г. Москва |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А40-147006/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
помощником судьи М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ЦЭТ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2021 по делу N А40-147006/21
по заявлению ООО "Газпром экспорт" (ИНН 7706193766)
к Центральной энергетической таможне
об оспаривании Уведомления от 07.04.2021 года N 10006000/У2021/0,
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
Суздалев С.Н. по дов. от 01.12.2021; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром экспорт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне с требованиями признать недействительным Уведомление Центральной энергетической таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 07.04.2021 года N 10006000/У2021/0000270 в части начисления пеней в размере 113 864 420 рублей 20 копеек; признать незаконным Решение Центральной энергетической таможни от 16.04.2021 года о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/210518/0000833 в части начисления пеней в размере 113 864 420,20 рублей (в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 11.11.2021 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Ответчик в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, в адрес ООО "Газпром экспорт" (Общество) поступило Уведомление Центральной энергетической таможни (ЦЭТ, таможенный орган) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 07 апреля 2021 года N 10006000/У2021/0000270 (далее - Уведомление ЦЭТ, Уведомление об уплате пеней).
Из мотивировочной части Уведомления ЦЭТ следует, что основанием для направления данного Уведомления послужило наличие, по мнению таможенного органа, неисполненной со стороны Общества обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, исчисленных по декларации на товары N 10006032/210518/0000833 от 07.04.2021 года в размере 119 171 152,62 руб.
09 апреля 2021 года ООО "Газпром экспорт".направило в ЦЭТ письмо ГЭ 04-1893, которым сообщило, что, по мнению Общества, выставленное Уведомление ЦЭТ является необоснованным.
Вместе с тем, поскольку исполнение Уведомления ЦЭТ является обязательным, Общество указало, что вынужденно уплачивает денежную сумму по указанному Уведомлению и просит использовать для этих целей денежные средства, переведенные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей.
Таким образом, ООО "Газпром экспорт" исполнило Уведомление Центральной энергетической таможни от 07 апреля 2021 года N 10006000/У2021/0000270 об уплате пеней.
Кроме того, 16 апреля 2021 года Центральной энергетической таможней было принято Решение о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/210518/0000833 (далее - Решение ЦЭТ от 16.04.2021 года о корректировке ПВД N 10006032/210518/0000833), в соответствие с которым были скорректированы графы 47 и В полной таможенной декларации N 10006032/210518/0000833.
В результате принятия Решения от 16.04.2021 года о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/210518/0000833 Центральной энергетической таможней были доначислены Обществу пени в размере 119 171 152,62 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, обосновано исходил из следующего.
На момент принятия таможенным органом оспариваемого Решения ЦЭТ подлежали применению нормы Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу с 04.09.2018 года, а также "Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", вступившего в законную силу с 01.01.2018 года.
По правилам пункта 1 статьи 444 ТК ЕАЭС настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления настоящего Кодекса в силу, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 444 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 289-ФЗ отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Соответственно, поскольку права и обязанности сторон в рамках рассматриваемых правоотношений возникли в период действия Федерального закона N 289-ФЗ и ТК ЕАЭС, к спорным правоотношениям подлежат применению положения норм указанных нормативно-правовых актов.
На момент подачи ПВД N 10006032/210518/0000833 таможенная стоимость поставляемого природного газа определялась на основании Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 года N 191. При этом на момент подачи Обществом обращения от 09.03.2021 года о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N 10006032/210518/0000833 вступили в силу Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 года N 16942.
