г. Хабаровск |
|
07 февраля 2022 г. |
А73-12353/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Авто": Коробкин И.Г.,
представитель по доверенности от 24.06.2021
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение от 19.11.2021 по делу N А73-12353/2021 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563) к обществу с ограниченной ответственностью "ДВ-Авто" (ОГРН 1132724010308, ИНН 2724182380) о взыскании пени в сумме 129 руб. 20 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Авто" (далее - Общество, ООО "ДВ-Авто") ввезло на таможенную территорию ЕАЭС и по декларации на товары N 10009100/220720/0055361 (далее - ДТ N 55361) задекларировало товар - грузовой фургон, бывший в эксплуатации, марка (модель): Mitsubishi Fuso Canter, момент выпуска - 21.02.2014, грузоподъемность - 1 500 кг., вес нетто (брутто) - 2 670 кг.
Товар выпущен Центральной акцизной таможней (далее - таможенный орган, таможня) в соответствии с заявленной процедурой 24.07.2020.
На основании представленных Обществом 10.08.2020 документов, таможенным органом осуществлено списание утилизационного сбора в размере 456 000 руб.
Полагая, что уплата утилизационного сбора произведена Обществом с нарушением установленного срока, таможенный орган произвел начисление пени в размере 129 руб. 20 коп. за период с 09.08.2020 по 10.08.2020. При этом таможенный орган исходил из того, что срок представления необходимых документов истек 09.08.2020, тогда как документы, на основании которых произведено списание утилизационного сбора, представлены Обществом 10.08.2020.
Уведомлением от 11.02.2021 N 13-12/03502 таможня сообщила Обществу о необходимости уплаты пени в течение 20 дней.
Неуплата пени в добровольном порядке, явилось основанием для обращения таможенного органа в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании денежных средств в размере 129 руб. 20 коп.
Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции решением от 19.11.2021 в удовлетворении заявленных таможенным органом требований отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможенный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Центральной акцизной таможней требований.
Заявитель жалобы считает, что нормы гражданского законодательства в настоящем деле неприменимы, поскольку применяются лишь к отношениям, входящим в предмет регулирования гражданского законодательства. Также таможенный орган считает, что утилизационный сбор не рассматривается Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве налога, сбора, пошлины, в связи с чем, его взимание не регламентируется законодательством о налогах и сборах. Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что ни положения Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", ни Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, не устанавливают порядок исчисления пятнадцатидневного срока.
ООО "ДВ-Авто" отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Таможенный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал. Заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителя Общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с положениями пункта 3 статья 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, в том числе осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
На основании пунктом 2, 4 статьи 24.1 Закона об отходах виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правил N 1291), Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Перечень N 1291).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами, а в случае если правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании установлено использование авансовых платежей в счет уплаты утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, - только с использованием авансовых платежей по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства (пункт 6 Правил N 1291).
Согласно пункту 11 Правил N 1291 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приведенный в приложении N 1;
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
В силу подпункта "а" пункта 11(2) Правил N 1291 документы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Как следует из материалов дела документы, предусмотренные пунктом 11 Правил N 1291 были представлены Обществом в таможенный орган 10.08.2020.
В свою очередь, таможенный орган исходил из того, что поскольку товар был выпущен 24.07.2020, то срок представления документов истек 08.08.2020.
Вместе с тем, последний день срока 08.08.2020 выпадает на субботу.
Поскольку ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 1291, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков, то судом первой инстанции правомерно применены положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации, так и положения таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Судебная коллегия руководствуется принципом универсальности воли законодателя, а также исходит из того, что несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Соответственно, последний день срока предоставления документов в данном случае должен быть перенесен с субботы 08.08.2020 на понедельник 10.08.2020. В связи с чем, как верно указано арбитражным судом, оснований для начисления Обществу пени за период с 09.08.2020 по 10.08.2020 за нарушение срока уплаты утилизационного сбора в отношении грузового фургона, задекларированного по ДТ N 55361, у таможенного органа не имелось.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.11.2021 по делу N А73-12353/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12353/2021
Истец: Центральная акцизная таможня
Ответчик: ООО "ДВ-АВТО"