г. Красноярск |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А74-4448/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" февраля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Дамбарова С.Д., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Толмачева Ивана Витальевича
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "31" августа 2021 года по делу N А74-4448/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Толмачев Иван Витальевич (ИНН 1901184479925, ОГРНИП 315190100009147, далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Ипподром" (ИНН 1901099935, ОГРН 1111901001904, далее - ГКУ РХ "Ипподром"), к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (ИНН 1901016488, ОГРН 1021900533478) о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого государственного имущества (находящегося в оперативном управлении) от 15.04.2019 N 7/10 на следующих условиях: "В связи с ограничениями, введенными постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", уменьшить размер арендной платы: в период с 01.04.2020 по 12.07.2020 на 90% от ежемесячной арендной платы, в период с 13.07.2020 по 30.08.2021 на 50% от ежемесячной арендной платы".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31.08.2021 иск удовлетворен: государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Ипподром" и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия обязаны в течение десяти календарных дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заключить с индивидуальным предпринимателем Толмачевым Иваном Витальевичем дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого государственного имущества (находящегося в оперативном управлении) от 15.04.2019 N 7/10, предусматривающее снижение размера арендной платы на период с 01.04.2020 по 18.06.2020 на 50% от подлежащего уплате размера арендной платы.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указал следующее:
- вывод арбитражного суда о том, что истцом не представлено достаточных доказательств невозможности использования помещения в период после 18.06.2020 является не основанным на материалах дела, поскольку в силу Постановления Правительства Республики Хакасия от 20.08.2020 N 443 в Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 внесены изменения, в соответствии с которыми ограничения по осуществлению ранее приостановленных видов деятельности сняты только после 20.08.2020;
- истец не может использовать арендуемое помещение в полном объеме в связи с существующим размещением столов для посетителей с соблюдением дистанцирования;
- помещения полностью изолированы, тогда как паспорт готовности предназначен для открытого летнего кафе (веранды);
- факт получения истцом паспорта готовности предприятия общественного питания не имеет правового значения для настоящего спора.
Ответчик (Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия) представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает доводы жалобы необоснованными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
15.04.2019 заключен договор аренды недвижимого государственного имущества (находящегося в оперативном управлении) N 7/10 между истцом и ответчиком (ГКУ РХ "Ипподром") по согласованию с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
Согласно акту приёма-передачи от 15.04.2019 арендуемое имущество передано арендатору.
В связи с угрозой распространения в Республике Хакасия новой коронавирусной инфекции дополнительным соглашением от 24.04.2020 арендатору предоставлена отсрочка по внесению арендной платы с 13.03.2020 до 01.10.2020. Стороны согласовали условие о том, что арендная плата за период, на который предоставляется отсрочка, подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023. Платежи осуществляются поэтапно: не чаще одного раза в месяц, равными частями в размере не более половины ежемесячной арендной платы за соответствующий период.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 в связи с угрозой распространения в Республике Хакасия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также в связи с прогнозируемым осложнением паводковой и пожароопасной обстановки, возникновением опасных метеорологических явлений на территории Республики Хакасия введён режим повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 на период действия режима повышенной готовности введены ограничения в виде временного приостановления: 1) проведения на территории Республики Хакасия досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах и в иных местах массового посещения граждан, 2) ограничения в области оказания населению медицинской помощи.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 (в редакции от 27.03.2020) на территории Республики Хакасия установлены, в частности, ограничения в виде временного приостановления с 28.03.2020 по 05.04.2020 деятельности организаций общественного питания (за исключением дистанционной торговли, а также предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций, продолжающих работу в указанный период с соблюдением усиленного дезинфекционного режима) (подпункт в) пункта 2.1).
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N239 и от 28.04.2020 N 294 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации на период с 30 апреля по 08 мая 2020 года установлены нерабочие дни.
В последующем постановлениями Правительства Республики Хакасия приостановление деятельности организаций общественного питания продлевалось вплоть до 14.06.2020.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 (в редакции от 11.06.2020) введен абзац 2 подпункта 3 пункта 3, которым установлены ограничения в виде временного приостановления с 28 марта 2020 года по 30 июня 2020 года деятельности организаций общественного питания (за исключением: дистанционной торговли, обслуживания на вынос без посещения гражданами таких мест, предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций, продолжающих работу в указанный период, а также оказания услуг общественного питания на открытом воздухе сезонными (летними) объектами общественного питания (летние кафе, летние веранды, террасы), оборудованными при стационарных предприятиях общественного питания, если такие услуги оказываются с соблюдением следующих условий: наличие у сезонного объекта общественного питания отдельного наружного (уличного) входа, обеспечение дистанции между столами не менее 1,5 метров, одновременное размещение за одним столом не более двух человек при соблюдении социальной дистанции, обработка дезинфицирующими средствами всех поверхностей после каждого посетителя, выполнение соответствующих рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
Абзац 2 подпункта 3 пункта 3 вступил в силу с 18.06.2020 и распространяется на указанные объекты после представления их владельцами в письменной или электронной форме паспортов готовности соответствующих объектов.
