г. Владимир |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А43-3874/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2022.
В полном объеме постановление изготовлено 07.02.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода на дополнительное решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2021 по делу N А43-3874/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕРТЕКС" о признании недействительными требований от 12.02.2020 N 15/1/7277, N 15/1/7246, N15/1/7307 и решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода от 17.07.2020 N2510, N2527, N2526.
В судебном заседании приняли участие представители от общества с ограниченной ответственностью "ВЕРТЕКС" - Пахомов В.В. по доверенности от 10.01.2022 N 106 (т. 1 л.д. 112) и диплома о высшем юридическом образовании (т. 1 л.д. 22); от Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода - Печникова Э.И. на основании доверенности от 17.01.2022 N12-16/000434/7 сроком действия до 16.01.2023 и диплома о высшем юридическом образовании.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, налоговый орган, заявитель) в адрес общества с ограниченной ответственностью "ВЕРТЕКС" (далее - ООО "ВЕРТЕКС", Общество, налогоплательщик) в соответствии со статьей 93, пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) направлены в том числе, требования о представлении документов (информации) от 12.02.2020 N 15/1/7277 в отношении ООО "ПОДИУМ" ИНН 1660322623 (т.1, л.д.146), N 15/1/7246 в отношении ООО "ДОМИНИОН" ИНН 5262359269 (т.1, л.д.14), N 15/1/7307 в отношении ООО "ВИПСТОР" ИНН 1661059478 (т.1, л.д.16), в соответствии с которыми в течении десяти рабочих дней со дня их получения налогоплательщику необходимо представить договоры с указанными организациями в рамках заключенных с указанными организациями сделками за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, счета-фактуры, акты о приеме работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, заявки на поставку продукции/оказании услуг, деловую переписку, доверенности на лиц, соглашения о привлечении третьих лиц (субподрядчиков) для выполнения работ в рамках договоров, актов сверки, документов, подтверждающих оплату за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 года, а так же иной информация.
В ответ на указанные требования 03.03.2020 Общество сообщило Инспекции об отказе в предоставлении истребованной информации, ссылаясь на то, что указанные требования не связаны с налоговой проверкой в отношении ООО "ВЕРТЕКС", а запрашиваемые документы и информация касаются исключительно деятельности самого налогоплательщика за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, что противоречит пунктам 1, 2 статьи 93.1 НК РФ.
В связи с тем, что в установленный срок документы по сделкам с указанным контрагентами Обществом представлены не были, Инспекцией на основании пункта 1 статьи 101.4 Кодекса составлены акты от 16.03.2020 N 8779, N 8784, N 8780 (т.1, л.д.83-91).
По результатам рассмотрения указанных актов Инспекцией приняты решения от 17.07.2020 N 2510, N 2527, N 2526 о привлечении ООО "ВЕРТЕКС" к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ за налоговое правонарушение в виде штрафа в размере 5 000 рублей по каждому из указанных решений (т.1, л.д.100-111).
Решениями Управления Федеральной налоговой службы от 18.09.2020 N 09-12/17926, N 09-12/17924@, N 09-12/17925@ апелляционные жалобы ООО "ВЕРТЕКС" на указанные решения оставлены без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными требований налогового органа N 15/1/7277, N 15/1/7246, N 15/1/7307 от 12.02.2020 и решений N 2510, N 2527, N 2526 от 17.07.2020 о привлечении ООО "ВЕРТЕКС" к ответственности за налоговое правонарушение, которые приняты судом первой инстанции (т.2, л.д.26, 36-37).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 14.07.2021 требования ООО "ВЕРТЕКС" признал недействительными решения Инспекции от 17.07.2020 N 2510, N 2527, N 2526 в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в сумме 15 000 рублей.
Инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой на решение суда от 14.07.2021.
Поскольку в отношении требования Общества о признании незаконными требований налогового органа N 15/1/7277, N 15/1/7246, N 15/1/7307 от 12.02.2020 судом решение не было принято, Арбитражный суд Нижегородской области вынес 22.11.2021 дополнительное решение, которым указанные требования налогового органа признал недействительными.
Инспекция, не согласившись с дополнительным решением, обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить дополнительное решение и принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением норм материального права.
Заявитель указывает, что оспариваемые требования направлены в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ, соответствуют форме, утвержденной приказами Федеральной налоговой службы.
Налоговый орган считает, что им не допущено противоправных действий в отношении налогоплательщика, указывает, что оспариваемыми требованиями у ООО "ВЕРТЕКС" истребовались документы по конкретным договорам (с указанием их реквизитов) с дополнительными соглашениями, в рамках сделки с контрагентами по выставленными ими счетами-фактурами, и иные документы по данным взаимоотношениям.
По мнению налогового органа, формулировка требования о предоставлении документов (информации) является в достаточной степени конкретной и позволяющей Обществу индивидуализировать истребованные Инспекцией документы по сделкам с организациями.
Также Инспекция указывает, что направлением указанных требований не нарушены права и законные интересы ООО "ВЕРТЕКС" в сфере предпринимательской деятельности.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней, поддержаны представителем в судебном заседании.
