г. Санкт-Петербург |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А56-106994/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Минин А.В., протокол от 14.03.2023, Дорофеева А.А. по доверенности от 28.08.2022,
от ответчика: Ларионов Р.В. по доверенности от 26.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20769/2023) акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2023 по делу N А56-106994/2022, принятое по иску товарищества собственников жилья "Ключ"
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
об урегулировании разногласий
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Ключ" (ТСЖ) обратилось с иском к АО "Невский экологический оператор" (Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1261658-2022/ТКО от 30.12.2021, и внесении следующих изменений в указанный Договор:
пункт 4.1 Договора изложить в следующей редакции: Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
внести в пункт 2 Приложения N 1 к Договору изменения и изложить в следующей редакции: Количество контейнеров данного типа 20. Метод учета: по количеству и объему вывезенных контейнеров;
внести изменения в пункт 3.1.1 Договора и изложить его в следующей редакции: принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, в соответствии с графиком, которые определены в приложении к настоящему Договору;
дополнительно к Договору заключить соответствующее Приложение, в котором указать следующий график вывоза ТКО: Прием, сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляется по следующим дням: Понедельник, Среда, Пятница с 7:00 до 10:00;
внести в главу 4 Договора дополнительный пункт 4.2 и изложить его в следующей редакции: Стороны согласились в установленные день и время вывоза ТКО, в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Договору, фиксировать количество и объем и (или) массы ТКО путем подписания Акта уполномоченными лицами. Акт должен содержать в себе: дату, место составления, количество контейнеров и общий объем ТКО, а также должность и подписи Сторон;
внести в пункт 3.1.5 Договора изменения и изложить его в следующей редакции: принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, замену контейнеров производить в течение 5 календарных дней с момента обнаружения повреждения.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил требования в отношении Приложения N 1 к Договору, просил внести в пункт объем ТКО в год, куб. м и указать величину 1000 куб. м.
Решением суда разногласия, возникшие при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1261658-2022/ТКО от 30.12.2021урегулированы путем внесения следующих изменений в указанный Договор:
пункт 4.1 Договора изложить в следующей редакции: Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
внести в пункт 2 Приложения N 1 к Договору изменения и изложить в следующей редакции: Количество контейнеров данного типа 20. Метод учета: по количеству и объему вывезенных контейнеров;
внести изменения в пункт 3.1.1 Договора и изложить его в следующей редакции: принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, в соответствии с графиком, которые определены в приложении к настоящему Договору;
дополнительно к Договору заключить соответствующее Приложение, в котором указать следующий график вывоза ТКО: Прием, сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляется по следующим дням: Понедельник, Среда, Пятница с 7:00 до 10:00;
внести в главу 4 Договора дополнительный пункт 4.2 и изложить его в следующей редакции: Стороны согласились в установленные день и время вывоза ТКО, в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Договору, фиксировать количество и объем и (или) массы ТКО путем подписания Акта уполномоченными лицами. Акт должен содержать в себе: дату, место составления, количество контейнеров и общий объем ТКО, а также должность и подписи Сторон;
внести в пункт 3.1.5 Договора изменения и изложить его в следующей редакции: принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, замену контейнеров производить в течение 5 календарных дней с момента обнаружения повреждения;
внести изменения в Приложение N 1 к Договору в пункт объем ТКО в год, куб. м и указать величину 1000 куб. м.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением суда от 17.10.2023 производство по делу приостановлено до рассмотрения Верховным судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А56-66706/2022.
Определением суда от 12.02.2024 производство по делу возобновлено.
В настоящем судебном заседании ответчик поддержал доводы жалобы, истец - по доводам возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
В обоснование исковых требований ТСЖ сослалось на следующие обстоятельства.
С 01.01.2022 Общество осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Санкт-Петербурга.
Между Истцом и Ответчиком обязательно условие о заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчиком в адрес Истца был направлен Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1261658-2022/ТКО от 30.12.2021 (Договор).
Истец считает Договор не заключенным, поскольку между Истцом и Ответчиком не достигнуто соглашение об учете объема твердых коммунальных услуг.
Истцом направлялся Ответчику протокол разногласий к Договору, однако предложенные изменения не удовлетворены.
Также Истцом неоднократно предпринимались способы для урегулирования разногласий, возникших при заключении Договора.