В соответствии с частью 4 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров. Пункт 8 Правил предусматривает, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном 12 Правил. При этом пункт 9 Правил устанавливает, что в случае невозможности определения таможенной стоимости вывозимых товаров с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (далее - метод 1) таможенная стоимость вывозимых товаров определяется с использованием метода по стоимости сделки с идентичными товарами (далее - метод 2) в соответствии с пунктами 24 - 26 Правил либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (далее - метод 3) в соответствии с пунктами 27 - 29 Правил, которые применяются последовательно.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
В соответствии с частью 3 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
При этом согласно части 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Как следует из материалов дела, процедура временного периодического таможенного декларирования
рассматриваемой поставки природного газа была начата Обществом 20 марта 2018 года путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/200318/0000469 (далее - ВТД) на планируемую поставку природного газа в апреле 2018 года, в том числе, по Контракту от 20.05.1992 года (далее - Контракт) с компанией WIEH GmbH (далее -Покупатель).
Временная таможенная декларация была зарегистрирована таможенным органом 20 марта 2018 года, таможенные платежи были своевременно и в полном объеме уплачены Обществом. Товар в рамках вышеуказанной таможенной декларации был выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп ЦЭТ "Выпуск разрешен".
По результатам завершения поставки природного газа в рамках Контракта в апреле 2018 года, в целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, Общество представило в ЦЭТ полную таможенную декларацию N 10006032/210518/0000833 (далее - ПВД).
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины таможенная стоимость была определена Обществом на основании второго метода по стоимости сделки с идентичными товарами. ПВД была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен", проставленный таможенным органом 21.05.2018.
После осуществления рассматриваемой поставки природного газа и подачи ПВД N 10006032/210518/0000833, между сторонами Контракта было заключено Дополнительное соглашение к Контракту об установлении окончательной цены сделки по Контракту, ООО "Газпром экспорт" было направлено в ЦЭТ Обращение декларанта от 09.03.2021 года о внесении изменений (дополнений) в ПВД N 10006032/210518/0000833 (далее - Обращение), ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/210518/0000833/01 (далее - КДТ1) к ПВД и доплачена таможенная пошлина в соответствии с окончательной ценой сделки. Обращение Общества было полностью удовлетворено ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/210518/0000833, что подтверждается отметками ЦЭТ от 07.04.2021 года в графе "D" измененной ПВД N 10006032/210518/0000833.
В дальнейшем, ЦЭТ было выставлено оспариваемое Уведомление Центральной энергетической таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 07.04.2021 года N 10006000/У2021/0000270 и принято оспариваемое Решение ЦЭТ от 16.04.2021 года о корректировке ПВД N 10006032/210518/0000833 с отражением в ней сумм начисленных Обществу пеней в размере 119 171 152,62 рублей.
У ЦЭТ отсутствовали основания для начисления пеней, вследствие чего Уведомление ЦЭТ, а также Решение ЦЭТ от 16.04.2021 года о корректировке ПВД N 10006032/210518/0000833 являются незаконными в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В пункте 3 Постановления КС РФ "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. С публично - правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.
В пункте 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019 года, указывается на незаконность начисления пени на задолженность по уплате таможенных пошлин, если у декларанта имелись перечисленные авансовые платежи, превышающие произведенные ему доначисления, и таможенный орган имел возможность самостоятельно зачесть их в счет уплаты таможенных пошлин и налогов.
Решение ЦЭТ от 16.04.2021 года о корректировке ПВД N 10006032/210518/0000833 было принято, а Уведомление об уплате пеней выставлено в связи с нарушением, по мнению ЦЭТ, Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 663 341 553,11 руб. в период с 22.05.2018 года по 09.03.2021 года.
Вместе с тем, при принятии ЦЭТ Решения от 16.04.2021 года о корректировке ПВД N 10006032/210518/0000833 и выставления Уведомления об уплате пени, таможенным органом не было учтено, что в течение вышеуказанного периода, за который Обществу начислены пени, в федеральном бюджете находились суммы авансовых платежей, а также излишне уплаченных таможенных платежей, превышающие сумму таможенной пошлины, сроки уплаты которой, по мнению ЦЭТ, Общество нарушило, в том числе,
в размере 767 633 131,42 руб. в период с 22.05.2018 года по 13.08.2018 года,
в размере 1 478 404 281,14 руб. в период с 14.08.2018 года по 16.08.2018 года,
в размере 708 647 867.73 руб. в период с 17.08.2018 года по 29.08.2018 года,
в размере 1 343 072 237,39 руб. в период с 19.09.2018 года по 27.09.2018 года,
в размере 6 348 249 865,69 руб. в период с 17.10.2018 года по 31.10.2018 года,
в размере 6 355 083 464,29 руб. в период с 01.11.2018 года по 19.11.2018 года.
