г. Вологда |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А05-8230/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 февраля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Болдыревой Е.Н. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический онкологический диспансер" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 ноября 2021 года по делу N А05-8230/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический онкологический диспансер" (ОГРН 1022900540673, ИНН 2901034584; адрес: 163045, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 145, корпус 1; далее - Учреждение, Диспансер) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - Фонд) о признании решения от 19.02.2021 N 53 незаконным в части признания обоснованным уменьшения оплаты медицинской помощи, определенное Архангельским филиалом общества с ограниченной ответственностью "Капитал-МС", в сумме 128 944 руб. 64 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское Страхование" (ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100; адрес: 115184, Москва, улица Большая Татарская, дом 13, строение 19; далее - Страховая компания, СМО).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 ноября 2021 года признано недействительным решение Фонда от 19.02.2021 N 53 в части признания обоснованным уменьшения оплаты медицинской помощи Архангельским филиалом ООО "Капитал-МС" в сумме 104 799 руб. 02 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Диспансер с судебным актом не согласился в части отказа в удовлетворении требований в полном объеме и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Указал на неправомерность вменения судом нарушения по коду дефекта 4.2, которое в соответствии с процедурой проведения контроля объемов, сроков, качества оказания медицинской помощи Фондом не установлено.
Фонд в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке в соответствие с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Страховая компания и Учреждение заключили договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 30.12.2019 N 2901/ЛПУ-51 (далее - договор), в соответствии с которым Учреждение приняло на себя обязательства оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а Страховая компания (в договоре - страховая медицинская организация) обязалось оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 4.3 договора Страховая компания обязалась проводить контроль объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в Учреждении в соответствии с порядком организации и проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в Учреждение в сроки, определённые порядком организации контроля.
В соответствии с пунктом 2.2 договора Страховая компания вправе при выявлении нарушений обязательств, установленных этим договором, не оплачивать или не полностью оплачивать затраты Учреждения на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в Страховую компанию и (или) уплаты Учреждением штрафов в размерах, установленных в тарифном соглашении в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ.
Из материалов дела следует, что Страховая компания провела экспертизу качества предоставления Учреждением медицинской помощи по профилю "Онкология" за период с 05.06.2020 по 31.07.2020 (дневной стационар). По итогам экспертизы качества медицинской помощи составлен акт от 13.10.2020, согласно которому выявлены нарушения при оказании медицинской помощи.
На основании частей 3 и 4 статьи 42 Закона N 326-ФЗ ТФОМС АО по претензии Учреждения была проведена повторная экспертиза качества медицинской помощи, результаты которой оформлены актом N 33 и решением N 53 от 19.02.2021.
Решением N 53 Фонд признал обоснованным уменьшение Диспансеру оплаты медицинской помощи на сумму 201 400 рублей 91 коп.
Не согласившись с указанным решением в части признания обоснованным уменьшения оплаты медицинской помощи, определенной Архангельским филиалом ООО "Капитал-МС" в сумме 128 944 руб. 64 коп.,
Диспансер в порядке части 5 статьи 42 Закона N 326-ФЗ оспорил его в настоящем деле.
Общая оспариваемая сумма уменьшения оплаты медицинской помощи сложилась за счёт следующих сумм:
- 70692 руб. 82 коп. уменьшения оплаты медицинской помощи, оказанной в период с 05.06.2020 по 12.07.2020 пациенту со страховым полисом ОМС 2950220897000139;
- 51779 руб. 40 коп. уменьшения оплаты медицинской помощи, оказанной в период с 02.07.2020 по 07.07.2020, с 16.07.2020 по 20.07.2020 пациенту со страховым полисом ОМС 2951520842000061;
- 6472 руб. 42 коп. уменьшения оплаты медицинской помощи, оказанной в период с 27.07.2020 по 29.07.2020 пациенту со страховым полисом ОМС 2950430845000244 в сумме 51779 руб. 40 коп,
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, признав не правомерным уменьшение оплаты медицинской помощи в общей сумме 104 799 руб. 02 коп., в том числе по пациенту со страховым полисом ОМС 2950220897000139 в сумме 53 019, 62 руб.; по пациенту со страховым полисом ОМС 2951520842000061 в сумме 51 779 руб. 40 коп.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции считает судебный акт подлежащим изменению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Частью 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ установлено право медицинской организации в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
Территориальный фонд в соответствии с требованиями части 3 статьи 42 Закона N 326-ФЗ в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
Пунктом 61 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом ФФОМС 28.02.2019 N 36 (далее - Порядок N 36) установлено, что территориальный фонд направляет результаты проведения реэкспертизы, оформленные независимо от основания ее проведения актом повторной медико-экономической экспертизы (актом повторной экспертизы качества медицинской помощи) с приложением, являющемся неотъемлемой частью акта (приложение 4 к настоящему Порядку) в страховую медицинскую организацию и медицинскую организацию в срок не позднее двадцати рабочих дней после окончания проверки.
Повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда (часть 4 статьи 42 Закона N 326-ФЗ).
Таким образом, положениями Закона N 326-ФЗ, Порядка N 36 предусмотрена процедура проведения реэкспертизы, закрепления ее результатов.
В ходе проведения экспертизы СМО по страховому случаю (пациент со страховым полисом ОМС 2950430845000244) выявлено нарушение, выразившееся в следующем: в соответствии с тактикой лечения пациент должен принимать преднизолон ежедневно. В листе назначений имеется только запись: дексаметазон в/в за 30 мин. до химиотерапии. Установлен код нарушения 3.2.1, применено уменьшение оплаты в размере 10% стоимости случая медицинской помощи, что составило 6 472 руб. 42 коп.
