г. Хабаровск |
|
07 февраля 2022 г. |
А16-2296/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области; муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
на решение от 17.11.2021
по делу N А16-2296/2021
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр"
о взыскании штрафных санкций
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о взыскании с муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр" (далее - учреждение) 6 000 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление индивидуальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, май, сентябрь 2019, октябрь, ноябрь, декабрь 2020, январь 2021, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018.
Решением суда от 17.11.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о необоснованном отказе применения финансовых санкций в размере 1 000 руб., наложенных решениями от 12.01.2021 N 031S19210000025, N 031S19210000024, поскольку дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за календарные годы 2017, 2018 были представлены страхователем после получения уведомления. Просит решение изменить, принять новый судебный акт с учетом заявленных доводов.
Возражений на жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Пенсионный фонд в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр", выразившегося в представлении страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, май, сентябрь 2019, октябрь, ноябрь, декабрь 2020, январь 2021, по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, что зафиксировано в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.03.2020 N 031S18200000294, N 031S18200000293, от 17.03.2020 N 031S18200000468, от 18.02.2021 N 031S18210000138, N 031S18210000139, от 18.02.2021 N 031S18210000140, N 031S18210000141, от 15.04.2021 N 031S18210000555, от 24.11.2020 N 037S18200001093, N 037S18200001092.
По результатам рассмотрения указанных актов и других материалов проверки Пенсионным фондом приняты решения от 27.05.2020 N 031S19200000389, N 031S19200000390, от 29.05.2020 N 031S19200000514, от 06.04.2021 N 031S19210000338, N 031S19210000337, N 031S19210000336, N 031S19210000335, от 25.05.2021 N 031S19210000755, от 12.01.2021 N 037S19210000025, N 037S19210000024 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми учреждение привлечено к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 6 000 рублей.
Для добровольной уплаты финансовой санкции учреждению направлены соответствующие требования.
В связи с тем, что в установленный срок учреждение не исполнило требования Пенсионного фонда и не уплатило штраф, последний обратился с заявлением в арбитражный суд.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Указанные сведения представляются по форме "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" (СЗВ - СТАЖ), утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507 п.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, в силу пункта 37 Инструкции N 766н (действовавшей в период рассматриваемых правоотношений), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 названной Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В целом по смыслу указанных положений законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователем и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки, о которой страхователь информируется путем направления соответствующего уведомления.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за январь, май, сентябрь 2019, октябрь, ноябрь, декабрь 2020, январь 2021 (тип исходная) в отношении застрахованных лиц представлены учреждением и приняты управлением в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок. При этом ошибок при проверке сведений Пенсионным фондом не обнаружено.
Позже, в связи с самостоятельным выявлением учреждением ошибок в ранее представленных сведениях по инициативе страхователя в пенсионный фонд направлены формы СЗВ-М за январь, май, сентябрь 2019, октябрь, ноябрь, декабрь 2020, январь 2021 по типу "доп" на застрахованных лиц.
Таким образом, Пенсионным фондом выявлен факт предоставления страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-М за январь, май, сентябрь 2019, октябрь, ноябрь, декабрь 2020, январь 2021 только после исправления соответствующих сведений самим страхователем, что также не оспаривается Пенсионным фондом.
Исследовав периоды представления страхователем в Пенсионный фонд сведений за январь, май, сентябрь 2019, октябрь, ноябрь, декабрь 2020, январь 2021 по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, направление по инициативе страхователя в связи с самостоятельным выявлением страхователем ошибок в ранее представленных сведениях в пенсионный фонд формы СЗВ-М по типу "доп" на застрахованных лиц, и даты составления пенсионным фондом актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины учреждения в совершении нарушения требований Федерального закона N 27-ФЗ, так как последнее самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за спорные периоды и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющих форм в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провел проверку представленных сведений, и выявил указанное выше нарушение Федерального закона N 27-ФЗ.
В связи с чем, в данной части в удовлетворении исковых требований отказано обоснованно.
Проверив периоды предоставления страхователем в Пенсионный фонд сведений за 2017, 2018 по форме СЗВ-СТАЖ, апелляционный суд установил следующее.
Согласно материалам дела первоначально отчетность по форме СЗВ-СТАЖ (тип исходная) за 2017 и 2018 годы направлена учреждением 27.02.2018 и 20.02.2019 (соответственно), то есть в установленный пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок.
При проведении сверки отчетностей представленных страхователем за 2017, 2018 годы по форме СЗВ-СТАЖ, Пенсионным фондом выявлены расхождения, в связи с чем 15.08.2020 Пенсионным фондом в адрес страхователя были направлены уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
Получив в тот же день уведомления об устранении расхождений, учреждение представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы "дополняющая" за отчетные периоды 2017, 2018 годы (в которых выявленные Пенсионным фондом нарушения устранены (представлены дополняющие сведения в отношении 1 застрахованного лица) лишь 19.10.2020, то есть за пределами установленного уведомлением пятидневного срока.
Таким образом, в данном случае, учреждение своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнило, и, соответственно, к нему обоснованно были применены финансовые санкции в общей сумме 1 000 руб., наложенные решениями от 12.11.2021 N 031S19210000025 (500 руб.), N 031S19210000024 (500 руб.).
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы признаются судом обоснованными, а решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 17.11.2021 по делу N А16-2296/2021 отменить.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр" (с. Желтый Яр Биробиджанского района Еврейской автономной области, ОГРН 1027900636455, ИНН 7906002708) в пользу Государственного учреждения - Отделения по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного Фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (г. Хабаровск, ОГРН 1032700296859, ИНН 2700000313) финансовой санкции в сумме 1000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ.
В остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-2296/2021
Истец: ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ И ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа села Желтый Яр"