г. Самара |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А55-22701/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2021 года по делу N А55-22701/2021 (судья Рагуля Ю.Н.)
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс",
к Государственной жилищной инспекции Самарской области
об оспаривании предписания,
в судебное заседание явились:
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель Поздеева К.В. (доверенность от 13.04.2020),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 12.05.2021 г. N ТАвз-95636, об обязании государственной жилищной инспекции Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, с учетом уточнения предмета требований, принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым заявленные требования ПАО "Т Плюс" о признании недействительным Предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области N ТАвз-95636 от 12.05.2021 удовлетворить, поскольку решение суда вынесено при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся материалах дела доказательствам; решение вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Жалоба мотивирована тем, что предписание является незаконным и нарушающим права и интересы ПАО "Т Плюс" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в Правилах N 354 отсутствует четкое определение понятия "показания коллективного (общедомового) прибора учета", в платежных документах, выставляемых обществом, указывается объем каждого вида ресурса, который определён с учетом показаний прибора учета.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 23.11.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя, поддержав доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель инспекции в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав представителя ПАО "Т Плюс", проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании обращения граждан инспекцией было проведено мероприятие по контролю по вопросу правомерности порядка расчета и взимания платы за коммунальную услугу по отоплению в доме N 34 по ул. Автостроителей г. Тольятти, в результате которого было выявлено нарушение порядка и правил составления платежного документа, а именно, в квитанциях ПАО "Т Плюс" за октябрь 2019 года отсутствуют показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса.
Инспекцией сделан вывод, что тем самым ПАО "Т Плюс" был нарушен подпункт "е" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По результатам указанной проверки в отношении заявителя было выдано предписание N ТАвз-85021 от 02.12.2019 г. об устранении выявленных нарушений законодательства со сроком устранения.
Проверкой исполнения данного предписания было установлено его неисполнение и выдано новое предписание N ТАвз-88498 от 27.02.2020 г., законность которого являлась предметом рассмотрения дела А55-9272/2020 и была установлена вступившим в законную силу решением суда от 22.06.2021 г.
В связи с неисполнением данного предписания в адрес заявителя было выдано обжалуемое предписание. При этом в ходе проведения проверки обществом "Т Плюс" были представлены платежные документы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, январь, февраль, март 2021 года (л.д.12-17), а также тепловые отчеты показаний коллективных приборов учета с января 2020 года по январь 2021 года.
В представленных платежных документах, выставляемых ПАО "Т Плюс" потребителям, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул.Автостроителей, д.34, кв.35 показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отсутствуют, следовательно, предписание N ТАвз-88498 от 27.02.2020 г. ПАО "Т Плюс" не исполнено.
В связи с чем 12.05.2021 г. Государственной жилищной инспекции Самарской области ПАО "Т Плюс" выдано предписание N ТАвз-95636, обязывающее заявителя в трехмесячный срок устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, а именно - обеспечить наличие показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в представляемых платежных документах потребителю по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Автостроителей, д.34.
Не согласившись с данным предписанием, ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с требованиями формы платежного документа.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В силу подпункта г) пункта 4 Правил N 354 одним из видов коммунальных услуг является отопление и горячее водоснабжение, то отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления; снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В обжалуемом решении верно отмечено, что из комплексного толкования указанных выше норм права следует, что исполнителем коммунальных услуг может быть как управляющая организация, так и организация, осуществляющая производство коммунального ресурса и его поставку (ресурсоснабжающая организация) каждый в границах своей ответственности (ресурсоснабжающая организация - несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, управляющая организация - ответственность в границах внутридомовых сетей).
Законодательством Российской Федерации определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
Судом первой инстанции установлено, что согласно платежным документам начисление платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению осуществляет ПАО "Т Плюс".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Аналогичное требование установлено Правилами N 354.
Форма платежного документа, а также сведения отражения, которых обязательно в платежном документе установлены положением данных Правил.
Пунктом 69 Правил N 354 предусмотрено, что в платежном документе указываются, в том числе: показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса.
