г. Москва |
|
04 февраля 2022 г. |
Дело N А40-93219/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой
судей: |
Ж.В.Поташовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Э.Э.Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2021 по делу N А40-93219/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674)
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7726639745),
третье лицо: ГБУ г. Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации,
о признании незаконным уведомления от 05.02.2021 N КУВД-001/2021-3008525/1,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен. |
от третьего лица: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании незаконным уведомления от 05.02.2021 N КУВД-001/2021-3008525/1.
Решением суда от 10.11.2021 заявление Департамента оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласился Департамент и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что комплект документов, представленный Департаментом на бумажном носителе и в электронном виде, является полностью идентичным.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из заявления, в рамках исполнения Постановления Правительства Москвы от 18.11.2014 N 675-ПП для последующего оформления земельно-правовых отношений Департаментом выпущено распоряжение от 05.08.2019 N 30135Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006003:13".
В границах земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006003:13, расположенного по адресу: г Москва, улица Лазо, вл. 14/16, расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 77:03:0006003:10209.
Кадастровые работы в соответствии с данными распоряжениями выполняет подрядная организация ГБУ МосгорБТИ за счет средств бюджета города Москвы согласно государственному заданию.
Подрядной организацией в соответствии с распоряжением от 05.08.2019 N 30135Б подготовлен межевой план.
В целях осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006003:13 Департамент обратился в Управление Росреестра по Москве.
По результатам рассмотрения представленных документов Управлением Росреестра по Москве принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 05.02.2021 N КУВД-001/2021-30008525/1 в связи с тем, что:нарушены требования к составлению межевого плана, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования), а именно:
- в соответствии с п. 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). В данном случае реквизиты таки документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
С целью обжалования решения о приостановлении кадастровым инженером, подготовившим межевой план, направлено соответствующее заявление в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Москве (далее - апелляционная комиссия).
03.03.2021 апелляционной комиссией принято решение N 245/2021 об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Департамент с решением не согласен, считает решение незаконным и подлежащим отмене, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что межевой план изготовлен в нарушение требований и Закона о недвижимости.
Управление является регистрирующим органом, осуществляет свою деятельность в соответствии Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации"), другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 пункта 1 статьи 29 Закона, в процессе осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Так же порядок осуществления правовой экспертизы документов, в том числе проверка законности сделки, установлен п.213-239 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждений Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Административный регламент).
Кроме того, в силу ст. 67 Закона о недвижимости государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам сведениям.
Судом установлено, что 29.01.2021 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ с кадастровым номером 77:03:0006003:13.
Указанный земельный участок записей о правообладателях не имеет, является земельным участок земли населенных пунктов по документу разрешенное использование для эксплуатации индивидуального гаража и обладает статусом "ранее учтенный" объект недвижимости.
05.02.2021 по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственным регистратором прав на основании ст. 26 Закона о недвижимости принято решение, о приостановлении государственной регистрации по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Проведению заявленных действий в части осуществления государственного кадастрового учета изменений на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости препятствовало несоответствие формы и содержания документов требованиям законодательства, а именно - Нарушены Требования к составлению межевого плана, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Так, в частности, межевой план изготовлен в нарушение требований и Закона о недвижимости государственным регистратором выявлено следующее;
- в соответствии с п. 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона.
В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
Согласно ч. 10 ст. 22 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Использованные при составлении межевого плана документы не подтверждают прохождение уточненных границ земельного участка:
- нарушен п. 18 Требований, электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi, однако представленный договор аренды не соответствуют бумажному оригиналу отсутствуют листы.
05.05.2021 Управлением принято решение об отказе на основании ст. 27 Закона о недвижимости - ввиду не устранения в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета указанных в уведомлении о приостановлении от 05.07.2020.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что решение является законным и обоснованным, и вынесено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования Департамента городского имущества города Москвы удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управление Росреестра по Москве исполнило процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, поскольку они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как не подтверждены доказательствами, противоречат материалам дела.
Суд апелляционной инстанции, основываясь на имеющихся в деле доказательствах, не усматривает оснований для пересмотра правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2021 по делу N А40-93219/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93219/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