в размере 826 360 713.36 руб. в период с 20.11.2018 года по 09.03.2021 года.
Факт нахождения в федеральном бюджете авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей в соответствующем периоде подтверждается Отчетами ЦЭТ о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей и расчетами Общества к данным Отчетам ЦЭТ.
Излишняя уплата таможенной пошлины в размере 767 633 131,42 руб. в период с 22.05.2018 года по 13.08.2018 года складывается из сумм излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 496 402 605,11 руб., 122 422 048,12 руб., 148 808 478,19 руб. по временным и полным таможенным декларациям, что подтверждается нижеследующим.
С июля 2016 года по май 2017 года в адрес Общества поступили требования ЦЭТ N 33, 90, 95, 99, 54, 55, 60, 66, 68, 70, 71, 80, 81, 83, 85, 96, 97, 107, 116,120,136 об уплате таможенных платежей на общую сумму 496 402 605,11 руб.
Во исполнение вышеуказанных требований ЦЭТ ООО "Газпром экспорт" направило в ЦЭТ письма N ГЭ/05-5415, ГЭ/04/02-7969, ГЭ/04/02-88, ГЭ/04/02-902, ГЭ/04-1295, ГЭ/04-3441, в которых сообщило, что, по мнению Общества, выставленные ЦЭТ Требования являются необоснованными. При этом, поскольку исполнение Требований об уплате таможенных платежей является обязательным, а также в целях недопущения влияния данного спора на непрерывность процесса поставок природного газа, Общество вынужденно уплатило денежную сумму в общем размере 496 402 605,11 руб., и просило использовать для этих целей денежные средства, ранее внесённые на счёт ЦЭТ платежными поручениями NN 32002 от 14.06.2016 года, 62859 от 14.11.2016 года, 69309 от 14.12.2016 года, 683 от 09.02.2017 года, 2853 от 16.05.2017 года.
В дальнейшем, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с Заявлениями о признании недействительными вышеуказанных требований ЦЭТ.
В соответствии с решениями Арбитражного суда города Москвы по делам N N А40-221964/16, А40-35287/17, А40-55863/17, А40-56050/17, А40-77797/17, А40- 77901/17, А40-79460/17, А40-79643/17, А40-78939/17, А40-77880/17, А40-92031/17, А40-91929/17, А40-92077/17, А40-92072/17, А40-91935/17, А40-134886/17, А40-134884/17, А40-133917/17, А40-149395/17, А40-149915/17, А40-155166/17, оставленным в силе судами вышестоящих инстанций, вышеуказанные требования ЦЭТ были признаны недействительными.
В августе 2018 года Общество направило в адрес Центральной энергетической таможни Заявление от 10.08.2018 года N ГЭ/04-5607 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в общем размере 496 402 605,11 руб., излишне уплаченных по вышеуказанным требованиям ЦЭТ.
В августе 2018 года Центральная энергетическая таможня по указанному заявлению вернула Обществу излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 496 402 605,11 руб., что подтверждается платежным поручением от 21 августа 2018 годаN 415614.
Учитывая вышеизложенное, в период с 22.05.2018 года по 13.08.2018 года в бюджете находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 496 402 605,11 руб.
Об излишней уплате таможенной пошлины в сумме 122 422 048,12 руб.
В целях оформления поставок природного газа в 2016 году Общество представило в Центральную энергетическую таможню полные таможенные декларации: 10006032/170516/0000850, 10006032/160616/0001050, 10006032/150916/0001522, 10006032/141016/0001671. Излишне уплаченная пошлина составила 122 422 048,12 руб.
