07 февраля 2022 г. |
Дело N А83-9820/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.02.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей: Евдокимова И.В., Остаповой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Телерадиокомпания "Бытрадиотехника" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2021 по делу N А83-9820/2020 (судья Чумаченко С.А.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Телерадиокомпания "Бытрадиотехника"
к Администрации города Алушты Республики Крым
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Алушты Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью "Крымский центр подтверждения соответствия "Крым-Экспертиза",
об урегулировании преддоговорных отношений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Телерадиокомпания "Бытрадиотехника" (далее - истец, Общество, ООО "ТРК "БРТ") обратилось в суд с иском к Администрации города Алушты Республики Крым (далее - ответчик, Администрация), согласно которому просил суд: урегулировать разногласия, возникшие между ООО "ТРК "БРТ" и Администрацией в связи с заключением договора купли - продажи земельного участка; обязать Администрацию заключить с Обществом договор купли-продажи земельного участка площадью 1434 к.м., кадастровый номер 90:15:010106:974, расположенного по адресу Республика Крым, г. Алушта, ул. Октябрьская, 34, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - бытовое обслуживание, цель использования - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг, на условиях протокола разногласий, изложив спорный пункт в следующей редакции: " 2.1 Цена земельного участка составляет 2 844 519 (два миллиона восемьсот сорок четыре тысячи пятьсот девятнадцать) рублей 45 копеек (не облагается НДС в соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ."
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2021 урегулированы разногласия между ООО "ТРК "БРТ" и Администрацией города Алушты, возникшие при заключении договора купли - продажи земельного участка площадью 1434 к.м., кадастровый номер 90:15:010106:974, расположенного по адресу Республика Крым, г. Алушта, ул. Октябрьская, 34, изложен спорный пункт указанного договора в следующей редакции: "2.1 Цена земельного участка площадью 1434 к.м., кадастровый номер 90:15:010106:974 составляет 8461000,00 руб. (восемь миллионов четыреста шестьдесят одна тысяча) без НДС", распределены судебные расходы.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В частности, апеллянт указывает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, не принял во внимание выписку из ЕГРН и письменные пояснения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр), а также не применил к спорным правоотношениям положения статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Определениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 года апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующие в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "ТРК "БРТ" является собственником нежилого здания телерадиоателье общей площадью 1408,8 кв.м., расположенного по адресу Республика Крым, гор. Алушта, ул. Октябрьская д.34, кадастровый номер 90:15:010106:1173.
19.06.2017 между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 1434 кв.м., из земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта, вид разрешенного использования земельного участка - бытовое обслуживание, кадастровый номер 90:15:010106:974, расположенный по адресу Республика Крым, город Алушта, улица Октябрьская, 34 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.2. договора на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: нежилое здание - строения и сооружения ателье общей площадью 1408,8 кв.м, принадлежащие Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 08.04.2003, выданное Алуштинским городским советом.
Договор аренды заключен сроком на 49 лет (пункт 4.1. договора).
25.01.2018 г. обратился в Администрацию города Алушты Республики Крым в соответствии со статьей 39.17 ЗК РФ с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 1434 кв.м., кадастровый номер 90:15:010106:974, расположенного по адресу Республика Крым, г. Алушта, ул. Октябрьская, дом 34 мотивируя тем, что Общество является собственником недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке.
Ответчиком письмом от 20.02.2018 N 381/02-19-329 уведомил заявителя о том, что Администрацией города будет заключен муниципальный контракт на выполнение работ по оценке рыночной стоимости земельного участка. По результатам проведенной оценки Обществу будет предоставлена цена выкупа земельного участка для дальнейшего заключения договора купли-продажи земельного участка.
Письмом от 22.06.2018 N 1522/02-19-329 Администрация уведомила заявителя о том, что стоимость земельного участка составляет 8 337 424,85 рублей и для подготовки постановления о заключении договора купли-продажи земельного участка, просило Общество письменно подтвердить сове намерение о выкупе земельного участка по вышеуказанной стоимости.
ООО "ТРК "БРТ" письмом от 06.07.2018 N 51 подтвердило свое намерение о выкупе земельного участка площадью 1434 кв.м, кадастровый номер 90:15:010106:974, расположенного по адресу: Республика Крым, город Алушта, улица Октябрьская, 34.
В последующем, полагая, что Администрация допустила незаконное бездействие в части не направления в установленный срок проекта договора купли-продажи земельного участка, Общество 14.02.2019 г. обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, которое рассмотрено в рамках дела N А83-2376/2019.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 признано незаконным бездействие Администрации города Алушты Республики Крым в части невыполнения действий, предусмотренных пунктом 1 части 5 статьи 39.17 ЗК РФ, суд обязал Администрацию города Алушты в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения осуществить подготовку проекта договора купли- продажи земельного участка площадью 1 434 кв. м., кадастровый номер 90:15:010106:974. расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. Октябрьская. 34 и направить проект указанного договора для подписания ООО "ТРК "БРТ".
