г. Москва |
|
03 февраля 2022 г. |
Дело N А40-108426/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лялиной Т.А.,
судей Гончарова В.Я., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
истца Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2021 по делу N А40-108426/21
по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН: 1047796323123) к Акционерному обществу "Авангард" (ОГРН: 1086726001614)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Юхновец Е.Е. по доверенности от 17.12.2021;
от ответчика: Сергеева С.В. по доверенности от 01.01.2022;
УСТАНОВИЛ:
МИНПРОМТОРГ России обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с АО "Авангард" штрафа в размере 51 020 969 руб. 82 коп., ссылаясь на то, что:
- между истцом (далее - Министерство) и АО "Авангард" (далее - получатель, ответчик) был заключен договор о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексного инновационного проекта по созданию высокотехнологичной продукции N 14412.16Л6843.13.004 от 18.12.2014 по условиям которого истец предоставляет получателю субсидию на возмещение затрат в 2014-2016 гг. на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, непосредственно связанных с созданием продукции в рамках реализации инновационного проекта по созданию высокотехнологичной продукции, а получатель обязуется использовать полученную субсидию исключительно по целевому назначению и реализовать вышеуказанный инновационный проект в соответствии с планом-графиком, достигнув при этом в полном объеме все заявленные индикаторы и показатели эффективности;
- согласно плану-графику инновационного проекта, срок его реализации - 2019 г. (п. 8.1. договора, Приложение N 1 к договору);
- в соответствии с планом-графиком финансового обеспечения расходов, связанных с реализацией инновационного Проекта (приложение N 2 к договору), а также актами сверки взаиморасчетов между Минпромторгом России и АО "Авангард" за период 2014-2016 гг. Минпромторг России предоставил субсидию по договору в размере 80 382 236 руб. 34 коп., выполнив тем самым свои обязательства перед получателем в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями;
- в соответствии с п. 3.3.7 договора получатель обязуется достигнуть целевых индикаторов и показателей эффективности реализации инновационного проекта;
- в соответствии с п. 3.3.10 договора получатель обязуется представить в Министерство отчет о реализации инновационного проекта;
- во исполнение указанных обязательств по договору получателем 11.03.2020 в адрес Минпромторга России была представлена отчетная документация;
- на основании п. 4 Дополнительного соглашения N 2 к договору Министерство и уполномоченные органы государственного финансового контроля обязаны проводить проверки соблюдения условий предоставления субсидий, в соответствии с действующим законодательством;
- по итогам рассмотрения отчетной документации АО "Авангард" о результатах реализации проекта, выполненного в рамках договора, а также с учетом экспертного заключения Экспертной рабочей группы при Научно-координационном совете по вопросам реализации основного мероприятия 4.4 "Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" от 25.09.2020 N 2 комиссия по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них в рамках реализации российскими организациями комплексных инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции установила, что обязательства и условия по договору АО "Авангард" выполнены в неполном объеме в части достижения показателей "Объем реализации инновационной продукции" и "Количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест";
- в соответствии с абзацем вторым пункта 20 Правил и пунктом 6.3. договора в случае, если по итогам реализации инновационного проекта хотя бы один из показателей и индикаторов эффективности реализации инновационного проекта, указанных в договоре, составляет менее 100 процентов значения, заявленного в инновационном проекте и определенного договором, то Получатель субсидии уплачивает штраф в доход федерального бюджета, размер которого определяется согласно приложению N 2 Правил;
- с целью досудебного урегулирования спора в адрес АО "Авангард" была направлена претензия N 97445/17 от 14.12.2020 с расчетом штрафных санкций;
- поскольку штраф в добровольном порядке ответчиком уплачен не был, то истец обратился в суд.