Таможенная пошлина была уплачена Обществом в полном объёме при подаче вышеуказанных таможенных деклараций, о чём свидетельствует, в том числе, штамп ЦЭТ "Выпуск разрешён" на таможенных декларациях. В последующем, в связи с тем, что стоимость сделок по поставкам природного газа была пересмотрена в меньшую сторону, ООО "Газпром экспорт" были оформлены корректировки к вышеуказанным декларациям на товары (КДТ1). Составленные Обществом КДТ1 были приняты ЦЭТ, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД, что подтверждается отметками ЦЭТ в графах "D" КДТ1 к соответствующим ПВД.
01.10.2018 года Центральная энергетическая таможня вернула Обществу излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 122 422 048,12 руб., что подтверждается выпиской из Единого лицевого счета за период с 01.10.2018 года по 31.10.2018 года (графа 29, 30,31,34).
Учитывая вышеизложенное, в период с 22.05.2018 года по 13.08.2018 года в бюджете находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 122 422 048,12 руб.
Об излишней уплате таможенной пошлины в сумме 148 808 478,19 руб.
30.09.2016 года Общество представило в Центральную энергетическую таможню временную таможенную декларацию N 10006032/300916/0001643 (далее ВТД N 10006032/300916/0001643) на планируемые поставки природного газа в период с 01.10.2016 по 31.10.2016 года. В соответствии с вышеуказанной ВТД N 10006032/300916/0001643 Общество выразило намерение на вывоз природного газа в объеме 190 000 000 метров кубических. Одновременно с подачей вышеуказанной ВТД N 10006032/300916/0001643, Общество распорядилось об уплате таможенной пошлины в размере 653 913 226,59, что составляет 100 (сто) % от суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате с учетом общего объема природного газа, заявленного к вывозу в ВТД N 10006032/300916/0001643.
30.09.2016 года ВТД N 10006032/300916/0001643 была принята и зарегистрирована ЦЭТ, а также, таможенным органом был проставлен штамп "Выпуск разрешен", что свидетельствует о надлежащей и полной уплате Обществом соответствующих сумм таможенных платежей.
По результатам завершения поставок природного газа в октябре 2016 года, в целях завершения процедуры таможенного оформления природного газа в рамках ВТД N 10006032/300916/0001643, Общество представило в ЦЭТ полные таможенную декларации N 10006032/111116/0001830, N 10006032/181116/0001964, N 10006032/181116/0001965, N 10006032/181116/0001966.
В соответствии с вышеуказанными ПВД N 10006032/111116/0001830, N 10006032/181116/0001964, N 10006032/181116/0001965, N 10006032/181116/0001966 итоговая сумма таможенной пошлины, подлежащая уплате за природный газ, экспортированный в октябре 2016 года, составила 505 104 748,40 руб., что на 148 808 478,19 руб. меньше суммы таможенной пошлины, уплаченной Обществом в момент подачи ВТД N 10006032/300916/0001643.
01.10.2018 года Центральная энергетическая таможня вернула Обществу излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 148 808 478,19 руб., что подтверждается выпиской из Единого лицевого счета за период с 01.10.2018 года по 31.10.2018 года (графа 26).
Учитывая вышеизложенное, в период с 22.05.2018 года по 13.08.2018 года в бюджете находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 148 808 478,19 руб.
Принимая во внимание все приведенные в настоящем разделе суммы излишне уплаченной таможенной пошлины, следует сделать вывод о том, что в период с 22.05.2018 года по 13.08.2018 года в бюджете РФ находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в размере 767 633 131,42 руб., которая складывается из сумм излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 496 402 605,11 руб., 122 422 048,12 руб., 148 808 478,19 руб. по временным и полным таможенным декларациям.
