г. Вологда |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А05-9550/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 февраля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Колтаковой Н.А. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный Комиссариат Архангельской Области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 ноября 2021 года по делу N А05-9550/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Северодвинская городская больница N 1" (адрес: 164504, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 47А; ОГРН 1022900839290; ИНН 2902030649; далее - больница) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный Комиссариат Архангельской Области" (адрес: 163001, город Архангельск, улица Суворова, дом 35; ОГРН 1022900550408; ИНН 2901038388; далее - военный комиссариат) о взыскании 123 913 руб. 82 коп. затрат, понесенных в связи с исполнением Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Архангельской области 26.11.2021 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 02.03.2021 министерством здравоохранения Архангельской области издано распоряжение N 102-рд "Об организации медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу в апреле - июле 2021 года в городе Северодвинске" (далее - распоряжение N102-рд), согласно которому на больницу возложена обязанность в период с 01.04.2021 по 15.07.2021 командировать в военный комиссариат, расположенный по адресу: город Северодвинск, улица Торцева, дом N 16, врачей-специалистов, перечень которых утвержден указанным распоряжением для комплектования основного и резервного состава медицинской комиссии по проведению медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Пунктом 3 распоряжения N 102-рд истцу также предписано командировать в военный комиссариат четырех медицинских сестер для обеспечения деятельности основного и резервного состава медицинской комиссии по проведению медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Согласно пункту 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, военный комиссариат города Северодвинск Архангельской области является филиалом военного комиссариата.
Как следует из приложения к распоряжению N 102-рд в основной состав врачей-специалистов, входящих в медицинскую комиссию военного комиссариата города Северодвинска в апреле - июле 2021 года включены следующие работники истца: Киселева В.А., Заостровцева С.С., Качкова А.С. Резервный состав: Новичихина С.Н., Зеленина В.В.
Во исполнение распоряжения 102-рд истец в мае 2021 года командировал в военный комиссариат врачей-специалистов и медицинских сестер для проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Приказом исполняющего обязанности главного врача Стукова Н.В. от 31.03.2021 N 122/1-0 врач-невролог Заостровцева С.С, исключена из основного состава врачей-специалистов, врач-офтальмолог Нестерова Е.Н. включена в основной состав врачей-специалистов.
Согласно расчету истца, размер затрат, понесенных в связи с командировкой в военный комиссариат врачей-специалистов и медицинских сестер в мае 2021 года составил 314 632 руб. 97 коп.
Факт участия указанных врачей-специалистов и медицинских сестер в освидетельствовании граждан в рамках Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) подтверждается приказами (распоряжениями) о направлении работника в командировку, а также табелем учета рабочего времени по военному комиссариату города Северодвинска Архангельской области за май 2021 года, подписанным представителем ответчика.
Истцом предъявлен ответчику к оплате счет от 30.06.2021 N 007 на сумму 314 632 руб. 97 коп. К счету приложены копии расчетных листков работников за май 2021 года, расчет среднего заработка в отношении каждого работника, приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку.
Ответчик в оплате предъявленного счета от 30.06.2021 N 007 отказал, мотивируя тем, что счет выставлен за 19 рабочих дней, в то время, как по мнению ответчика, затраты на выплату среднего заработка и страховых взносов следует возмещать за 15 рабочих дней согласно табеля учета рабочего времени.
Полагая, что отказ ответчика в компенсации понесенных истцом затрат является не правомерным, истец обратился в суд с рассматриваемым иском (в связи с частичной оплатой ответчиком 190 779 руб. 15 коп., истец просил суд взыскать с ответчика 123 913 руб. 82 коп. долга).
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Согласно пункту 6 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации расходов установлен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Согласно подпункту 3 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии со статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.), работникам предоставляются гарантии и компенсации при направлении в служебные командировки. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и др.), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.
На основании части 2 статьи 170 ТК РФ государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению,, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В части 1 статьи 139 ТК РФ установлено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
В соответствии с пунктами 2, 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в том числе, заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; заработная плата, выданная в неденежной форме; надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Таким образом, медицинскому учреждению подлежит компенсация расходов, связанных с выплатой привлеченным к работе в комиссии сотрудникам медицинских учреждений среднего заработка, расчет которого осуществляется из фактически начисленной работнику заработной платы в определенной период, в которую включаются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда.
Указом Президента Российской Федерации от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г." установлены с 4 по 7 мая 2021 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Согласно пункту 2 названного Указа органам публичной власти, иным органам и организациям следовало определить количество служащих и работников, обеспечивающих с 1 по 10 мая 2021 года включительно функционирование этих органов и организаций.
Таким образом, деятельность организаций в указанный период не приостанавливалась.
При таких обстоятельствах, проверив правильность расчета истца, приняв во внимание разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, установив, что он сделан в соответствии требованиями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности и обоснованности требования больницы в заявленном размере.
Медицинский персонал привлекался именно для участия в проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу; во время командировки в указанный период медицинский персонал находился в полном распоряжении ответчика и истцом к работе не привлекался. Доказательств обратного в материалах дела не имеется, как и доказательств того, что медицинский персонал привлекался не на весь спорный период, а лишь на определенные дни. Расчет истца судом апелляционной инстанции повторно проверен и признан верным.
Таким образом, содержащиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 ноября 2021 года по делу N А05-9550/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный Комиссариат Архангельской Области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9550/2021
Истец: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Северодвинская городская больница N 1"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный Комиссариат Архангельской Области"