Представитель Общества в судебном заседании указал на законность и обоснованность обжалуемого Инспекцией судебного акта, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный установил правовые основания для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Пунктом 1 статьи 82 НК РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Мероприятия налогового контроля проводятся как в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля, так и вне рамок налоговых проверок в отдельных, предусмотренных Кодексом, случаях. Основанием для направления поручения об истребовании документов является необходимость подтверждения действительности договорных отношений, документов, представленных вне рамок налоговых проверок, достоверности сведений, содержащихся в них, посредством истребования информации (документов) в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, ограничивающих самостоятельность проведения того или иного мероприятия налогового контроля по отношению к другим мероприятиям налогового контроля.
Исходя из содержания статьи 82 НК РФ истребование документов (информации) вне рамок налоговой проверки являются самостоятельными мероприятиями налогового контроля и осуществляются независимо от проведения налоговых проверок.
Статьей 93.1 Кодекса предусмотрено право налогового органа на истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте, или информации о конкретных сделках.
Пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Форма требования о представлении документов (информации) утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/268@.
В письме Федеральной налоговой службы от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@ изложена позиция, согласно которой при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, а также не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.
Исходя из вышеизложенного, налоговые органы наделены полномочиями по истребованию документов (информации) относительно конкретной сделки, которые не ограничены рамками налоговых проверок, однако в таком случае налоговый орган должен руководствоваться общими принципами (целесообразность, разумность, обоснованность).
В требовании налогового органа о представлении документов (информации), адресованном налогоплательщику, должны быть указаны: наименование запрашиваемых документов, их реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся.
Как следует из материалов дела, вне рамок проведения налоговых проверок Инспекцией направлены в адрес Общества требования N 15/1/7277, N 15/1/7246, N 15/1/7307 от 12.02.2020.
Каждое из указанных требований содержит информацию, позволяющую однозначно идентифицировать запрашиваемые документы по имевшим место сделкам Общества с ООО "ПОДИУМ", ООО "ДОМИНИОН", ООО "ВИПСОР", информация о совершении которых получена налоговым органом исходя из сведений расчетного счета налогоплательщика. Так, по требованию от 12.02.2020 N 15/1/7246 у Общества истребовались документы и информация по договору N 15 от 28.03.2019 с ООО "ДОМИНИОН", в том числе по выставленным счетам-фактурам N70 от 26.04.2019, N 141 от 20.06.2019 и иные документы в рамках сделки с указанной организацией.
В названных требованиях отражен перечень наименований документов (доверенность, договор, счета-фактуры, акт сверки расчетов, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, справки о выполненных работах, акты о приемке выполненных работ, книги покупок, книги продаж, карточки бухгалтерских счетов и платежные поручения) с указанием временного периода их оформления, информация о конкретных счетах-фактурах, отраженных в книгах покупок Общества и контрагентах, по взаимоотношениям с которым запрошены документы, а также указано, что истребование документов проводится вне рамок проведения налоговых проверок.
Таким образом формулировка спорных требований о предоставлении документов (информации) является в достаточной степени конкретной и позволяющей Обществу индивидуализировать истребованные налоговым органом документы. Более конкретные реквизиты запрашиваемых документов не могут быть известны налоговому органу.
При этом, указание налоговым органом в спорных требованиях временного периода, за который истребуются документы (2017-2019 годы), не свидетельствует об отсутствии их связи с сделками налогоплательщика с ООО "ПОДИУМ", ООО "ДОМИНИОН", ООО "ВИПСОР".
Налоговый орган не обязан сообщать лицу, у которого он запрашивает документы, подробные причины, по которым он посчитал необходимым направить требование. В данном случае в требованиях указано на обоснованную необходимость получения документов (информации) относительно конкретных сделок.
Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае, налоговым органом в достаточной степени достаточно обоснована необходимость истребования документов по определенным сделкам с конкретными организациями за 2017-2019 годы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что в рамках пункта 2 статьи 93.1 Кодекса у налогоплательщика могут быть истребованы документы в рамках проводимого предпроверочного анализа деятельности Общества. Из материалов дела следует, что 29.12.2020 налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "ВЕРТЕКС" за 2017-2019 годы.
Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемыми требованиями прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае, обращение налогоплательщика в арбитражный суд с требованием о признании незаконными требований N 15/1/7277, N 15/1/7246, N 15/1/7307 от 12.02.2020 не направлено на восстановление нарушенных прав.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности доказательства, представленные в материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, считает, что оспариваемые Обществом требования соответствуют по форме и содержанию положениям НК РФ, не возлагают на налогоплательщика не предусмотренных законодательством обязанностей и не нарушают права ООО "ВЕРТЕКС".
Вывод суда первой инстанции об обратном признается судом апелляционной инстанции ошибочным.
У суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания требований налогового органа N 15/1/7277, N 15/1/7246, N 15/1/7307 от 12.02.2020 недействительными.
Отсутствие предусмотренной в статье 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для признания оспариваемых требований налогового органа недействительными, в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, а дополнительное решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2021 по настоящему делу - отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, с принятием нового судебного акта о об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПО С Т А Н О В И Л:
дополнительное решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2021 по делу N А43-3874/2021 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "ВЕРТЕКС" в удовлетворении требования о признании недействительными требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода от 12.02.2020 N 15/1/7277, N 15/1/7246, N15/1/7307 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-3874/2021
Истец: ООО "ВЕРТЕКС"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Н.Новгорода
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2640/2022
16.02.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6655/2021
07.02.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6655/2021
14.07.2021 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-3874/2021