Относительно уплаченных и неиспользованных Обществом сумм авансовых платежей в размере 1 478 404 281,14 руб. в период с 14.08.2018 года по 16.08.2018 года.
В целях оформления поставок природного газа в 2018 году Общество осуществило внесение авансовых платежей по платежному поручению от 19.07.2018 года N 169 на сумму 28 329 056 838 руб.
При этом Общество распорядилось вышеуказанными авансовыми платежами только 20.08.2018 года, представив в Центральную энергетическую таможню временную таможенную декларацию N 10006032/200818/0001354 (далее ВТД N 10006032/200818/0001354) на планируемую поставку природного газа.
В соответствии с вышеуказанной ВТД N 10006032/200818/0001354 Общество выразило намерение на вывоз природного газа в объеме 10 450 000 000 м3. Одновременно с подачей вышеуказанной ВТД N 10006032/200818/0001354 Общество распорядилось об уплате таможенной пошлины, используя для этих целей, в том числе, уплаченные по платежному поручению от 19.07.2018 года N 169 авансовые платежи в размере 1 478 404 281,14 руб., что подтверждается графой "В" ВТД N 10006032/200818/0001354.
20.08.2018 ВТД N 10006032/200818/0001354 была принята и зарегистрирована ЦЭТ, а также, таможенным органом был проставлен штамп "Выпуск разрешен", что свидетельствует о надлежащей и полной уплате Обществом соответствующих сумм таможенных платежей.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 14.08.2018 года по 16.08.2018 года в бюджете находились неиспользованные Обществом авансовые платежи в сумме 1 478 404 281,14 рублей РФ.
Относительно уплаченных и неиспользованных Обществом сумм авансовых платежей в размере 708 647 867,73 руб. в период с 17.08.2018 года по 29.08.2018 года.
В целях оформления поставок природного газа в 2018 году Общество осуществило внесение авансовых платежей по платежному поручению от 17.08.2018 года N 611 на сумму 28 155 037 769 руб.
При этом Общество распорядилось вышеуказанными авансовыми платежами только 30.08.2018 года, представив в Центральную энергетическую таможню временную таможенную декларацию N 10006032/300818/0001381 (далее ВТД N 10006032/300818/0001381) на планируемую поставку природного газа.
В соответствии с вышеуказанной ВТД N 10006032/300818/0001381 Общество выразило намерение на вывоз природного газа в объеме 127 700 000 м3. Одновременно с подачей вышеуказанной ДВД N ВТД N 10006032/300818/0001381 Общество распорядилось об уплате таможенной пошлины, используя для этих целей, в том числе, уплаченные по платежному поручению от 17.08.2018 года N 611 авансовые платежи в размере 708.647.867,73 руб., что подтверждается графой "В" ВТД N 10006032/300818/0001381.
30.08.2018 года ДВД N ВТД N 10006032/300818/0001381 была принята и зарегистрирована ЦЭТ, а также, таможенным органом был проставлен штамп "Выпуск разрешен", что свидетельствует о надлежащей и полной уплате Обществом соответствующих сумм таможенных платежей.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 17.08.2018 года по 29.08.2018 года в бюджете находились неиспользованные Обществом авансовые платежи в сумме 708 647 867,73 рублей РФ.
Относительно уплаченных и неиспользованных Обществом сумм авансовых платежей в размере 1 343 072 237,39 руб. в период с 19.09.2018 года по 27.09.2018 года.
В целях таможенного оформления поставок природного газа в 2018 году Общество 19.09.2018 года по платежному поручению N 1090 внесло в федеральный бюджет авансовые платежи на сумму 39 905 990 756 руб.
При этом Общество распорядилось вышеуказанными авансовыми платежами только 28.09.2018 года, представив в Центральную энергетическую таможню временную таможенную декларацию N 10006032/280918/0001548 (далее ВТД N 10006032/280918/0001548) на планируемую поставку природного газа.