Подпункт "е" пункта 69 Правил, закрепляющий положения об указании в платежном документе сведений о предоставленных коммунальных услугах в многоквартирном доме, основывается на указанных выше нормах жилищного законодательства. Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах, в том числе на общедомовые нужды, и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Исходя из указанных норм законодательства, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса подлежат обязательному включению в платежные документы.
Доводы заявителя о неисполнимости предписания, в связи с отсутствием в нем указания на конкретные действия, которые необходимо выполнить, судом первой инстанции верно был отклонен, поскольку действующими нормативными актами не установлена обязанность инспекции определять конкретные мероприятия, направленные на исполнение выданного предписания. В акте проверки указано в каких платежных документах отсутствует данная информация.
Довод ПАО "Т Плюс" о необязательном размещении в платежных документах названной информации судом первой инстанции обоснованно был признан неправомерным, как основанный на ошибочном толковании норм права, действующих в рассматриваемой сфере, и в пункте 69 Правил N 354 установлены императивные требования к содержанию платежного документа и не могут быть исключены Методическими рекомендациями по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 67 Правил N 354, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором оказания коммунальных услуг.
Согласно пункта 1 Приказа Минстроя РФ N 43/пр от 26.01.2018 г., утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Судом первой инстанции верно отмечено, что данная форма платежного документа на сегодняшний день носит рекомендательный характер. Обязательными являются лишь сведения в платежных документах на оплату коммунальных услуг, установленные п. 69 Правил N 354. Перечень указанных сведений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, информация о площади в указанный перечень не входит.
Применение пункта 29 Правил N 491 при расчете расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, оснащенном общедомовым прибором учета, разъяснено в письме Минстроя России от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения".
Согласно названному письму размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Принимая во внимание вышеизложенное, следует, что отсутствие в платежном документе показаний коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса напрямую влияет на невозможность установить правомерность начисления платы за соответствующую коммунальную услуги и, следовательно, нарушает права граждан, проживающих в МКД.
Таким образом, нарушение ПАО "Т Плюс" требований к выставляемым платежным документам подтверждается актом проверки, платежными документами.
Инспекцией был установлен факт несоответствия платежных документов, выставляемых заявителем абонентам, проживающим в указанной МКД N 34, требованиям подпункта "е" пункта 69 Правил N 354.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в материалы дела ПАО "Т Плюс" не представлены доказательства, подтверждающие устранение выявленного нарушения путем указания показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в представляемых платежных документах потребителю по адресу: Самарская область, гор. Тольятти, ул. Автостроителей, д. 34.
Таким образом, содержащиеся в оспариваемом предписании требования предъявлены инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий и направлены на устранение выявленного в ходе проверки нарушения.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Государственной жилищной инспекции Самарской области имелись правовые и фактические основания для выдачи оспариваемого предписания.
Существенных нарушений порядка проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания судом не обнаружено.
Судом первой инстанции правомерно учтена аналогичная правоприменительная позиция, получившая отражение в судебных актах по делу N А55-1995/2020, N А55-9272/2020.
Довод заявителя о том, что распоряжение о внеплановой проверке в адрес ПАО "Т Плюс" не поступало, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным, поскольку материалы дела содержат доказательства, подтверждающие обратное.
На основании изложенных обстоятельств и руководствуясь положениями ч.3 ст.201 АПК РФ суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание Государственной жилищной инспекцией Самарской области от 12.05.2021 г. N ТАвз-95636 является законным и обоснованным, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
Каких-либо доводов и аргументов, которые содержали бы факты не проверенные и не учтенные судом первой инстанции при рассмотрении дела и которые имели бы правовое значение для вынесения иного, чем обжалуемое решение, подателем апелляционной жалобы не приводится.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению в спорных правоотношениях сторон.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2021 года по делу N А55-22701/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22701/2021
Истец: ПАО "Т Плюс", ПАО "Т Плюс" филиал "Самарский"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области