальные и центральные.
Аналогичное понятие теплового пункта приведено в Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 N 285, которым установлено, что тепловой пункт - совокупность устройств, предназначенных для присоединения к тепловым сетям систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилых и общественных зданий (индивидуальные - для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части; центральные - то же, двух зданий или более) (пункт 1.9).
В обоснование своей позиции ЗАО "Лесозавод 25" в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представлено экспертное заключение, согласно которому 4 участка исследований тепловой сети согласно ТУ на присоединение котельной к тепловым сетям от 01.04.2017 до ИТП цеха сушки и пакетирования около УП5 в полном объеме отвечают предъявляемым требованиям к магистральной тепловой сети, в частности, к таковой отнесены:
- участок N 1: от дискового затвора Ду 350 (вблизи пересечения осей Н-5) согласно ТУ на присоединение котельной к тепловым сетям от 01.04.2017 до УТ1 около УПЗ согласно схеме сетей (прил. 3);
- участок N 2: от УТ1 около УПЗ согласно схеме сетей (прил. 3) до УТ2 около НЗ согласно схеме сетей (прил. 3);
- участок N 3: от УТ2 около НЗ согласно схеме сетей (прил. 3) до УТЗ около Н4 согласно схеме сетей (прил. 3);
- участок N 4: от УТЗ около Н4 согласно схеме сетей (прил. 3) до ИТП цеха сушки и пакетирования около УП5 согласно схеме сетей (прил. 3, прил. 4).
Вместе с тем, данное экспертное заключение суд апелляционной инстанции не может признать надлежащим доказательством.
Как отмечалось ранее, спорный объект "Тепловая сеть, протяженность 2515 п.м" инвентарный номер 000001488" учтена обществом как единый объект.
Действительно, из экспертного заключения следует, что была исследована представленная обществом следующая документация:
паспорт наружной тепловой сети сушильных установок-3 "Блок 12-ти камер периодического действия", "Блок 5-ти туннельных камер" (объект "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса техническая документация в Маймаксанском округе г. Архангельска, ул. Родионова, 25"). Эксплуатационный район ЗАО "Лесозавод 25" Участок N 3;
паспорт наружной тепловой сети цеха ССП-3 ("Линия сортировки сухих пиломатериалов" (объект "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска, ул. Родионова, 25"). Эксплуатационный район ЗАО "Лесозавод 25" Участок N 3;
паспорт наружной тепловой сети цеха ЛЦ-3 ("Лесопильный цех с линией сортировки пиломатериалов" (объект "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска, ул. Родионова, 25"). Эксплуатационный район ЗАО "Лесозавод 25" Участок N 3; Паспорт наружной тепловой сети участка Котельная N 3 - цех ПХР (объект "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска, ул. Родионова, 25"). Эксплуатационный район ЗАО "Лесозавод 25" Участок N 3;
ТУ на присоединение котельной ЗАО "Лесозавод 25" к тепловым сетям;
ТУ на присоединение к тепловым сетям цеха ССП-3 ЗАО "Лесозавод 25";
ТУ на присоединение к тепловым сетям цеха ЛЦ-3 ЗАО "Лесозавод 25".
При этом, выводов о том, что спорные участки являются магистральными не мотивированы. В экспертном заключении не отраженно в связи с чем эти участки являются таковыми, в том числе и как не отражено, почему они соответствую изложенному в пункте 3.6 Свода правил понятию магистральной тепловой сети (тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах).
Налоговый орган, кроме того, верно отмечает, что тепловая сеть, не имеющая теплового пункта (предназначенного для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий) за пределами источника теплоты (котельной), где схема теплоснабжения заключается в передаче тепловой энергии от собственной котельной напрямую в объекты производства, не подлежит классификации на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям.
В рассматриваемом случае представленные на проверку паспорта тепловых пунктов оформлены на встроенные в здания индивидуальные тепловые пункты, отличительной особенностью которых является назначение присоединять системы теплопотребления одного здания к тепловой сети. Устройство индивидуальных тепловых пунктов обязательно в каждом здании независимо от наличия центрального теплового пункта, при этом в индивидуальных тепловых пунктах предусматриваются только те функции, которые необходимы для присоединения систем потребления теплоты данного здания и не предусмотрены в центральном тепловом пункте. Принципиальным условием отнесения тепловых сетей к магистральным сетям является наличие не индивидуальных тепловых пунктов, а теплового пункта в составе тепловой сети.
В рассматриваемом случае паспорта центрального теплового пункта в материалах дела отсутствуют, передача тепловой энергии от собственной котельной до производственных зданий с оформлением паспорта на индивидуальный тепловой пункт не свидетельствует о том, что спорный объект является в части магистральной тепловой сетью.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает обоснованным и довод налогового органа о том, что рассматриваемое экспертное заключение не соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Фактически, из его содержания следует, что оно представляет собой мнение отдельных лиц, которые при этом не были предупреждены об ответственности за дачу ложных заключений.
Кроме того, отнесение части объекта к 7 амортизационной группе, а части этого же объекта - к 9 амортизационной группе, противоречит приведенным выше положениям НК РФ, Методическим указаниям и ПБУ 6/01.
С учетом изложенного апелляционная коллегия считает изложенные в оспариваемой части в пунктах 2.3.8, 2.5.4 решения налогового органа выводы правомерным, в связи с этим считает, что оснований для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 октября 2021 года по делу N А05-6592/2021 отменить.
Отказать закрытому акционерному обществу "Лесозавод 25" в признании недействительным вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Архангельску решения от 27.11.2020 N 2.20-24/7667 по эпизодам, отраженным в пунктах 2.3.8, 2.5.4, в отношении определения срока полезного использования и даты ввода в эксплуатацию (принятия к бухгалтерскому учету) магистральной тепловой сети протяженностью 707,2 погонных метра в части увеличения расходов по налогу на прибыль организаций за июль - декабрь 2017 года на 1 895 501 руб. 75 коп. (по расчету налогового органа) вместо 3 553 700 руб. 20 коп. (по расчету заявителя).
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6592/2021
Истец: ЗАО "Лесозавод 25"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Архангельску
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5285/2022
08.06.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11254/2021
04.02.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11254/2021
29.10.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6592/2021