16 апреля 2024 г. |
Дело N А83-3201/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2024.
В полном объёме постановление изготовлено 16.04.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Плотникова И.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Стефаненко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Юрия Александровича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.12.2023 по делу N А83-3201/2023,
по иску индивидуального предпринимателя Пономарева Юрия Александровича
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Центральная городская больница г. Армянска",
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Пономарева Юрия Александровича, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пономарев Юрий Александрович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Центральная городская больница г. Армянска" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании задолженности по договору поставки в размере 363 577 руб., штрафа в размере 1 000 руб., пени за период с 15.07.2022 по 11.01.2023 в размере 16 451,86 руб., продолжив ее начисление с 12.01.2023 по день фактического исполнения обязательства. Исковые требования мотивированы отказам заказчика в принятии поставленного товара (регентов) и оплате его стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.12.2023 в удовлетворении искового заявления отказано. Суд первой инстанции руководствовался нарушением срока поставки, недоказанностью качества поставленных препаратов (регентов) в виду отсутствия сопроводительных документов о соблюдении определенного температурного режима при перевозке товара, а также иного документального подтверждения надлежащего исполнения условий договора.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт ссылается на соблюдение им условий поставки товара; нераспространении требований ГОСТ Р51088-2013 о температурном режиме хранения и перевозки товаров на товары, являющиеся предметом договора; заказчиком не проведена проверка соответствия наименования, количества и иных характеристик поставленного товара.
Истец в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения закупки между учреждением (заказчик) и предпринимателем (поставщик) был заключен договор N 0375200044722000017 на поставку реагентов от 25.05.2022 (далее - договор), согласно которому поставщик принял на себя обязательство поставить товар на общую сумму 1 923 341,98 руб., а заказчик принял обязанность оплатить поставленный товар.
Оплата по договору осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика за фактически поставленный товар на основании подписанного сторонами документа о приемке с использованием единой информационной системы (пункт 3.2. договора).
Качество поставляемого товара должно соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством РФ, условиям контракта (пункт 7.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора приемка товара по количеству и качеству осуществляется заказчиком в месте доставки товара путем подписания документа о приемке с использованием единой информационной системы в срок не более 15-ти рабочих дней с момента такой поставки, либо заказчиком в тот же срок направляется поставщику в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
В соответствии с пунктом 4.2. договора при поставке товара поставщик формирует и подписывает документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - структурированный документ о приемке) и направляет заказчику в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 4.3. договора заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах поставщика в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 4.4. договора для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к её проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 4.5. договора при отсутствии у заказчика претензий по количеству и качеству поставленного товара заказчик подписывает структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 4.6. договора заказчик в срок не более 15 рабочих дней со дня получения от поставщика документов и на основании результатов экспертизы подписывает структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок или мотивированный отказ от приемки, в котором указываются недостатки и сроки их устранения.
Обязательства поставщика по настоящему контракту считаются исполненными надлежащим образом при передаче заказчику товара, указанного в спецификации, в полном объеме и надлежащего качества (пункт 4.7. контракта).
В соответствии с инструкциями к товару для транспортировки установлен специальный температурный режим от +2 до +8 градусов Цельсия (в зависимости от реагента).
Как указал истец, 08.06.2022 во исполнение условий договора, им посредством транспортной компании в адрес учреждения была произведена поставка товара, что подтверждается товарными накладными N 308, 309, 310, 322 на сумму 363 577 руб.
В пункте 2.2 стороны согласовали, что поставка товара осуществляется поставщиком в течение 10 календарных дней с даты получения заявки от заказчика (заявка подается на эл. почту поставщика).
31.05.2022 заказчиком направлена заявка на электронную почту поставщика igla.65@mail.ru.
