07 февраля 2022 г. |
Дело N А83-6256/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2022.
В полном объёме постановление изготовлено 07.02.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Евдокимова И.В., судей Остаповой Е.А., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановой В.С.,
лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клуб охотников "Красногорье" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 октября 2021 года по делу N А83-6256/2021
по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым
(ОГРН 1149102000860; ИНН 9102001017)
к обществу с ограниченной ответственностью "Клуб охотников "Красногорье"
(ОГРН 1149102096967; ИНН 9102047692)
о взыскании задолженности по арендной плате,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Клуб охотников "Красногорье" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка N 022/18 от 24.08.2018 в размере 30 211,19 рублей.
Заявленные требования министерство мотивирует положениями статей 309, 310, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и указывает на ненадлежащее выполнение ответчиком условий договора аренды лесного участка от 24.08.2018 N 022/18 в части невнесения арендных платежей в указанном выше размере.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.10.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Клуб охотников "Красногорье" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Так, заявитель указывает на то, что 16.12.2019 между истцом и ответчиком заключено Соглашение о расторжении Договора, в соответствии с которым все обязательства сторон по Договору прекращаются с момента его расторжения и передачи Арендодателю лесного участка по акту приема-передачи лесного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
По мнению апеллянта, возможность изменения в одностороннем порядке условий договора относительно размера арендной платы после его расторжения не предусмотрена ни действующим законодательством, ни условиями самого договора.
Определением от 18.11.2020 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
15.12.2021 через электронную систему подачи документов "Мой арбитр" от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец не согласен с доводами апелляционной жалобы, просит в ее удовлетворении отказать, оставив без изменений решение суда первой инстанции.
28.01.2022 от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
В судебное заседание, назначенное на 31.01.2022, лица, участвующие в деле, уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
С учетом изложенного выше, апелляционный суд в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, 24.08.2018 между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым (Арендодатель) и ООО "Клуб охотников "Красногорье" (Арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 022/18 (далее - Договор), согласно которому Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности и имеющий следующие характеристики: площадь 0,51 га; местоположение: Республика Крым, Белогорский муниципальный район, Симферопольское лесничество, Красногорское участковое лесничество, квартал 61, выдел 15, кадастровый номер 90:02:030501:33.
Арендная плата установлена пунктом 2.1. Договора и составляет 9 316,73 рублей в год. Расчет арендной платы приведен в приложении N 3 к Договору. Порядок внесения арендной платы приведен в приложении N 4 к Договору. Подпунктом в) пункта 3.4. настоящего Договора установлено, что Арендатор обязан вносить арендную плату в соответствии с приложением N 4 к Договору.
Пунктом 2.2. Договора установлено, что размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для соответствующего года.
Подпунктом "в" пункта 3.4. Договора установлено, что Арендатор обязан вносить арендную плату в размерах, учитывающих коэффициенты к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Приложением N 3 к Договору, в котором приведен расчет арендной платы, установлено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со статьями 73, 102 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 года N 989 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310" и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
16.12.2019 между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и ООО "Клуб охотников "Красногорье" заключено соглашение о расторжении Договора аренды лесного участка N 022/18 от 24.08.2018.
В связи с нарушением Арендатором взятых на себя обязательств по внесению арендной платы, Минприроды Крыма обратилось в его адрес с досудебной претензией с требованием погасить имеющуюся задолженность (N 7241/19.1-20 от 05.06.2020).
Поскольку спор между сторонами в досудебном порядке разрешен не был, Минэкологии обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 N 136 (далее - Положение), министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере экологии и природопользования, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, лесных t отношений, а также охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере экологии и природопользования, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, обеспечивающим осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира - охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Согласно пункту 4.1 указанного Положения для осуществления возложенных функций Минэкологии в пределах своей компетенции имеет право обращаться в установленном законодательством порядке в судебные и правоохранительные органы в целях защиты своих прав, а также с целью пресечения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, охраны и использования природных ресурсов.
В соответствии со статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
Согласно частям 1, 2, статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды и устанавливаются, в том числе в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды участка лесного фонда.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3, 4 указанной статьи.
Пунктом 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов утверждены постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2015 N 30 "Об утверждении ставок сбора за единицу объема лесных ресурсов (в том числе по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд) и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Республики Крым" (далее - Постановление N 30), размер сбора в которых установлен для лесных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
Согласно условиям Договора N 022/18, ответчику в аренду предоставлены леса для ведения сельского хозяйства (пчеловодство).
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов, минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Постановлением N 30 установлена ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Республики Крым, при ведении сельского хозяйства (пчеловодство) 5,06 рублей за 1 пчелосемью в год.
