г. Москва |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А40-133447/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Ж.В. Поташовой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
помощником судьи М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского Региона Федерального дорожного агентства"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2021 по делу N А40-133447/21 (148-713)
по заявлению ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского Региона Федерального дорожного агентства"
к Министерству энергетики Российской Федерации
третье лицо: 1) ПАО "Газпром"; 2) ООО "Газпром Инвест"
об оспаривании приказа
при участии:
от заявителя: от ответчика: от 3-их лиц: |
не явился, извещен; Злоцкая К.В. по дов. от 14.12.2021; 1)Карпенко П.А. по дов. от 02.06.2020, 2)не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского Региона Федерального дорожного агентства" (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго, ответчик) от 31.03.2021 г. N 218 "Об установлении публичного сервитута для использования земельных участков в целях эксплуатации объекта системы газоснабжения федерального значения "Газопровод-отвод Сызрань-Ульяновск от ПЗРГ до ГРС-22" и его неотъемлемых технологических частей" в части установления публичного сервитута на срок 49 лет для использования земельных участков в целях эксплуатации объекта системы газоснабжения федерального назначения "Газопровод-отвод Сызрань-Ульяновск от ПЗРГ до ГРС-22" и его неотъемлемых технологических частей" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 73:19:000000:1, 73:19:000000:899, 73:19:073801:1, 73:19:073801:717, 73:19:073801:726, 73:19:07901:94, указанных в Перечне к Приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 31.03.2021 г. N 218.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского Региона Федерального дорожного агентства" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, оспариваемый приказ Минэнерго вынесен с нарушением гражданского законодательства при отсутствии надлежащих полномочий на установление сервитута и нарушает права и законные интересы заявителя. Также, по мнению заявителя, к участию в деле не привлечено Управление Росреестра по г. Москве, чьи права и законные интересы затрагиваются обжалуемым решением.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица (ПАО "Газпром") поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Ответчиком представлены письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ. От третьих лиц по делу поступили отзывы на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru. От ООО "Газпром Инвест" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, письменные пояснения, отзывы на апелляционную жалобу, заслушав представителей ответчика, третьего лица считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Газпром Инвест" на основании статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" письмом от 30.10.2020 N 07/014-61206 обратилось в Минэнерго России с ходатайством об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации существующего объекта.
31.03.2021 г. Министерством энергетики Российской Федерации был издан приказ N 218 "Об установлении публичного сервитута для использования земельных участков в целях эксплуатации объекта системы газоснабжения федерального значения "Газопровод-отвод Сызрань - Ульяновск от ПЗРГ до ГРС-22" и его неотъемлемых технологических частей".
При издании Приказа Министерство энергетики Российской Федерации руководствовалось статьей 23 и главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подпунктом 4.4.3. Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400.
В результате принятия обжалуемого Приказа было принято решение об установлении публичного сервитута на срок 49 лет для использования земельных участков в целях эксплуатации объекта системы газоснабжения федерального значения "Газопровод-отвод Сызрань - Ульяновск от ПЗРГ до ГРС-22" и его неотъемлемых технологических частей (далее соответственно - публичный сервитут, инженерное сооружение) по перечню и в границах согласно приложению. ПАО "Газпром" привести земельные участки, указанные в приложении, в состояние, пригодное для их использования в соответствии с видом разрешенного использования, снести инженерное сооружение, размещенное на основании публичного сервитута, в срок, предусмотренный пунктом 8 статьи 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации. Обязать Департамент оперативного управления в ТЭК обеспечить в установленном порядке выполнение мероприятий, необходимых для установления публичного сервитута.
Согласно приложению к приказу публичный сервитут установлен в отношении следующих земельных участков: с кадастровым номером 73:19:000000:1 на участке км 216+820 автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск; с кадастровыми номерами: 73:19:000000:899, 73:19:073801:1, 73:19:073801:717, 73:19:073801:726 на участке км 216+465 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 "Урал" Москва -Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск; с кадастровым номером 73:19:07901:94 на участке км 216+465 автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск.
Согласно отслеживанию почтового отправления с почтовым идентификатором 80085960905851 вышеуказанный приказ с приложением был направлен 13.05.2021 г. и поступил в ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" только 19.05.2021 г.
Считая Приказ незаконным, ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского Региона Федерального дорожного агентства" обжаловало его в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, руководствуясь пунктом 4.4.31 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации", поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемый Приказ вынесен уполномоченным органом.
Согласно указанной нормы Минэнерго России осуществляет полномочие по принятию решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения.
Также судом первой инстанции сделаны правомерные выводы о том, что у Минэнерго имелись правовые основания для вынесения оспариваемого Приказа на основании следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3941 Земельного кодекса Российской Федерации заявителем предоставлены следующие документы: 1) ходатайство об установлении публичного сервитута, 2) подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, 3) копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
Согласно представленному описанию местоположения границ публичного сервитута публичный сервитут испрашивался, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 73:19:000000:1; 73:19:000000:899; 73:19:073801:1; 73:19:073801:726; 73:19:070901:94, 73:19:073801:717.
Судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены доводы заявителя о том, что Приказом N 218 не определены границы публичного сервитута, что нарушает требования части 5 статьи 3943 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 3943 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута должно содержать кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков.
В соответствии с частью 5 статьи 3943 ЗК РФ решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.