Однако, как указал ответчик, в нарушение условий контракта, поставщик в одностороннем порядке, без предварительного согласования или уведомления заказчика разделил товар, указанный в заявке заказчика от 31.05.2022, на части (две партии поставки), что не предусмотрено договором. Кроме того, товар был поставлен с нарушением установленного пунктом 2.2 договора сроком, а именно: первая часть товара доставлена заказчику 16.06.2022; вторая часть товара доставлена заказчику 23.06.2022.
Ответчик также указал, что в ходе осмотра и проверки партии товара по качеству и количеству приемочной комиссией учреждения было выявлено нарушение требований к транспортировке товара, а именно: в первой партии товара - полностью отсутствовали хладоэлементы и термоиндикатор. Товар упакован в обычную транспортную упаковку - картонный ящик; во второй партии товар - нарушены требования к рекомендуемому количеству хладоэлементов на объем контейнера. Товар упакован в короб из пенопласта с одним хладоэлементом, термоиндикатора в наличие нет. Хладоэлемент обернут бумажным листом, покрытым плесенью и помещен в полиэтиленовый файл.
По указанным причинам ответчиком составлены мотивированные отказы от приемки товара N 14 от 16.06.2022, N 15 от 16.06.2022, N 25 от 20.06.2022, N 26 от 20.06.2022, N 8 от 28.06.2022. Данные отказы размещены заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок.
16.06.2022 комиссией по приемке был составлен Акт N 1 "Отказ от приемки товара".
17.06.2022 ответчик направил истцу претензию о поставке товара ненадлежащего качества и не соответствующего требованиям, установленным договором исх. N 1472.
17.06.2022 ответчик направил истцу письмо с просьбой организовать вывоз товара ввиду невозможности его приемки.
24.06.2022 ответчик направил истцу мотивированные возражения (исх. N 1521) на письмо исх. N 158 от 20.06.2022.
07.07.2022 ответчик направил истцу претензию о поставке товара с нарушением условий контракта (исх. N 1721).
Ответчиком проведена внесудебная экспертиза поставленного товара (заключение от 16.06.2022) по результатам которой в адрес истца был направлен мотивированный отказ от приемки товара и письмо о необходимости организовать вывоз товара ввиду невозможности его приемки.
21.09.2022 ответчик направил истцу повторное уведомление о несоответствии поставленного товара с просьбой организовать вывоз товара ввиду невозможности его приемки.
Как утверждает ответчик, в ходе приемки второй партии товара от 23.06.2022 получателем выявлены нарушения требований к транспортировке товара, а именно: хладоэлементы, отсутствовали, термоконтейнер отсутствовал, отсутствовали терморегистраторы, термоиндикаторы или иные регистрирующие элементы, позволяющие подтвердить факт соблюдения температурного режима о чем составлен Акт N 1 от 16.06.2022 отказ от приемки товара в котором комиссия пришла к выводу о невозможности использования реактивов.
17.06.2022 ответчиком истцу направлена претензия о поставке товара ненадлежащего качества и не соответствующего требованиям, установленным договором.
По результатам проверки поставленного товара (второй партии) ответчик составил и направил истцу мотивированные возражения от 24.06.2022 (N 1521), претензию о поставке товара с нарушениями условий контакта от 07.07.2022 N1721. Выявлены следующие недостатки товара: нарушены требования к рекомендуемому количеству хладоэлементов на объем контейнера. Товар упакован в короб из пенопласта с одним хладоэлементом, термоиндикатора в наличие нет. Хладоэлемент обернут бумажным листом, покрытым плесенью и помещен в полиэтиленовый файл.
Ссылаясь на непринятие ответчиком поставленного товара и не произведение по нему оплаты, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
При оценке доказательств, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нормами статей 454, 469, 475, 484, 506, 518 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем верно квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения как отношения, связанные с исполнением договора купли-продажи (поставки) товара.
Из материалов дела видно, что предметом контракта N 0375200044722000017 от 26.05.2022 являются реагенты которые классифицируются как медицинские изделия для диагностики in vitro и регламентируются Национальным Стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51088- 2013.