В последующем постановлениями Правительства Республики Хакасия приостановление деятельности организаций общественного питания с исключениями, предусмотренными абзацем 2 подпункта 3 пункта 3 вышеуказанного постановления, продлевалось вплоть до 23.08.2020.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 20.08.2020 N 443 в Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 внесены изменения, в соответствии с которыми сняты ограничения по осуществлению ранее приостановленных видов деятельности.
Отмена приостановления деятельности распространяется на указанные объекты после представления их владельцами (правообладателями, собственниками) в письменной или электронной форме паспортов готовности соответствующих объектов, указанных в пункте 2 настоящего постановления, в Министерство культуры Республики Хакасия, Министерство экономического развития Республики Хакасия и Министерство образования и науки Республики Хакасия, соответственно, способом, позволяющим подтвердить факт их направления.
Представитель ГКУ РХ "Ипподром" в ходе судебного разбирательства подтвердил приостановление деятельности истца с 13.03.2020 до утверждения паспорта готовности и тот факт, что арендованное по договору помещение используется под данный вид деятельности истца.
Письмом от 21.12.2020 истец обратился к ответчику ГКУ РХ "Ипподром" с просьбой рассмотреть вопрос о снижении арендной платы до окончания ограничительных мер.
ГКУ РХ "Ипподром" обратилось к собственнику имущества к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия с просьбой высказать свое мнение по вопросу снижения истцу размера арендной платы.
В письме от 12.02.2021 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия указало, что оснований для уменьшения размера арендной платы не имеется, поскольку отсутствует нормативно-правовой акт Республики Хакасия, предусматривающий соответствующий порядок.
Сопроводительным письмом от 15.04.2021 истец направил арендодателю дополнительное соглашение о снижении арендной платы.
В письме от 20.04.2021 ГКУ РХ "Ипподром" отказало в снижении арендной платы.
Посчитав предоставленные ответчиком меры поддержки в виде предоставления отсрочки уплаты арендных платежей недостаточными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Предметом спора является требование арендатора к арендодателю о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого государственного имущества (находящегося в оперативном управлении) от 15.04.2019 N 7/10, предусматривающее уменьшение размера арендной платы: в период с 01.04.2020 по 12.07.2020 на 90% от ежемесячной арендной платы, в период с 13.07.2020 по 30.08.2021 на 50% от ежемесячной арендной платы в связи с введением ограничительных мер.
Правильно применив нормы материального права - статьи 425, 450, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", Письмо Минэкономразвития России от 15.04.2020 N Д13и-11577, приняв во внимание разъяснения, изложенные в ответе на вопрос 5 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Определениях Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС17-6961, N 305-ЭС16-16501, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе: договор аренды недвижимого государственного имущества (находящегося в оперативном управлении) от 15.04.2019 N 7/10, акт приёма-передачи от 15.04.2019, дополнительное соглашение от 24.04.2020, письма от 21.12.2020, 12.02.2021, 15.04.2021, 20.04.2021, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении индивидуального предпринимателя Толмачева Ивана Витальевича, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о наличии оснований для снижения размера арендной платы на 50% в период с 01.04.2020 по 18.06.2020.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на момент обращения с заявлением о предоставлении мер поддержки в части внесения арендной платы истец имел заключённый до введения ограничительных мер действующий договор аренды и соответствовал предусмотренным критериям, что свидетельствует о наличии у истца права на уменьшение размера арендной платы.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о снижении размера арендной платы до 50% на период невозможности использования имущества, т.е. с 01.04.2020 по 18.06.2020 (до момента утверждения паспорта готовности объекта и вступления в силу нормы, снимающей ограничения в части), поскольку данная мера поддержки связана именно с невозможностью использования объекта аренды.
При определении размера уменьшения платы суд первой инстанции исходил из отсутствия законодательно установленных критериев и порядка снижения арендной платы, полагая, что уменьшение платы на 50% отвечает признакам соразмерности, разумности, справедливости и надлежащим образом обеспечивающим баланс экономических интересов сторон договора. Требование о снижении размера арендной платы до 90% признано судом первой инстанции как необоснованное.
Оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает, достаточные основания для иных выводов апелляционная жалоба и материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в связи с возобновлением с 18.06.2020 деятельности предприятий общественного питания, утвердивших паспорт готовности, у истца отпали ограничения, связанные с объективной невозможностью использования арендованного имущества. Таким образом, последующий период ограниченного использования помещения, заявленный истцом, связан с субъективными причинами самого истца и не может служить основанием для уменьшения арендной платы как не отвечающий балансу интересов сторон. Кроме того, истцом не представлено достаточных доказательств невозможности использования помещения в период после 18.06.2020, истцом подтверждено начало осуществления деятельности при наличии ограничений.
