г. Владивосток |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А51-21066/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-8242/2021
на решение от 26.10.2021
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-21066/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
к обществу с ограниченной ответственностью "Логистика-Сервис" (ИНН 2538148583, ОГРН 1112538008637)
о взыскании неуплаченного утилизационного сбора,
при участии:
от ООО "Логистика-Сервис": Василенко С.А. по доверенности от 28.07.2021, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 36137);
от Находкинской таможни: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
Находкинская таможня (далее - заявитель, таможня, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Логистика-Сервис" (далее - ответчик, общество, ООО "Логистика-Сервис") о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в сумме 8 818 200 руб. по ДТ N 10714060/130319/0000345, пени в размере 390 646, 26 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.08.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020 указанное решение Арбитражного суда Приморского края оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.05.2021 указанные выше судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При этом в своем постановлении Арбитражный суд Дальневосточного округа указал, что при новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать вопрос о том, что фактически собой представляет ввезенный товар.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Находкинская таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 26.10.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Находкинской таможни.
Апеллянт настаивает на том, что ввезенный товар является ничем иным как самоходным транспортным средством, способным перемещаться по местности и оборудованным самосвальным кузовом, что в полной мере отвечает классификационным признакам и наименованию, приведенному в Перечне N 81. Вывод суда об обратном, по мнению таможни, противоречит имеющимся в деле доказательствам, поскольку спорный товар не является оборудованием и механическим устройством.
Через канцелярию суда Находкинская таможня письменно ходатайствовала о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без участия таможенного органа, по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы таможни, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
ООО "Логистика-Сервис" на основании договора от 11.03.2019 N 110319-01, заключённого с ООО "о. Русский", приобрело транспортное средство - самоходная самосвальная тележка Chikusui dump J111S, - которое было помещено под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10714060/10319/0000345.
Как указано в пункте 1.1 договора от 11.03.2019, данный товар в соответствии с главой 27 ТК ЕАЭС обладает статусом иностранного товара, помещённого под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
В графе 31 указанной ДТ N 10714060/10319/0000345 товар описан следующим образом: "самоходная самосвальная тележка Chikusui canycom J111S Kubota, бывшая в эксплуатации, предназначенная для эксплуатации в условиях бездорожья, не предназначена для дорог общего пользования, грузоподъемность борта: 660 кг, полная масса: 802 кг., 2-х осный, мощность ДВС: 11 л.с., год выпуска 2007"; в графе 33 код товара указан 8704101080.
Ранее названный товар был ввезён ООО "о. Русский" - резидентом свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) - в таможенной процедуре свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) и размещён на территории СЭЗ.
Согласно пункту 3.3 договора от 11.03.2019 в соответствии с пунктом 9 статьи 207 ТК ЕАЭС при передаче прав владения, пользования и распоряжения товарами, помещёнными под таможенную процедуру СТЗ резидентом ООО "о. Русский", покупателю ООО "Логистика-Сервис", не являющемуся резидентом СЭЗ, для их вывоза с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории Союза действие таможенной процедуры СТЗ завершается помещением таких товаров под таможенные процедуры, предусмотренные пунктом 6 статьи 207 ТК ЕАЭС.
Таможенный орган при оформлении товара по ДТ N 10714060/10319/0000345 требование об уплате утилизационного сбора декларанту не предъявил, паспорт самоходной машины (ПСМ) таможенным органом не оформлялся, товар был выпущен по ДТ N 10714060/10319/0000345 в свободное обращение 16.03.2019 без оформления ПСМ и уплаты утилизационного сбора.
Письмом от 02.04.2019 N 34-04-31/00198, направленным в адрес общества, таможней последнему предложено уплатить утилизационный сбор в размере 8 818 200 руб., а также пени, рассчитанной по состоянию на дату направления уведомления.
На основании сведений, заявленных в ДТ N 10714060/10319/0000345 и представленных в ходе таможенного декларирования документов, в отношении заявленного в таможенной декларации транспортного средства с учетом классификационного кода 8704101080 установлен коэффициент расчета размера утилизационного сбора и произведён следующий расчет: 172500*1,8 = 310500 рублей, где 172500 рублей - это базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора; 51,12 - коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, в отношении транспортного средства, классифицируемого по коду 8704 10 ТН ВЭД мощностью силовой установки менее 650 л.с. (раздел XIХ "Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья" Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N81, с изменениями, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 13.06.2018).
Поскольку в добровольном порядке данное требование исполнено обществом не было, таможенный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании с общества утилизационного сбора в сумме 8 818 200 руб. по декларации на товары N 10714060/130319/0000345 и пени в размере 390 646,26 руб. за период с 31.03.2019 по 23.09.2019, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются, в том числе, лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств (самоходных машин) в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Во исполнение указанных норм права Правительством Российской Федерации 06.02.2016 принято Постановление N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Как установлено пунктом 5 Правил N 81, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 81.