Пункт 12 ГОСТ Р 51088-2013 "Транспортирование и хранение" содержит требования к транспортировке изделий, требующих соблюдения "холодовой цепи".
Материалами дела подтверждается, что поставка реагентов выполнены с нарушением требований к транспортировке и хранению, установленными производителями:
- в первой партии поставки от 16.06.2022 установлено отсутствие хладоэлементов и термоиндикатора. Товар упакован в обычную транспортную упаковку - картонный ящик;
- во второй партии поставки от 23.06.2022 установлено, что товар упакован в короб из пенопласта с одним хладоэлементом без термоиндикатора. Хладоэлемент обернут бумажным листом, покрытым плесенью и помещен в полиэтиленовый файл.
Вышеуказанные нарушения подтверждается представленными в материалы дела фотографиями.
Согласно условиям хранения, указанным на упаковке производителя (+2 - + 8°С), реагенты с таким температурным режимом должны быть помещены в термоконтейнер с хладоэлементами. В термоконтейнер вкладывается термоиндикатор который подтверждает (или не подтверждает) соблюдение температурного режима во время транспортирования.
В случае, если производитель допускает транспортирование реагентов с определенным временным интервалом (от 5 до 10 суток согласно приложенными поставщиком информационному письму N 435 от 30.09.2021 и инструкциям по применению реагентов) при температуре до + 25°С, для контроля температурного режима наличие термоиндикатора в упаковке не исключается.
Термоиндикатор позволяет установить "были или нет" нарушения температурного режима в течение всего цикла транспортирования.
Отсутствие термоиндикатора в транспортных упаковках не дает возможности оценить соблюдения температурного режима и сохранения работоспособности реагентов.
Согласно пункту 1.1 договора поставщик обязался поставить заказчику реагенты в соответствии со спецификацией на поставляемый товар (приложение N 1).
Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что при поставке товара поставщик формирует и подписывает документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок (структурированный документ о приемке) и направляет заказчику в единой информационной системе в сфере закупок.
Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах поставщика в единой информационной системе (пункт 4.3 договора)
Пунктом 4.5 договора предусмотрено, что при отсутствии у заказчика претензий по количеству и качеству поставленного товара заказчик подписывает структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок.
Заказчик в срок не более 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня получения от поставщика документов и на основании результатов экспертизы подписывает структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок или мотивированный отказ от приемки, в котором указываются недостатки и сроки их устранения (пункт 4.6 договора).
Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что качество и безопасность товара должны соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством РФ.
Поставщик предоставляет заказчику сертификаты соответствия, декларации о соответствии или иные документы, подтверждающие качество и безопасность товара, оформленные в соответствии с законодательством РФ (пункт 7.2 договора).
Пунктом 7.3 договора предусмотрено, что товар должен быть упакован в соответствии с требованиями производителя (изготовителя) товара. Упаковка должна обеспечивать сохранность товара при его перевозке и хранении.
Материалами дела подтверждается, что товар поставлен ответчиком с нарушением срока поставки и качества поставляемого товара.
Как отмечалось выше, в пункте 2.2 договора стороны согласовали, что поставка товара осуществляется поставщиком в течение 10 календарных дней с даты получения заявки от заказчика.
Из материалов дела видно, что 31.05.2022 заказчиком направлена заявка на электронную почту поставщика igla.65@mail.ru. Указанное истцом не оспаривается.
Однако в нарушение условий контракта, поставщик в одностороннем порядке, без предварительного согласования или уведомления заказчика, разделил поставку товар по заявке заказчика на две части (партии), что не предусмотрено договором.
Более того, в нарушении условий пункта 2.2 договора, товар был поставлен поставщиком с просрочкой: первая часть товара доставлена заказчику 16.06.2022, вторая часть товара доставлена Заказчику 23.06.2022.
Условие договора о поставке товара по заявкам заказчика, в которой определяется наименование и количество реактивов, основано на определение первоочерёдности оказания определенных медицинских услуг. Следовательно, самостоятельное определение поставщиком номенклатуры, количества и сроков отгрузки реактивов приводят в ряде случаев к невозможности своевременного оказания медицинской помощи пациентам.