Довод апелляционной жалобы о том, что в силу Постановления Правительства Республики Хакасия от 20.08.2020 N 443 в Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 внесены изменения, в соответствии с которыми ограничения по осуществлению ранее приостановленных видов деятельности сняты только после 20.08.2020, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 в связи с угрозой распространения в Республике Хакасия новой коронавирусной инфекции на территории Республики Хакасия введён режим повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указанным постановлением Правительства Республики Хакасия (в редакции от 27.03.2020) на территории Республики Хакасия, в частности, установлены ограничения в виде временного приостановления с 28.03.2020 по 05.04.2020 деятельности организаций общественного питания (за исключением дистанционной торговли, а также предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций, продолжающих работу в указанный период с соблюдением усиленного дезинфекционного режима) (подпункт в) пункта 2.1).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 (в редакции от 11.06.2020) введен абзац 2 подпункта 3 пункта 3, которым установлены ограничения в виде временного приостановления с 28.03.2020 по 30.06.2020 деятельности организаций общественного питания (за исключением: дистанционной торговли, обслуживания на вынос без посещения гражданами таких мест, предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций, продолжающих работу в указанный период, а также оказания услуг общественного питания на открытом воздухе сезонными (летними) объектами общественного питания (летние кафе, летние веранды, террасы), оборудованными при стационарных предприятиях общественного питания, если такие услуги оказываются с соблюдением следующих условий: наличие у сезонного объекта общественного питания отдельного наружного (уличного) входа, обеспечение дистанции между столами не менее 1,5 метров, одновременное размещение за одним столом не более двух человек при соблюдении социальной дистанции, обработка дезинфицирующими средствами всех поверхностей после каждого посетителя, выполнение соответствующих рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
Абзац 2 подпункта 3 пункта 3 вступил в силу с 18.06.2020 и распространяется на указанные объекты после представления их владельцами в письменной или электронной форме паспортов готовности соответствующих объектов.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 20.08.2020 N 443 в постановление Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 внесены изменения, в соответствии с которыми сняты ограничения по осуществлению ранее приостановленных видов деятельности.
Поскольку доказательства невозможности подготовки указанного паспорта готовности объекта истцом не представлены, суд первой инстанции обоснованно исходил из возможности снижения размера арендной платы до 50% на период невозможности использования имущества (т.е. с 01.04.2020 по 18.06.2020 - до момента утверждения паспорта готовности объекта и вступления в силу нормы, снимающей ограничения в части), поскольку данная мера поддержки связана именно с невозможностью использования объекта аренды.
В связи с возобновлением с 18.06.2020 деятельности предприятий общественного питания, утвердивших паспорт готовности, у истца отпали ограничения, связанные с объективной невозможностью использования арендованного имущества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано определил период снижения арендной платы по договору аренды недвижимого государственного имущества от 15.04.2019 N 7/10.
Довод апелляционной жалобы о том, что помещения полностью изолированы, тогда как паспорт готовности предназначен для открытого летнего кафе (веранды), отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 20.07.2021 N 358 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" указанное постановление Правительства Республики Хакасия дополнено пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. Ограничения времени оказания услуг общественного питания, установленные подпунктом 3 пункта 3 настоящего постановления, не распространяются на деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания, при наличии паспорта коллективного иммунитета к новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее в настоящем пункте - COVID-19) и его направления органу местного самоуправления муниципального образования Республики Хакасия, на территории которого такие юридические лица, индивидуальные предприниматели оказывают услуги общественного питания, а также в Министерство экономического развития Республики Хакасия.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, у которых 60 и более процентов работников (от фактической численности работников) прошли вакцинацию против COVID-19, вправе оформить паспорта коллективного иммунитета к COVID-19.
Паспорт коллективного иммунитета к COVID-19, заполненный по форме, установленной приложением 4 к настоящему постановлению, подписанный руководителем юридического лица, либо индивидуальным предпринимателем, с приложением подтверждающих документов о проведении вакцинации подлежит направлению в письменной или электронной форме в орган местного самоуправления муниципального образования Республики Хакасия, на территории которого такие юридические лица, индивидуальные предприниматель оказывают услуги общественного питания, а также в Министерство экономического развития Республики Хакасия способом, позволяющим подтвердить факт их направления.
Руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, включенных ими в паспорт коллективного иммунитета к COVID-19".
Исходя из установленной формы, паспорт коллективного иммунитета к COVID-19 заполняется в целом на объект общественного питания.
С учетом изложенного довод истца о том, что паспорт готовности предназначен для открытого летнего кафе (веранды), основан на ошибочном толковании истцом положений вышеуказанного постановления.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "31" августа 2021 года по делу N А74-4448/2021 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "31" августа 2021 года по делу N А74-4448/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4448/2021
Истец: Толмачев Иван Витальевич
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "ИППОДРОМ", МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