Начиная с февраля 2022 года, после выставления счетов на оплату, Истец заявлял о заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и об условиях, на которых готов был заключить Договор. Так, в Сопроводительном письме исх. N 1 от 25.02.2022 Истец просит заключить Договор и избрать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
Ответчик, в свою очередь, проигнорировал данное требование, 28.03.2022 от Ответчика поступил на подписание со стороны Истца Договор N 1261658-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021, с условиями которого не согласился Истец.
27.04.2022 года Истец направил в адрес Ответчику Протокол разногласий к Договору, что подтверждается сопроводительным письмом исх. N 5 от 27.04.2022.
Ответчик не согласился с вышеуказанным Протоколом разногласий и 01.07.2022 прислал свой Протокол разногласий к Договору, с которым не согласился Истец.
24.08.2022 Истец вновь потребовал заключить Договор на условиях Протокола разногласий, однако Ответчик данное требование оставил без внимания.
08.09.2022 Истец направил в адрес Ответчика претензию в рамках досудебного урегулирования спора об изменении условий Договора, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения в суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие при заключении Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1261658-2022/ТКО от 30.12.2021, следующим образом:
пункт 4.1 Договора изложить в следующей редакции: Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
внести в пункт 2 Приложения N 1 к Договору изменения и изложить в следующей редакции: Количество контейнеров данного типа 20. Метод учета: по количеству и объему вывезенных контейнеров;
внести изменения в пункт 3.1.1 Договора и изложить его в следующей редакции: принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, в соответствии с графиком, которые определены в приложении к настоящему Договору;
дополнительно к Договору заключить соответствующее Приложение, в котором указать следующий график вывоза ТКО: Прием, сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляется по следующим дням: Понедельник, Среда, Пятница с 7:00 до 10:00;
внести в главу 4 Договора дополнительный пункт 4.2 и изложить его в следующей редакции: Стороны согласились в установленные день и время вывоза ТКО, в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Договору, фиксировать количество и объем и (или) массы ТКО путем подписания Акта уполномоченными лицами. Акт должен содержать в себе: дату, место составления, количество контейнеров и общий объем ТКО, а также должность и подписи Сторон;
внести в пункт 3.1.5 Договора изменения и изложить его в следующей редакции: принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, замену контейнеров производить в течение 5 календарных дней с момента обнаружения повреждения;
внести изменения в Приложение N 1 к Договору в пункт объем ТКО в год, куб. м и указать величину 1000 куб. м.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы. Приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Как предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Особенности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрены в разделе XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 148(18) Правил N 354 заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, с региональным оператором по обращению с ТКО осуществляется в порядке, указанном в пункте 148(15) настоящих Правил.
Согласно пункту 148(15) Правил N 354 при наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, их рассмотрение осуществляется в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
В силу пункта 24 Правил N 354 при наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) обязаны в течение 30 дней передать исполнителю в месте его нахождения по почте или иным согласованным с исполнителем способом протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель, получивший протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, обязан в течение 30 дней со дня его получения известить собственника о принятии договора в его редакции либо об отклонении протокола разногласий с указанием причин отклонения.
При отклонении исполнителем протокола разногласий либо неполучении заявителем извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок собственник вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, на рассмотрение суда.
Таким образом, потребитель вправе передать на рассмотрение суда разногласия, возникшие при заключении договора, при отклонении региональным оператором протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок.
В данном случае, как установлено судом апелляционной инстанции, протокол разногласий к проекту договора Кооперативом передан Обществу в пределах указанного срока и региональным оператором отклонен.
На рассмотрение суда переданы разногласия, возникшие при заключении договора, в том числе в части пункта 4.1 договора.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации постановлением от 03.06.2016 N 505 утвердило Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 25 Правил N 1156 одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
В соответствии с пунктом 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, за исключением случаев, указанных в пункте 148(11) настоящих Правил (подпункт "б").
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам (то есть - на основании нормативов накопления ТКО).
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно (то есть - на основании объема вывезенных контейнеров).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга утверждены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р.
Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 15.06.2022 N 361-р утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, согласно разделу 4 которой раздельное накопление ТКО осуществляется отходообразователями в соответствии с утвержденным Порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга утвержден распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р).
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка N 371-р решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО принимается собственниками жилых и нежилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 ЖК РФ.
Согласно пункту 5.1.1 Порядка N 371-р отходообразователи до принятия решения о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, обязаны согласовать с региональным оператором систему раздельного накопления ТКО (двухпоточная или пофракционная).