В соответствии с вышеуказанной ВТД N 10006032/280918/0001548 Общество выразило намерение на вывоз природного газа в объеме 206 702 450 м3. Одновременно с подачей вышеуказанной ВТД N 10006032/280918/0001548 Общество распорядилось об уплате таможенной пошлины, используя для этих целей, в том числе, уплаченные по платежному поручению от 19.09.2018 года N 1090 авансовые платежи в размере 1 343 072 237,39 руб., что подтверждается графой "В" ВТД N 10006032/280918/0001548.
28.09.2018 ВТД N 10006032/280918/0001548 была принята и зарегистрирована ЦЭТ, а также, таможенным органом был проставлен штамп "Выпуск разрешен", что свидетельствует о надлежащей и полной уплате Обществом соответствующих сумм таможенных платежей.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 19.09.2018 года по 28.09.2018 года в бюджете находились неиспользованные Обществом авансовые платежи в сумме 1 343 072 237,39 рублей РФ.
Относительно уплаченных и не использованных Обществом сумм авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей в период с 17.10.2018 года по 19.11.2018 года.
Факт нахождения в федеральном бюджете авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей в период с 17.10.2018 года по 20.11.2018 года в федеральном бюджете подтверждается Отчетами ЦЭТ о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей и расчетами Общества к данным Отчетам ЦЭТ.
В Отчете ЦЭТ о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, отражаются зачисленные Обществом денежные средства в качестве авансовых платежей, возврат таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей и иные операции с денежными средствами Общества.
В соответствии с расчетом Общества о движении денежных средств, а также операциями, производимыми Обществом, связанных с зачислением либо распоряжением авансовыми и таможенными платежами в федеральном бюджете находились вышеуказанные суммы авансовых и излишне уплаченных Обществом таможенных платежей в период с 17.10.2018 года по 19.11.2018 года, которые превышают по своему размеру величину произведенных Обществу доначислений таможенной пошлины.
Относительно излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 826.360.713,36 руб. в период с 20.11.2018 года по 09.03.2021 года.
В целях таможенного оформления поставленного природного газа в октябре 2018 года в адрес компании Uniper Global Commodities SE Общество представило в Центральную энергетическую таможню полную таможенную декларацию N 10006032/201118/0001862 (далее - ПВД N 10006032/201118/0001862). ПВД N 10006032/201118/0001862 была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в размере 3 649 814 082,05 руб. своевременно и в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен" от 20 ноября 2018 года, проставленный таможенным органом в графе "С" ПВДN 10006032/201118/0001862.
В последующем, в связи с тем, что стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа была пересмотрена в меньшую сторону в связи с заключением Дополнения к Контракту, ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/201118/0001862/1 (далее - КДТ1) к ПВД. В результате произведенной корректировки сумма таможенной пошлины по ПВД N 10006032/201118/0001862 составила 2.823.453.368,69 руб. КДТ1 к ПВД N 10006032/201118/0001862 была принята ЦЭТ, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/201118/0001862/1, что подтверждается отметками ЦЭТ от 28.04.2021 года в графе "D" КДТ1.
28.04.2021 года Обществу была возвращена излишне уплаченная сумма таможенной пошлины в размере 826 360 713,36 рублей РФ по ПВД N 10006032/201118/0001862, что подтверждается графой 1073 Отчета ЦЭТ о движении денежных средств за период с 01.04.2021 по 30.04.2021.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в бюджете в период с 20.11.2018 года по 28.04.2021 года находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 826 360 713,36 рублей РФ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых 7 платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете. В соответствии с частью 3 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Таким образом, допущенные, по мнению ЦЭТ, нарушения Обществом сроков уплаты таможенной пошлины, при наличии факта нахождения в федеральном бюджете авансовых платежей, а также излишне уплаченных Обществом таможенных платежей не могли послужить основанием для начисления пени.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в судебном решении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта. Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2021 по делу N А40-147006/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147006/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
Ответчик: ЦЭТ