Администрацией подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка, который 24.03.2020 г. был направлен в адрес Общества.
Не согласившись с ценой выкупа земельного участка в размере 13 497 395,94 руб.. истец обратился в суд с настоящим исковым заявление, считая, что цена выкупа земельного участка должна соответствовать кадастровой стоимости на момент обращения с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка в размере 2 844 519,45 рублей.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав явившегося участника процесса, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 указанного Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае при урегулировании разногласий сторонами не было достигнуто соглашение по условиям цены продажи земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьёй 39.17 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьи 39.16 ЗК РФ, и направить проект договора купли-продажи либо принятое решение заявителю.
В соответствии с пунктом 3 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 39.4 ЗК РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
21.02.2020 Решением Алуштинского городского совета Республики Крым N 7/20 утверждено "Положение о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округу Алушта Республики Крым".
Вышеуказанное Положение было опубликовано в газете "Алуштинский вестник" и вступило в законную силу 28.02.2020 г.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка определяется на основании выписки о кадастровой стоимости земельного участка, полученной от уполномоченного органа регистрации прав, в размере 100% его кадастровой стоимости или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 г. N 1498-р, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым (далее - Распоряжение N 1498-р).
Пунктом 13 Распоряжения N 1498-р предусмотрено, что настоящее распоряжение вступает в силу после принятия дополнительного решения о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.
21.11.2019 г. Совет министров Республики Крым принял распоряжение N 1492-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 г. N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым" (далее - Распоряжение N 1492-р).
Согласно пункту 2 Распоряжения N 1492-р, применяются результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, утвержденные распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым", с учетом изменений, внесенных настоящим распоряжением.
Соответственно, как правильно указал суд первой инстанции на момент обращения истца в 2018 году в Администрацию города Алушты Республики Крым с заявлением о приобретении в собственность земельного участка кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, не применялась.
В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены в Законе Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии со статьёй 11 Закона N 38-ЗРК (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления истцом) нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков. Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Советом министров Республики Крым 12.11.2014 принято постановление N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (далее - постановления N 450).
В соответствии с пунктом 1 постановления N 450 установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 год, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8.
Согласно пункту 2 постановления N 450 утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (приложение 1).
Пунктом 4 постановления N 450 утверждено Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (приложение 3) (далее - Положение N 450).
Решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 24.08.2016 г. N 25/28 (которое действовало в период обращения общества с заявлением о приобретении в собственность земельного участка) утверждено Положение о продаже земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, на которых расположены здания, сооружения, без проведения торгов (далее - Положение N 25/28).
Согласно пункту 2.3. Положения N 25/28, цена продажи земельного участка без проведения торгов устанавливается в соответствии с пунктом 3.7 приложения 3 к постановлению Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 г. N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым".
В соответствии с пунктом 3.7. Положения N 450, если согласно законодательству заинтересованное лицо имеет право покупки земельного участка в собственность без торгов, то ценой продажи земельного участка является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-03 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 8 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действующей на момент обращения общества), проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.
Для подготовки проекта договора о купле-продажи земельного участка согласно требований нормативно-правовых актов, действующих на дату его заключения, Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Алушты Республики Крым была заказана и получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 10.03.2020 г., согласно которой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 90:15:010106:974 составляет 13 497 395,94 руб.
В материалы дела представлен отчет N 149/2018 "Об оценке стоимости земельного участка площадью 1434 кв.м., кадастровый номер 90:15:010106:974, расположенный по адресу: Республика Крым, ул. Октябрьская, д. 34".
Однако, судом первой инстанции установлено, что Администрация города Алушты не располагает подписанным отчетом N 149/2018 в связи с его потерей.
Письмом от 28.10.2020 N 2557/02.18 Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Алушты обратилось в ООО "КЦПС "Крым- Экспертиза" с просьбой предоставить дубликат вышеуказанного отчета.
Однако, в ответ Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Алушты получило текст отчета N 149/2018 "Об оценке стоимости земельного участка площадью 1434 кв.м., кадастровый номер 90:15:010106:974, расположенный по адресу: Республика Крым, ул. Октябрьская, д. 34" никем не подписанный и не заверенный. Данный неподписанный отчет приобщен в материалы дела в судебном заседании 03.12.2020.
В связи с потерей отчета N 149/2018, Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Алушты была заказана повторная новая оценка, о чем свидетельствует отчет от 30.10.2018 N 165-01 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 1 434 кв.м., кадастровый номер 90:15:010106:974, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. Октябрьская, д. 34". Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Алушты руководствовалось отчетом N 165-01.