Кроме того, поставленный товар - реагенты были получены заказчиком как с нарушением срока поставки, так и с нарушением условий транспортировки, хранения, температурного режима.
Температурный режим хранения реактивов, указанный производителем на упаковке: + 2 - + 8° С, что требует соблюдения особых условий транспортировки, что соблюдено истцом не было.
Таким образом, истцом необоснованно был поставлен вопрос о задолженности за поставленный товар, а также штрафных санкций.
Довод апеллянта о том, что им соблюдены условия поставки, а со стороны заказчика претензий по упаковке товара не поступало, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Так, в материалы дела представлены акт N 1 "Отказ от приемки товара" от 16.06.2022, претензия о поставке товара ненадлежащего качества и не соответствующего требованиям, установленным договором от 17.06.2022, мотивированные возражения от 20.06.2022, претензия о поставке товара с нарушением условий контракта от 07.07.2022.
Материалами дела также подтверждается, что с соблюдением срока, предусмотренного договором, ответчик разместил структурированные документы (мотивированные отказы) от приемки в единой информационной системе в сфере закупок (мотивированные отказы N 14 от 16.06.2022, N 15 от 16.06.2022, N 25 от 20.06.2022, N 26 от 20.06.2022, N 8 от 28.06.2022).
Довод апеллянта о нераспространении ГОСТ Р51088-2013 на товары, являющиеся предметом договора, также не принимается апелляционным судом, поскольку не влияет на правильность рассмотрения настоящего дела.
В силу условий пункта 7.3 договора, истец обязан был упаковать товар в соответствии с требованиями производителя (изготовителя) товара. Упаковка должна обеспечивать сохранность товара при его перевозке и хранении.
Факт того, что производителем установлены требования к температурному режиму хранения и перевозки товара истцом не отрицает.
При этом доказательств соблюдения требований производителя к хранению и перевозке предпринимателем в материалы дела не представлено.
Ссылка апеллянта на то, что заказчиком не проводилась проверка соответствия наименования, количества и иных характеристик поставленного товара, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как отмечалось выше, пунктом 4.5 договора установлено, что при отсутствии у заказчика претензий по количеству и качеству поставленного товара заказчик подписывает структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок.
Заказчик в срок не более 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня получения от поставщика документов и на основании результатов экспертизы подписывает структурированный документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок или мотивированный отказ от приемки, в котором указываются недостатки и сроки их устранения (пункт 4.6 договора).
Как отмечалось выше, 16.06.2022 комиссией по приемке был составлен Акт N 1 "Отказ от приемки товара".
17.06.2022 ответчик направил истцу претензию о поставке товара ненадлежащего качества и не соответствующего требованиям, установленным договором.
17.06.2022 ответчик направил истцу письмо с просьбой организовать вывоз товара ввиду невозможности его приемки.
24.06.2022 ответчик направил истцу мотивированные возражения.
Также, с соблюдений сроков предусмотренных договором, ответчик разместил структурированные документы (мотивированные отказы N 14 от 16.06.2022, N 15 от 16.06.2022, N 25 от 20.06.2022, N 26 от 20.06.2022, N 8 от 28.06.2022) от приемки в единой информационной системе в сфере закупок.
07.07.2022 ответчик направил истцу претензию о поставке товара с нарушением условий контракта.
21.09.2022 ответчик направил истцу письмо с просьбой организовать вывоз товара ввиду невозможности его приемки.
Таким образом, вышеперечисленными документами подтверждается факт исполнения ответчиком всех возложенных на него обязанностей договором и действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований предпринимателя.
Так как фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, нормы материального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Поэтому апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.12.2023 по делу N А83-3201/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Юрия Александровича без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
И.В. Плотников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3201/2023
Истец: Пономарев Юрий Александрович
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА Г. АРМЯНСКА"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