г. Хабаровск |
|
07 февраля 2022 г. |
А73-15955/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Бякова Сергея Милайловича на решение от 20.12.2021 по делу N А73-15955/2021 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению прокурора Центрального района г. Хабаровска о привлечении индивидуального предпринимателя Бякова Сергея Михайловича к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
согласно разрешению управления торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска от 08.04.2021 N 6 индивидуальному предпринимателю Бякову Сергею Михайловичу (далее - ИП Бякова С.М., предприниматель) предоставлено право разместить на землях и земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213, площадью 50 кв. метров, расположенном по адресу: г. Хабаровск, Городские пруда (нижний пруд) сезонные аттракционы (качели).
23.07.2021 прокуратурой Центрального района г. Хабаровска во исполнение поручения прокуратуры Хабаровского края проведена проверка ИП Бякова С.М. по соблюдению требований законодательства при организации развлекательных услуг детям от 29.06.2021 N 7/2-11-2021.
В ходе проверки в деятельности предпринимателя выявлены нарушения, предусмотренные разделом VIII пунктом 79 Технического регламента евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016), по результатам которой составлено заключение.
27.09.2021 по факту выявленных нарушений прокурором Центрального района г. Хабаровска в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении ИП Бякова С.М. к административной ответственности по инкриминируемой норме права.
Определением от 08.10.2021 арбитражный суд принял заявление к производству; возбудил производство по делу N А73-15955/2021.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности прокуратурой состава и события вменяемого предпринимателю административного правонарушения, а также об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, решением от 20.12.2021 привлек ИП Бякова С.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Бяков С.М., прекративший с 30.09.2021 деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении требований прокуратуры Центрального района г. Хабаровска о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
В обоснование жалобы апеллянт привел доводы о нарушении прокуратурой порядка проведения прокурорской проверки, что свидетельствует о недопустимости представленных прокуратурой доказательств, влечет за собой незаконность судебного акта о привлечении к административной ответственности.
Прокуратура Центрального района г. Хабаровска отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны спора не обеспечили явку своих представителей, при этом суд апелляционной инстанции протокольным определением отказал в признании полномочий представителя апеллянта.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа (часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ).
За указанные действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, предусмотрен штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 14.43 КоАП РФ, являются лица, указанные в диспозиции данной нормы, в числе которых исполнитель - лицо, оказывающее какие-либо услуги.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) предусмотрено, что названный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (статья 2 Закона N 184-ФЗ).
Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ).
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), который так же устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом под потребителем Закон N 2300-1 понимает гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (пункт 5 статьи 4 Закона N 2300-1).
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 2300-1, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (части 1, 2 статьи 4 Закона N 2300-1).
Требования к безопасности аттракционов и связанным с ними процессам проектирования, изготовления, монтажа (сборки, установки), наладки, эксплуатации регламентированы решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 114 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (вместе с "ТР ЕАЭС 038/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза. О безопасности аттракционов") (далее - Технический регламент).
Разделом VIII пунктом 79 Технического регламента установлены требования безопасности при эксплуатации аттракционов, в соответствии с которыми необходимо: выполнять требования эксплуатационных документов, вести соответствующие журналы; разместить перед входом на аттракцион правила пользования аттракционом для посетителей, а также правила обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы; разместить перед входом на аттракцион информацию об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (если это предусмотрено эксплуатационными документами); информация составляется на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого эксплуатируется аттракцион; иметь средства для измерения роста и веса пассажиров (если это предусмотрено эксплуатационными документами); разместить перед входом на каждый эксплуатируемый аттракцион информационную табличку, содержащую сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки; табличка должна быть читаемой, защищенной от погодных воздействий и умышленных повреждений; разместить рядом с пультом аттракциона таблички, содержащие сведения об основных технических характеристиках аттракциона; иметь медицинские аптечки; разместить необходимые эвакуационные знаки, план и мероприятия по эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле; иметь в наличии средства эвакуации пассажиров из пассажирских модулей (если это предусмотрено эксплуатационными документами); разместить на рабочем месте обслуживающего персонала основные правила по обслуживанию аттракциона; разместить схемы загрузки аттракциона пассажирами (если это предусмотрено эксплуатационными документами); разместить на рабочем месте обслуживающего персонала таблички с требованиями к персоналу по порядку проверок ежедневных в отношении критичных компонентов и критичных параметров; проводить проверки ежедневные аттракциона с записями в журнале о ежедневных допусках аттракциона к эксплуатации; исключить свободный доступ посетителей в опасные зоны (зоны движения пассажирских модулей, механизмов, шкафы с электрооборудованием, платформы и лестницы для обслуживающего персонала) во время работы аттракциона и вне его работы; исключить недопустимое использование аттракциона; организовать безопасные рабочие места персонала; установить на площадке аттракционов приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха (если это предусмотрено эксплуатационными документами).