В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Оценка имущества должна была быть проведена по состоянию на дату обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Судом первой инстанции по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО Научно-Исследовательский Центр "Экспертные Исследования" - эксперту Москвину Николаю Юрьевичу.
Согласно выводам заключения судебной экспертизы N 48-25/06/21 от 19.07.2021 ООО Научно-Исследовательский Центр "Экспертные Исследования" на основании проведенного исследования рыночная стоимость земельного участка площадью 1434 кв.м., из земель, находящихся в собственности муниципального образования городско округ Алушта, вид разрешенного использования земельного участка - бытовое обслуживание, кадастровый номер: 90:15:010106:974, расположенный по адресу Республика Крым, город Алушта, ул. Октябрьская, 34, на момент обращения ООО "Телерадиокомпания "Бытрадиотехника" с заявлением о выкупе данного земельного участка - 25.01.2018 составляет без НДС 8461000,00 руб. (восемь миллионов четыреста шестьдесят одна тысяча).
Заключение эксперта сторонами не оспорено. Доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы, суду не представлено.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда об установлении условий договора в части определения цены земельного участка площадью 1434 к.м., кадастровый номер 90:15:010106:974 а размере 8461000,00 руб.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о применении цены земельного участка в размере 2 844 519,45 руб., как кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела, стоимость земельного участка в размере 2844519,45 руб. была указана в выписке от 27.12.2016 года (т. 1 л.д. 29-32).
В соответствии с положениями статьи 11 Закона N 38-ЗРК, Постановления N 450, а также исходя из пояснений Госкомрегистра по данному делу от 19.08.2020 (т. 2 л.д. 6-8) указанная сумма являлась нормативной ценой земли, а не кадастровой стоимостью спорного земельного участка.
На территории Республики Крым результаты государственной кадастровой оценки земельных участков применяются с 21.11.2019. При этом кадастровая стоимость спорного земельного участка на дату внесения соответствующих сведений в кадастр (на 07.12.2019) составила 13 497 395,94 руб.
Поскольку Общество с заявление о покупке земельного участка обратилось ранее применения на территории Республики Крым государственной кадастровой оценки земельных участков, на спорные правоотношения соответствующие нормы не распространяются.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что понятия "нормативная цена земли" и "кадастровая стоимость земельного участка" имеют разные значение и экономическую составляющую, хотя и имеют единую цель - нормативное регулирование земельных правоотношений. В связи с чем, их применение не является идентичным.
Так в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Исходя из указанных норм кадастровая стоимость - это фактически рыночная стоимость земли с учётом иных экономических показателей.
Согласно статье 25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" установлено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Таким образом, нормативная цена земли представляет собой некую экономическую категорию, устанавливаемую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. При этом её размер, как правило, существенно отличается от рыночной стоимости соответствующего земельного участка.
Нормативная цена земли может применяться исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Вместе с тем, действовавшим на момент подачи заявления законодательством, в том числе пунктом 3 статьи 39.4 ЗК РФ, статьёй 11 Закона N 38-ЗРК, Положением N 450, Положением N25/28, не предусматривалось определение цены продажи земельного участка исходя из нормативной цены земли.
С учётом изложенного, доводы апеллянта в данной части необоснованы.
Апелляционный суд полагает ошибочным утверждение представителя Общества, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований, так как истец просил установить цену земельного участка исходя из его кадастровой стоимости, а суд определил его рыночную стоимость.
Как отмечалось выше, к спорным правоотношениям не подлежат применению нормы о кадастровой стоимости земельного участка, так как результаты государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Республики Крым вступили в силу после подачи заявления о приобретении в собственность земельного участка.
При этом, цена земельного участка является нормативно регулируемой категорией, в связи с чем суд при определении соответствующего условия договора обязан руководствоваться соответствующими нормами права. Определение судом условий договора, в случае обязательности его заключения, на основании соответствующих правовых норм не является выходом суда за пределы заявленных исковых требований, что прямо следует из разъяснений, изложенных в пунктах 38 и 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости урегулировать разногласий, возникшие между сторонами с изложением соответствующего пункта договора в следующей редакции: "2.1 Цена земельного участка площадью 1434 к.м., кадастровый номер 90:15:010106:974 составляет 8461000,00 руб. (восемь миллионов четыреста шестьдесят одна тысяча) без НДС".
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права. Приведенным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2021 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2021 по делу N А83-9820/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Телерадиокомпания "Бытрадиотехника" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9820/2020
Истец: ООО "ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ "БЫТРАДИОТЕХНИКА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО "КРЫМСКИЙ ЦЕНТР ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ "КРЫМ-ЭКСПЕРТИЗА", УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