Для согласования системы раздельного накопления ТКО в адрес регионального оператора направляется соответствующее обращение, с указанием предлагаемой системы раздельного накопления ТКО.
В срок не более 15 дней со дня поступления указанного обращения региональный оператор рассматривает его и направляет в адрес заявителя уведомление о возможности реализации предлагаемой системы раздельного накопления ТКО либо о необходимости применения альтернативного варианта организации системы раздельного накопления ТКО.
Как предусмотрено пунктом 5.1.2 Порядка N 371-р, решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, оформленное в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации, направляется региональному оператору не позднее 10 (десяти) дней со дня его принятия.
В силу пункта 5.1.3 Порядка N 371-р региональный оператор обеспечивает подготовку и подписание дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащего условие о раздельном накоплении ТКО, в порядке, установленном действующим законодательством.
Осуществление раздельного накопления ТКО является обязательным с даты, указанной в дополнительном соглашении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 5.1.4 Порядка N 371-р).
Таким образом, истцу следовало согласовать систему раздельного накопления ТКО с Обществом, после чего собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 ЖК РФ, вправе принять решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, после чего направить это решение региональному оператору.
Исходя из указанных норм права, до осуществления указанных процедурных вопросов урегулирование разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, путем изложения пункта 4.1 договора в редакции истца является преждевременным, поскольку способ учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Вывод суда о применении к рассматриваемым правоотношениям положений Правил N 505 об альтернативных способах расчета объема услуги по обращению с ТКО по выбору потребителя в рассматриваемом случае является ошибочным.
Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников, тогда как в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлены специальные правила, предусмотренные разделом XV(1) Правил N 354.
В данном случае Товарищество не подтвердило осуществление раздельного накопления сортированных ТКО в порядке, установленном соответствующим нормативным актом на территории Санкт-Петербурга, однако настаивало на включении в Договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов (в том числе крупногабаритных).
Относительно правильности расчетов, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 установлено, что на территории Санкт-Петербурга оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р. Норматив накопления ТКО для многоквартирных домов (в год) составляет 0,0792 куб. м с 1 кв. м общей площади жилых помещений.
Принимая во внимание изложенное, пункт 4.1 Договора подлежит изложению в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Суд апелляционной инстанции, проверяя обоснованность судебного акта, отмечает, что факт, что пункт 3.1.5 договора предложен истцом в следующей редакции: "Обеспечивать вывоз твердых коммунальных отходов еженедельно в понедельник, среду и пятницу. Вывоз твердых коммунальных отходов производится до 12.00 часов.".
Вместе с тем, график вывоза ТКО, в рамках которого региональный оператор самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность, определен СанПиН 2.1.3684-21 и Правилами N 354, в связи с чем суд первой инстанции обосновано изложил спорный пункт в следующей редакции: "... Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства".
Условия пункта 3.1.1 договора не противоречат нормам материального права, могут быть утверждены в следующей редакции: "принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в приложении к настоящему договору".
Пункт 4.2, Приложение, определяющее график вывоза ТКО, приложение N 1 к договору с указанием примерного объема ТКО в год в договор включать не следует, учитывая, что условия пункта 4.2. договора направлены на регулирование порядка фиксации количества и объема ТКО, тогда как судом принят способ накопления ТКО по нормативу потребления.
С учетом изложенного, ввиду нарушения судом норм материального права, несоответствия фактическим обстоятельствам дела, решение подлежит отмене.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истца возложена обязанность по возмещению ответчику судебных расходов на обращение с апелляционной жалобой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2023 по делу N А56-106994/2022 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие между Товариществом собственников жилья "Ключ" и акционерным обществом "Невский экологический оператор" при заключении договора от 30.12.2021 N 1261658-2022/ТКО.
Пункт 4.1 договора от 30.12.2021 N 1261658-2022/ТКО изложить в следующей редакции: "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов ТКО, такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения".
- пункт 3.1.1 договора: "принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в приложении к настоящему договору";
- пункт 3.1.5 договора: "принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации";
Пункт 4.2 Приложение, определяющее график вывоза ТКО, приложение N 1 к договору с указанием примерного объема ТКО в год в договор не включать.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Ключ" в пользу акционерного общества "Невский экологический оператор" 3000,00 рублей в возмещение судебных расходов за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-106994/2022
Истец: ТСЖ "КЛЮЧ"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"