Судом по материалам административного дела установлено, что 23.07.2021 прокуратурой Центрального района на основании решения N 155 от 23.07.2021 проведена проверка на предмет соблюдения ИП Бякова С.М. законодательства Российской Федерации законодательства, регламентирующего эксплуатацию аттракционной техники, а именно сезонных аттракционов (качели), расположенных по адресу: г. Хабаровск, городские пруды (нижний пруд), на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213, площадью 50 кв.м, где были выявлены нарушения вышеуказанных требований законодательства при эксплуатации детских аттракционов, а именно:
а) не выполнены требования по ведению соответствующих журналов;
д) не размещена перед входом на эксплуатируемый аттракцион информационная табличка, содержащая сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки. Табличка должна быть читаемой, защищенной от погодных воздействий и умышленных повреждений;
е) не размещена рядом с пультом аттракциона таблички, содержащие сведения об основных технических характеристиках аттракциона;
к) не размещены на рабочем месте обслуживающего персонала основные правила по обслуживанию аттракциона;
н) не проведена ежедневные проверка аттракциона с записями в журнале о ежедневных допусках аттракциона к эксплуатации.
Аналогичные нарушения предусмотрены требованиями, раздела V "Общие требования к эксплуатации аттракционов" Постановления Правительства РФ от 20.12.2019 N 1732 "Об утверждении требований и к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов" (далее - Постановление Правительства РФ N 1732), а именно пунктом 123.
Так же предпринимателем не исполнена обязанность по проведению периодических проверок технического состояния аттракциона, которая включает в себя следующие виды проверок:
а) ежедневная проверка в соответствии с требованиями эксплуатационных документов;
б) периодическая проверка в процессе эксплуатации аттракциона в соответствии с графиком, который разрабатывает эксплуатант на основе требований эксплуатационных документов, в соответствии с пунктом 124 Постановление Правительства РФ N 1732. Кроме того, не предоставлены сведения о назначенных лицах, ответственных за безопасную эксплуатацию аттракциона и за техническое состояние аттракциона в эксплуатирующей организации, предусмотренные пунктом 125 Постановление Правительства РФ N 1732.
При этом, факт административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, заключением по результатам совместных надзорных мероприятий от 23.07.2021, фотоматериалами, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.09.2021, иными материалами дела.
Исходя из характера выявленных нарушений, их совершение образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина предпринимателя в совершенном правонарушении выразилась в непринятии всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а равно при непредставлении доказательств совершения правонарушения вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля предпринимателя.
Имеющиеся в материалах дела документальные доказательства являются относимыми, достоверными и достаточными для признания предпринимателя виновным в совершении вмененного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Определенный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности не пропущен.
Также, проанализировав положения статьи 2.9 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для применения малозначительности и освобождения предпринимателя от административной ответственности применительно к рассматриваемому правонарушению, так как материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Административный штраф назначен предпринимателю в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ (30 000 руб.).
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы на то, что предприниматель не уведомлялся о проведении проверки по соблюдению им требований законодательства при организации отдыха детей, подлежит отклонению как противоречащий материалам дела. Проверка проведена во исполнение поручения от 29.06.2021 N 7/2-11-2021 прокуратуры Хабаровского края. В деле имеется решение от 23.07.2021 о проведении проверки, полученное 23.07.2021 представителем лица, в отношении которого проведена проверка.
Так же не состоятельна ссылка предпринимателя о том, что в решении о проведении проверки от 23.07.2021 N 155 указана иная цель проверки, а ссылка прокуратуры на допущение "технической ошибки" не основана на Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Так отсутствие в действующем законодательстве прямого указания на понятие "техническая ошибка" в решении о проведении проверки, не имеет правового значения для квалификации деяния предпринимателя в качестве административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные сторонами доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права и принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.12.2021 по делу N А73-15955/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15955/2021
Истец: Прокуратура Центрального района
Ответчик: ИП Бяков С.М.