Согласно пункту 11 Правил N 81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 4 к названному Перечню (в редакции, действовавшей на дату выпуска спорных товаров) размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Доначисляя утилизационный сбор, Находкинская таможня руководствовалась сведениями, указанным обществом в графе 33 ДТ N 10714060/10319/0000345, а именно кодом ТН ВЭД ЕАЭС - 8704 10 1080, который соответствует разделу XIX Перечня N 81 "Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья" для самосвалов, с даты выпуска которых прошло более трех лет, мощностью силовой установки менее 650 л.с.
На основании указанных сведений и представленных документов о годе выпуска (2007) и мощности силовой установки (11 л.с.) самоходной машины, таможенный орган, применив коэффициент для расчета утилизационного сбора 51,12 заключил, что в отношении товара подлежит уплате утилизационный сбор в сумме 8 818 200 руб. (172 500 руб. * 51,12).
Согласно Основным правилам интерпретации ТН ВЭД, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Принимая во внимание, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД ЕАЭС, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
В рассматриваемом случае таможенным органом не учтено, что Перечень N 81 является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.
Согласно разделу XIX Перечня N 81 "Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья" классифицируются по коду 8704 10, в соответствии с которым утилизационный сбор установлен исключительно для самосвалов.
Товар, заявленный ООО "Логистика-Сервис" в спорной декларации, под названную категорию не попадает.
Делая данный вывод, суд апелляционной инстанции учитывает, что код ТН ВЭД ЕАЭС не является единственным критерием, который определяет отнесение товара к Перечню, но влияет на определение конкретной ставки утилизационного сбора в отношении товаров, включенных в Перечень.
В том случае, если самоходная машина и классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8429401000, указанному в Перечне, но по своим характеристикам и назначению не относится к самосвалам, то ее нельзя считать включенной в Перечень и облагать утилизационным сбором.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 1.1 договора купли-продажи от 11.03.2019 стороны внешнеторговой сделки договорились о поставке бывшей в употреблении, произведенной в Японии, самоходной самосвальной тележки Chikusui canycom J111S Kubota.
В графе 31 ДТ N 10714060/130319/0000345 спорный товар был заявлен как "самоходная самосвальная тележка Chikusui canycom J111S Kubota, бывшая в эксплуатации, предназначенная для эксплуатации в условиях бездорожья, не предназначена для дорог общего пользования", исходя из своих технических характеристик предназначена для использования в сельском хозяйстве, указан код товара ТН ВЭД 8704 10 10 80.
Согласно материалам дела, 14.03.2019 таможенный орган осуществил фактический контроль по ДТ N 10714060/130319/0000345, о чем составлен Акт таможенного осмотра N 10714060/150319/000204, в котором в отношении декларируемого товара установлено, что он является "самоходной самосвальной тележкой".
Общество в материалы дела представило акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ОСП г. Находка) от 11.02.2020 серия 19 N 0200310080, согласно которому спорный товар квалифицируется исключительно как оборудование и механическое устройство, в виде моторного транспортного средства повышенной проходимости, не предназначенного для движения по дорогам общего пользования, которое по своей сути являются самоходными колесными машинами, несущее шасси и рабочая машина специально предназначены друг для друга и образуют единый механический агрегат, а конструктивно полностью объединены с ходовой частью, которая не может быть использована для других целей, содержит существенные признаки автомобиля.
В указанном акте отмечено, что исследуемый товар конструктивно не является самоходной дорожно-строительной машиной, трактором и другим наземным безрельсовым механическим транспортным средством с независимым приводом. Его основной целью или соответственно областью применения, не является транспортировка людей (пассажирский транспорт) или грузов (грузовой транспорт) по земле, а также обработка земли или обработка растений. Самоходная самосвальная тележка не является средством наземного транспорта, и не относится к категории трактор. Классифицируется исключительно как оборудование и механические устройства.
Изложенные обстоятельства в совокупности позволяют сделать вывод о том, что по своему назначению, физическим и техническим характеристикам рассматриваемая техника не относится к самосвалам.
Таким образом, учитывая, что спорная техника классифицируется исключительно как оборудование и механические устройства, и не относится к иным видам самоходных машин, указанным в Перечне N 81, то есть не соответствует иным, помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС, критериям, установленным в данном Перечне, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в отношении ввезенной обществом техники утилизационный сбор не установлен и уплате не подлежит.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции при наличии на то правовых и фактических оснований пришел к верному выводу о том, что заявленные требования о взыскании утилизационного сбора в сумме 8 818 200 руб. по ДТ N 10714060/130319/0000345 и пени в размере 390 646,26 руб., являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.10.2021 по делу N А51-21066/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-21066/2019
Истец: НАХОДКИНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ЛОГИСТИКА-СЕРВИС"
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2022 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8242/2021
26.10.2021 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-21066/19
18.05.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-574/2021
20.11.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6184/20
17.08.2020 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-21066/19
07.10.2019 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-21066/19