Как верно установлено судом первой инстанции, Договор N 022/18 действовал с 06.09.2018 (дата регистрации Договора в Госкомрегистре) по 30.01.2020 (дата регистрации Соглашения о расторжении Договора в Госкомрегистре).
22.11.2019 Минприроды Крыма направило в адрес Арендатора уведомление N 16478/12.1.1-22 о перерасчете арендной платы за 2018 и 2019 год на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" за 2018, 2019 и 2020 год, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, довод ответчика о невыполнении возложенной на Арендодателя обязанности по перерасчету арендной платы является несостоятельным.
Как указано выше, сумма арендной платы до произведенного Министерством перерасчёта составляла 9 316,73 рублей в год.
За период с 06.09.2018 по 26.12.2018 (112 дней) арендная плата составляла:
9 316,73 / 365 (дней в году) = 25, 53 рублей в день.
25,53 * 112 (дней) = 2 859,36 рублей за период с 06.09.2018 по 26.12.2018.
27.12.2018 вступило в законную силу Постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", согласно которому при ведении сельского хозяйства (пчеловодства) на лесном участке к вышеуказанной ставке в отношении защитных лесов, ценных лесов, противоэрозионных лесов применяется коэффициент - 4,5.
То есть, с учетом произведенного перерасчета, арендная плата в 2018 году, составила:
50,29 * 118 * 4,5 * 1,57 = 41 925, 26 рублей за 2018 год.
41 925, 26 / 365 дней в году = 114,86 рублей в день.
За период с 27.12.2018 года (дата вступления в законную силу постановления N 1571) по 31.12.2018 = 114,86 * 5 (дней) = 574,30 рублей.
Итого, за 2018 год, с учетом произведенного Министерством перерасчета от 21.11.2019, задолженность Общества составила 2859,36 + 574,30 = 3 433 (три тысячи четыреста тридцать три) рубля 66 копеек.
За 2019 год министерством произведен следующий перерасчет арендной платы:
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571, в отношении защитных лесов, ценных лесов, противоэрозионных лесов применяется коэффициент - 4.5.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", применяется коэффициент - 1,89.
Итого, сумма арендной платы в 2019 году составила:
50,29 * 118 (количество пчелосемей) * 4,5 * 1,89 = 50 470 (пятьдесят тысяч четыреста семьдесят) рублей 54 копейки в год.
За период с 01.01.2019 по 16.12.2019 (350 дней), сумма арендной платы, с учетом перерасчета арендной платы, составила:
50 470,54 / 365 = 138,28.
138,28 * 350 (кол-во дней использования участка) = 48 398,00 рублей.
Таким образом, в 2018 году сумма арендной платы, подлежащая внесению, составила 3 433,66 рублей за 117 дней использования участка в 2018 году.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в 2018 году Арендатором выплачено 9 316, 73 рубля.
Остаток, переходящий в 2019 год составляет 5 883,07 рублей.
В 2019 году, сумма арендной платы, подлежащая внесению, составила 48 398,00 рублей.
Арендатором выплачено 12 303,74 рубля в 2019 году.
Итого, сумма, начисленная Министерством за 2018 и 2019 года, составила 51 831,66 рублей.
Арендатором за 2018 и 2019 года выплачена сумма в размере 21 620,47 рублей.
Таким образом, за период с 21.11.2019 по 16.12.2019 задолженность Общества перед Минприроды составила 51 831,66 - 21 620,47 = 30 211 (тридцать тысяч двести одиннадцать) рублей 19 копеек.
Поскольку Договором N 022/18 предусмотрен перерасчет арендной платы в связи с изменением коэффициентов к ставкам платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым законно и обоснованно произвело перерасчет арендной платы и уведомило об этом ответчика в срок, установленный Договором.
Доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на следующее.
Как усматривается из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ N 73 от 17.11.2011 (в редакции от 25.01.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды", размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются.
Пунктом 19 названного Постановления установлено, что, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом, дополнительного изменения договора не требуется.
Согласно положениям, закрепленным в статьях 422, 424 ГК РФ, статье 65 ЗК РФ, статье 73 ЛК РФ, арендная плата за пользование земельными участками публичной собственности является регулируемой.
Кроме того, как указано Верховным Судом РФ в определении от 25.06.2013 года по делу N 5-КГ13-63, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. В связи с чем, арендная плата за пользование этим объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды, что также корреспондирует с подпунктом "в" пункта 3.4 Договора N 022/18 от 24.08.2018.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка N 022/18 от 24.08.2018 в размере 30 211,19 рублей.
Учитывая всё выше изложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 октября 2021 года по делу N А83-6256/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клуб охотников "Красногорье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Е.А. Остапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6256/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "КЛУБ ОХОТНИКОВ "КРАСНОГОРЬЕ"