В приложении 8 к Порядку N 36 приведен перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) по каждому коду дефекта.
Раздел 3 приложения 8 к Порядку N 36 содержит код дефекта 3.2.1 - невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи: не повлиявшее на состояние здоровья застрахованного лица.
При проведении повторной экспертизы качества выявлено, что согласно клиническим рекомендациям, инструкции к лекарственному препарату доцетаксел, пациент должен получать глюкокортикостероид (ГКС) в ДО, Д1, Д2. Также в соответствии с тактикой лечения пациент должен принимать преднизолон ежедневно. Премедикация ГКС в ДО (за день до введения), Д1 (в день введения), Д2 (на следующий день после введения). Данное требование отражено в инструкции к доцетакселу. Код дефекта 3.2.1. признан обоснованным.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что премедикция препаратом дексаметазон проведена медицинской организацией с нарушениями дней приема и дозировки.
Доводов, опровергающих установленные Фондом обстоятельства, апелляционная жалоба не содержит.
Указанное нарушение в связи с невыполнением и ненадлежащим выполнением необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий правомерно квалифицировано по коду дефекта 3.2.1.
Таким образом у Фонда имелись основания для вынесения решения об уменьшении оплаты в размере 10% стоимости случая медицинской помощи, что составило 6 472 руб. 42 коп.
В ходе проведения экспертизы качества (пациент со страховым полисом ОМС 2950220897000139) СМО по страховому случаю выявлено укорочение курса химиотерапии. Установлен код дефекта 3.2.3, применено уменьшение оплаты в размере 40% стоимости случая медицинской помощи, что составило 70 692 руб. 82 коп.
Код дефекта 3.2.3 - невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, приведших к ухудшению состояния здоровья застрахованного лица, либо создавшее риск прогрессирования имеющегося заболевания либо создавшее риск возникновения нового заболевания (за исключением случаев отказа застрахованного лица, оформленного в установленном порядке).
При проведении реэкспертизы качества территориальным фондом выявлено нарушение сроков проведения XT. Установлено, что предыдущий курс проведен 15.05.2020, настоящий курс от 05.06.2020 - на 22-й день. Объективные причины и обоснование укорочения курса отсутствуют. Создан риск развития осложнений XT. В связи с чем нарушение по коду дефекта 3.2.3. признано обоснованным.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается представленным Диспансером выписным эпикризом начало предыдущего цикла произведено медицинской организацией своевременно без укорочения курса - 24.04 2020.
Таким образом, основания для применения к медицинской организации штрафных санкций, установленных по коду дефекта 3.2.3, отсутствуют, решение Фонда об уменьшении оплаты медицинской помощи, оказанной пациенту со страховым полисом ОМС 2950220897000139 в сумме 70692 руб. 82 коп. не правомерно.
Оснований для переквалификации вышеуказанного нарушения на код дефекта 4.2 в рассматриваемом случае не имеется.
Раздел 4 приложения 8 к Порядку N 36 содержит код дефекта 4.2 - отсутствие в первичной медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей, позволяющих оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер, условия предоставления медицинской помощи и провести оценку качества оказанной медицинской помощи.
При квалификации нарушения по коду дефекта 4.2 суд первой инстанции принял во внимание представленное в ходе судебного разбирательства пояснение эксперта качества, согласно которому в первичной медицинской документации - медицинской карте пациента отсутствовали данные о своевременности начала цикла введения химиопрепаратов.
Вместе с тем указанное нарушение не устанавливалось ни СМО при проведении экспертизы качества, ни Фондом при проведении реэкспертизы, что подтверждается сведениями акта повторной экспертизы качества от 08.02.2021 N 33.
Таким образом факт несоответствия сведений медицинской карты пациента установленным требованиям, влекущий невозможность оценить объем, характер, условия предоставления медицинской помощи, предметом экспертизы, повторной экспертизы и основанием для вынесения оспариваемого решения Фонда не являлся.
Принятие от лиц, участвующих в деле, доказательств в подтверждение своей позиции по существу спора не должно приводить к подмене компетенции административного органа, на который законом возложена обязанность по выявлению и установлению в действиях признаков нарушения законодательства по правилам соответствующей процедуры.
Кроме этого нарушения по коду дефекта 4.2 относятся к дефектам оформления первичной медицинской документации в медицинской организации (раздел 4 Приложения 8 Порядка N 36), не связаны с оценкой качества медицинской помощи и в силу пункта 14 Порядка N 36 отнесены к предмету медико-экономической экспертизы, которая в рассматриваемом случае СМО, Фондом не проводилась.
При таких обстоятельствах на основании пункта 2 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда подлежит изменению с изложением абзаца первого резолютивной части решения в новой редакции.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 ноября 2021 года по делу N А05-8230/2021 изменить, изложив абзац первый резолютивной части решения в следующей редакции:
"Признать недействительным решение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области N 53 от 19.02.2021 в части признания обоснованным уменьшения оплаты медицинской помощи Архангельским филиалом ООО "Капитал-МС" в сумме 122 472 руб. 22 коп.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8230/2021
Истец: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельский клинический онкологический диспансер"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области
Третье лицо: ООО "Капитал Медицинское Страхование"