г. Санкт-Петербург |
|
05 февраля 2022 г. |
Дело N А56-49327/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Рыков А.В. по доверенности от 31.03.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41242/2021) Товарищества собственников жилья "Невский ключ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2021 по делу N А56-49327/2021 (судья Селезнёва О.А.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Невский ключ"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания от 18.03.2021 N 78-02-05/27-058-2021,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Невский ключ" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Невский ключ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт- (далее - Управление) от 18.03.2021 N 78-02-05/27-058-2021.
Решением суда первой инстанции от 25.10.2021 в удовлетворении заявленных Товариществом требований.
Не согласившись с вынесенным решением, ТСЖ "Невский ключ" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции от 25.10.2021, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Товариществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не были приняты во внимание положения Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (далее - Правила N10), на которые имеется ссылка в пункте 77 СанПиН 2.1.3684-21, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491); Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290). Податель жалобы ссылается на то, что в Перечне N 290 отсутствует обязанность исполнителя коммунальных услуг по осуществлению производственного контроля; из содержания Правил N 10 следует, что производственный контроль является обязательным для организаций, осуществляющих холодное и горячее водоснабжение абонентов, с использованием централизованных систем водоснабжения, таким образом, Товарищество как организация, осуществляющая управление многоквартирным домом и содержание его общего имущества, не осуществляет содержание и эксплуатацию централизованных сетей водоснабжения и не осуществляет водоснабжение абонентов с использованием данных сетей, следовательно, требования об осуществлении производственного контроля на Товарищество не распространяются. Также податель жалобы указывает, что спорный многоквартирный дом оборудован отдельными инженерными системами, через которые горячая и холодная воды подаются в дом отдельно, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, требование предписания о разработке и согласовании в установленном порядке программы производственного контроля качества воды централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, не исполнимо.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании требования Прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга от 25.02.2021 N 07-07-2021/5, выданного в связи с поступившим обращением жителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Крыленко, д.13, к.4, лит. А (далее - МКД), а также на основании распоряжения от 10.03.2021 N 78-03-05/19-0808-2021 проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ "Невский ключ", осуществляющего управление данным МКД.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте проверки от 18.03.2021 N 78-02-05/19-0808-2021, что 12.03.2021 проведен отбор проб воды централизованной системы питьевого водоснабжения из спускного устройства водомерного узла на вводе в дом и из спускного устройства стояка квартиры N 195, а также пробы воды системы централизованного горячего водоснабжения - из спускных устройств в ИТП (на подающем трубопроводе после первой задвижки) и стояка квартиры N 195.
Согласно экспертному заключению Северного филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" N 78-20-05ф-03.003.Л.5693 от 16.03.2021 качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения, отобранной из спускных устройств в водомерном узле и на стояке квартиры N195, а также качество воды системы централизованного горячего водоснабжения, отобранной из спускных устройств в ИТП (на подающем трубопроводе после первой задвижки) и стояка квартиры N 195 в спорном МКД соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий" и СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания).
Вместе с тем, в ходе проверки Управлением установлено, что ТСЖ "Невский ключ" не разработана и не согласована в установленном порядке программа производственного контроля качества воды централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, а также не осуществляется лабораторный контроль качества воды в соответствии с действующими государственными нормами и гигиеническими нормативами, что является нарушением положений статей 11, 19, 32, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N52-ФЗ), пунктов 77-80 СанПиН 2.1.3684-21.
По результатам проверки Управлением выдано предписание от 18.03.2021 N 78-02-05/27-058-2021, которым Обществу предписано в срок до 01.06.2021 устранить выявленные нарушения путем разработки и согласования в установленном порядке программы производственного контроля качества воды централизованной системы горячего и холодного водоснабжения; осуществления лабораторно-инструментальных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в соответствии с разработанной программой; обеспечения проведения в полном объеме ежегодного производственного контроля
качества воды с предоставлением результатов лабораторных исследований в Восточный ТО Роспотребнадзора.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) также предусмотрено, что программа производственного контроля качества питьевой, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25).
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (далее - Правила N 10), пунктом 5 которых предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.
Правилами N 10 определено, что программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц (пункт 7); программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту ее нахождения (пункт 12); отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды - из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, либо после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть, либо в распределительной сети (пункт 18).
Пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами N 10 и приложениями NN 2 - 4 к Санитарным правилам.
Согласно пункту 79 СанПиН 2.1.3684-21 перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям пункта 4 Правил N 10, приведенным в приложении N 2 к Санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 80 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, обеспечивающие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой и горячей водой, должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания (статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
В силу пунктов 15, 16 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
Исходя из положений части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2015 N 307-АД14-5816 по делу N А13-2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.
Таким образом, Товарищество осуществляет эксплуатацию внутридомовых инженерных сетей водоснабжения, в связи с чем, в силу пунктов 77, 79, 80 СанПиН 2.1.3684-21 на Товарищество возлагается обязанность по осуществлению производственного контроля качества питьевой и горячей воды в эксплуатируемых им внутридомовых инженерных сетях водоснабжения.
Факт нарушения приведенных требований СанПиН 2.1.3684-21 и отсутствие у Товарищества программы производственного контроля качества воды установлен Управлением в ходе проверки и Товариществом не оспаривается.
Довод Общества о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как усматривается из материалов дела, в акте проверки от 18.03.2021 N 78-02-05/19-0808-2021, а также в оспариваемом предписании указаны выявленные в ходе проверки нарушения и установлены требования об устранении данных нарушений, в том числе путем разработки и согласования в установленном порядке программы производственного контроля качества воды централизованной системы горячего и холодного водоснабжения; осуществления лабораторно-инструментальных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в соответствии с разработанной программой; обеспечения проведения в полном объеме ежегодного производственного контроля качества воды.
Указанные требования предписания от 18.03.2021 N 78-02-05/27-058-2021 направлены на устранение конкретных выявленных в ходе проверки нарушений, отраженных в акте проверки от 18.03.2021 и оспариваемом предписании.
По мнению апелляционного суда, оспариваемое Обществом предписание от 18.03.2021 N 78-02-05/27-058-2021 отвечает критериям определенности и исполнимости; содержание оспариваемого предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения для устранения выявленных Управлением нарушений положений Закона N52-ФЗ и СанПиН 2.1.3684-21 со стороны Общества. Само по себе несогласие заявителя с выявленными нарушениями не является основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание Управления от 18.03.2021 N 78-02-05/27-058-2021 не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Товарищество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания предписания от 18.03.2021 N 78-02-05/27-058-2021 недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции от 25.10.2021, которым отказано в удовлетворении заявленных Товариществом требований, и удовлетворения апелляционной жалобы ТСЖ "Невский ключ" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 03.11.2021 N 350) подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 октября 2021 года по делу N А56-49327/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Невский ключ"- без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Невский ключ" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 03.11.2021 N 350.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49327/2021
Истец: ТСЖ "Невский ключ"
Ответчик: управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по городу Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4239/2023
09.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40766/2022
31.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5221/2022
05.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41242/2021
25.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-49327/2021