г. Владивосток |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А51-11053/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни,
апелляционное производство N 05АП-7757/2021
на решение от 21.10.2021
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-11053/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Юмикс" (ИНН 2543148204, ОГРН 1202500007489)
о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 725 000 рублей, пени в размере 29 655, 63 рублей,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Юмикс" (далее - ответчик, общество, ООО "Юмикс") о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 725 000 рублей и пени в размере 29 655, 63 рублей.
Решением суда от 21.10.2021 требования таможенного органа удовлетворены частично, с ООО "Юмикс" в доход бюджета Российской Федерации взыскан утилизационный сбор в сумме 1 725 000 рублей и пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 29 138, 13 рублей. В удовлетворении остальной части требований о взыскании пени отказано. Кроме того, с ООО "Юмикс" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по заявлению в размере 30 541 рубль.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа во взыскании пени, таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 21.10.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указывает, что положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не содержат положений о переносе последнего дня срока, приходящегося на нерабочий день, на ближайший следующий рабочий день. Полагает, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае не применимы, поскольку указанный нормативный акт имеет иной предмет правового регулирования. В связи с чем, таможенный орган настаивает, что при исчислении пеней, последний день срока, если он приходится на нерабочий день, на ближайший следующий за ним рабочий день не переносится.
ООО "Юмикс" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В феврале 2021 года обществом на таможенную территорию ЕАЭС по ДТ N 10009100/180221/0019148 был ввезен и помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товар - "погрузчик вилочный самоходный, бывший в употреблении, 75 л.с, 2004 года выпуска_.", код товара ТН ВЭД ЕАЭС согласно графе 33 ДТ - 8427 20 190 9.
Из графы "С" спорной ДТ следует, что товар выпущен согласно заявленной в графе 1 таможенной процедуре 19.02.2021.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенное транспортное средство в сумме 1 725 000 рублей не осуществлялась.
Письмом от 19.03.2021 N 13-12/07172, направленным в адрес общества, таможней предложено уплатить утилизационный сбор и пени.
В связи с неуплатой обществом в добровольном порядке утилизационного сбора и пени, таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя требования таможенного органа, суд первой инстанции пересчитал размер пени в связи с неправильным исчислением таможней периода просрочки.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора,
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), которым утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
По правилам пункта 11(1) Правил N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Судебной коллегией установлено, что ООО "Юмикс" является плательщиком утилизационного сбора в связи с ввозом на территорию Российской Федерации товара - погрузчик вилочный самоходный, бывший в употреблении (ДТ N 10009100/180221/0019148).
Факт ввоза данного товара на территорию Российской Федерации и неуплаты утилизационного сбора обществом не оспаривается.
Анализ имеющегося в материалах дела расчета пени показывает, что предъявленная к взысканию в рамках настоящего спора пеня начислена таможенным органом в отношении товара, заявленного в ДТ N 10009100/180221/0019148, за период с 07.03.2021 по 22.06.2021 на сумму 29 655, 63 рублей.
Проверив указанный расчет, суд первой инстанции признал его неверным в связи с неправильным указанием таможенным органом периода просрочки, в связи с чем, осуществил самостоятельный расчет пени, указав период взыскания с 09.03.2021 по 22.06.2021.
Между тем, судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции и признает, что расчет пени по ДТ N 10009100/180221/0019148 произведен неверно, поскольку и таможенный орган, и суд первой инстанции неправильно определили период просрочки.
Произведя самостоятельный расчет пени по ДТ N 10009100/180221/0019148, суд апелляционной инстанции установил, что взыскание пени должно производиться за период с 10.03.2021 по 22.06.2021, исходя из следующего.
Выпуск товара, заявленного в ДТ N 10009100/180221/0019148, в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 19.02.2021.
Соответственно, документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 81, должны были быть представлены и утилизационный сбор уплачен декларантом в период по 06.03.2021 включительно.
При этом последний день срока - 06.03.2021 выпадает на субботу.
Учитывая, что ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности применить по аналогии порядок исчисления срока, предусмотренный как статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, последний день срока уплаты утилизационного сбора в данном случае должен быть перенесен с субботы 06.03.2021 на вторник 09.03.2021 (с учетом праздничного выходного дня - 08.03.2021), расчет пени по ДТ N 10009100/180221/0019148 должен производиться за период с 10.03.2021 по 22.06.2021.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, таможенным органом при расчете пени за период с 26.04.2021 по 13.06.2021 и с 14.06.2021 по 22.06.2021 применена неверная ставка рефинансирования.
Так, согласно Информационному сообщению Банка России от 23.04.2021 в период с 26.04.2021 по 14.06.2021 действовала ставка рефинансирования - 5,00%, с 15.06.2021 согласно Информационному сообщению Банка России от 11.06.2021 подлежит применению ставка рефинансирования в размере 5,50%.
Таким образом, с учетом ставки рефинансирования 4,25%, действующей в период с 10.03.2021 по 21.03.2021 (12 дней), ставки рефинансирования 4,50%, действующей в период с 22.03.2021 по 25.04.2021 (30 дней), ставки рефинансирования 5,00%, действующей в период с 26.04.2021 по 14.06.2021, ставки рефинансирования 5,50%, действующей в период с 15.06.2021 по 22.06.2021, пеня по ДТ N 10009100/180221/0019148 составляет 28 893, 75 рублей из расчета (1 725 000 * 4,25% / 300 * 12) + (1 725 000 * 4,50% / 300 * 35) + (1 725 000 * 5,00% / 300 * 50) + (1 725 000 * 5,50% / 300 * 8).
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности требований таможенного органа в части взыскания пени по спорной ДТ в сумме 28 893, 75 рублей.
Соответственно, предъявленные таможней требования о взыскании пени в размере 29 655, 63 рублей подлежат взысканию только в сумме 28 893, 75 рублей, в остальной части требования таможни о взыскании пени не подлежат удовлетворению.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы таможни признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку судебная коллегия руководствуется принципом универсальности воли законодателя, а также исходит из того, что несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда подлежит изменению, как принятое с нарушением норм материального права.
В силу пункта 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку таможенный орган в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, а его требования удовлетворены на 99,9%, с общества в доход федерального бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 30 534 рубля.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.10.2021 по делу N А51-11053/2021 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Юмикс" в доход бюджета Российской Федерации утилизационный сбор в размере 1 725 000 (один миллион семьсот двадцать пять тысяч) рублей по ДТ N 10009100/180221/0019148, пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора в размере 28 893 (двадцать восемь тысяч восемьсот девяносто три) рубля 75 (семьдесят пять) копеек.
В удовлетворении заявления о взыскании пени в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Юмикс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 30 534 (тридцать тысяч пятьсот тридцать четыре) рубля.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11053/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ЮМИКС"