В соответствии с пунктом 5 требований к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утвержденных приказом Росреестра от 13.01.2021 N П/0004, описание границ формируется в виде файла в формате XML, созданного с использованием XML-схем, обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким органом регистрации прав в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в нем в соответствии с пунктом 5.1.2 Положения о Росреестре, относятся к полномочиям Росреестра.
В соответствии со статьями 32 и 34 ФЗ N 218 исполнительный орган государственной власти, принявший решение об установлении публичного сервитута, направляет в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута. Орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, вносит соответствующие сведения в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН.
Соответственно, Минэнерго России направило в Росреестр письмо от 03.08.2021 N 08-3349 с приложенным к нему диска, содержащим XML-документ, в котором указаны границы публичного сервитута на основании которого Росреестр вносит сведения о границах публичного сервитута в ЕГРН. Сведения о границах публичного сервитута внесены Росреестром в ЕГРН под регистрационным номером 73:00-6.426.
Таким образом, Приказом N 218 определены границы публичного сервитута и совершены все необходимы действия для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Доводы жалобы о том, что Приказ не соответствует пункту 19 статьи 23 ЗК РФ, вынесен за пределами полномочий Минэнерго РФ, также были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Статья 39 ЗК РФ предусматривает, в частности установление публичного сервитута для использования земельных участков, в том числе в целях размещение линейных объектов системы газоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39 ЗК РФ, устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения.
В соответствии с пунктом 4.4.31 Положения о Минэнерго России, к полномочиям Минэнерго России отнесено принятие решений об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального значения.
Таким образом, Минэнерго России, устанавливая публичный сервитут Приказом N 218, действовало в пределах своих полномочий предоставленных законодательством Российской Федерации.
Полномочия ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" в сфере установления публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог ограничены только земельными участками в границах полос отвода автодорог и не исключают полномочий Минэнерго России устанавливать публичный сервитут в порядке главы V.7 ЗК РФ для размещения и эксплуатации линейных объектов (инженерных сооружений) газоснабжения.
Указанная позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Москвы по аналогичному делу N А40-118710/20-154-874. Девятым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Московского округа данное решение оставлено без изменения.
Кроме того, согласно выпискам из ЕГРН рассмотренными при установлении публичного сервитута на дату обращения ООО "Газпром Инвест" судом первой инстанции установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:1, вид разрешенного использования: под федеральную автодорогу, правообладатель данного земельного участка - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор". В отношении Участка N 1 указано единое землепользование.
В обычаях делового оборота под единым землепользованием понимается объект недвижимости (несколько обособленных земельных участков), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров, не являющихся самостоятельными земельными участками, которые были учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.
Участок N 1 поставлен на кадастровый учет без координат границ, так как в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах границ земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, на момент принятия решения об установлении публичного сервитута, в том числе на сегодняшний день определить точное местоположение Участка N 1 в границах публичного сервитута не представляется возможным.
Земельный участок с кадастровым номером 73:19:000000:899, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, правообладатель данного земельного участка - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор".
В отношении Участка N 2 в разделе особых отметок ЕГРН указано, что граница земельного участка не установлена.
Таким образом, определить точное местоположение Участка N 2 в границах публичного сервитута не представляется возможным.
Земельный участок с кадастровым номером 73:19:073 801:1, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, правообладатель земельного участка - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор".
Участок N 3 поставлен на кадастровый учет с координатами границ. Однако указанные координаты внесены в ЕГРН 08.04.2021, после принятия Минэнерго России решения об установлении публичного сервитута.
Земельный участок с кадастровым номером 73:19:073801:726, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, правообладатель земельного участка - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор".
Участок N 4 поставлен на кадастровый учет с характерными точками координат границ земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:94, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, правообладатель земельного участка - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор".
Характерные точки границ Участка N 5 согласно сведениям из ЕГРН уточнены 31.05.2021.
Таким образом, на момент принятия решения об установлении публичного сервитута, характерные точки границ Участка N 5 были внесены в ЕГРН некорректно, так как данные точки не образовывали замкнутый контур, в связи с чем определить точное местоположение Участка N 5 не представлялось возможным.
Земельный участок с кадастровым номером 73:19:073801:717, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, правообладатель земельного участка - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор".
Участок N 6 поставлен на кадастровый учет с характерными точками координат границ земельного участка.
Однако исходя из графической части сведений ЕГРН, сделать вывод о расположении данного земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги на момент принятия решения об установлении публичного сервитута не представлялось возможным.
В связи с тем, что указанные земельные участки на момент принятия решения об установлении публичного сервитута стояли на кадастровом учете без характерных точек координат границ, в ходе рассмотрения ходатайства об установлении публичного сервитута невозможно было определить наложение границ публичного сервитута на границы указанных земельных участков.
Более того, в соответствии с пунктом 4 статьи 36 ФЗ N 137 плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 ФЗ N 137, не устанавливается, в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
Доводы жалобы о неверном определении площади земельного участка при установлении публичного сервитута, также отклоняются, так как сервитут установлен только на ту площадь, которая необходима для строительства и установления охраной зоны газопровода.
Обратное заявителем не доказано.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о не привлечении к участию в деле Управления Росреестра по Москве, также отклоняются, так как в решении суда отсутствуют выводы о правах или обязанностях Управления по отношению к сторонам. Ходатайств о привлечении в дело Управление Росреестра по Москве заявитель не подавал.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2021 по делу N А40-133447/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-133447/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ИНВЕСТ", ПАО "ГАЗПРОМ"