В суде первой инстанции ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва на иск, ссылался на то, что:
- приложением N 2 к дополнительному соглашению N 3 от 25.12.2018 г. установлены следующие показатели эффективности:
*объем реализации инновационной продукции, которая будет создана с использованием результатов НИОКР, полученных в ходе реализации проекта - 7 806,0291 млн. руб.;
* количество вновь создаваемых высокопроизводительных рабочих мест в рамках проекта- 300 шт.;
* количество разработанных технологий мирового уровня, прошедших опытную отработку или переданных в производство - 5 шт.;
* количество полученных патентов и секретов производства (ноу-хау) - 3 шт.;
- на момент окончания срока (декабрь 2019 г.), предусмотренного план-графиком реализации инновационного проекта (Приложение N 1 к Договору), АО "Авангард" были в полном объеме выполнены научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, непосредственно связанные с созданием продукции в рамках реализации инновационного проекта, получены предусмотренные условиями договоров патенты и ноу-хау, разработаны технологии мирового уровня;
- в соответствии с п.2.3 Договора Обществом осуществлены инвестиции собственных средств в размере 114 414 394,66 руб.;
- указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, протоколом заседания Комиссии Департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли РФ N 17-1495 от 03.12.2020 г. (по результатам рассмотрения документации о результатах реализации проекта Комиссией Департамента металлургии и материалов было установлено, что проект выполнен в соответствии с планом-графиком реализации комплексного инновационного проекта шифр "Структура") и подтверждают исполнение со стороны Общества существенных условий Договора в соответствии с п 1.1 Договора;
- вместе с тем, Комиссией по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета было принято решение, что обязательства и условия по договору АО "Авангард" выполнены в неполном объеме в части достижения показателей "Объем реализации инновационной продукции", "Количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест", в связи с чем к Обществу предъявлены штрафные санкции;
- при этом, по состоянию на декабрь 2019 года невыполнение по итогам реализации инновационного проекта хотя бы одного из показателей и индикаторов эффективности реализации инновационного проекта, указанных в договоре, в размере 100 процентов значения, произошло по независящим от АО "Авангард" обстоятельствам, появление которых невозможно было предвидеть или на которые объективно нельзя было повлиять;
- Кризис 2014-2015 гг., вызванный событиями, как политического, так и финансово-экономического характера, привел к введению различных ограничительных мер и санкционных режимов в отношении ряда предприятий отрасли, резкой девальвации рубля по отношению к основным мировым валютам (в 2,2 раза по отношению к доллару США и в 1,7 раза по отношению к евро), существенному изменению базовых макроэкономических показателей, задержке или отмене ряда инвестиционных программ (государственных компаний с государственным участием) - данные обстоятельства отражены в письме Союза производителей композитов N 21/001 от 27.03.2020 г. (прилагается к отзыву);
- все факторы крайне негативно сказались как на отрасли в целом, так и на предприятиях отрасли, в том числе, выполняющих государственные контракты и/или договоры о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции, заключенные Минромторгом России в 2013-2014 гг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.10.2013 г. N 972;
- в рамках реализации проекта АО "Авангард" были разработаны материалы и технологии, которые АО "Авангард" использует в различных проектах, подтверждение чему представлено в материалы дела.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, проанализировав условия договора, Решением от 18.11.2021 г. Арбитражный суд г.Москвы в удовлетворении иска отказал, поскольку:
- в соответствии с абз. 3 п. 20 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий их них в рамках реализации российскими организациями комплексных проектов по созданию высокотехнологичной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ N 972 от 30.10.2013 г., в случае нарушения организацией - получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, возникших в результате наступления обстоятельств непреодолимой силы, штрафные санкции к организации - получателю субсидии не применяются;
- в отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы РФ "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2017 год Министерством промышленности и торговли РФ было установлено, что объем внутреннего производства продукции композитной отрасли в 2017 году по экспертной оценке составил 59,47 млрд. рублей от запланированных 64,3 млрд. рублей. Отклонение обусловлено снижением стоимости композиционных материалов на основе отечественного сырья (п. 1.4 подпрограммы 4 ОМ 4.4. отчета на стр. 97). На ход реализации государственной программы оказала существенное влияние макроэкономическая ситуация. Ориентация основных мероприятий на поддержку инвестиционной активности и экспорта создавала существенную зависимость от внешних факторов торгового и платежного балансов, курса рубля, инвестиционной активности в экономике, высокой кредитной ставки (п. 1.5. отчета на стр. 4); о наличии данных экономических факторов, влияющих на выполнение проекта, АО "Авангард" неоднократно с начала 2019 года ссылалось в своих письмах, направленных в адрес Истца;
- учёл, что помимо вышеизложенного на достижение в 2020 году необходимого объема реализации продукции и соответственно создание рабочих мест повлияло распространение новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, что привело к обвальному падению продаж на товарных рынках и существенному снижению деловой активности в сфере промышленности;
- принял во внимание, что 21.09.2020 г. в адрес Департамента металлургии и материалов Минпромторга России со стороны АО "Авангард" было направлено письмо за исх. N 81/5174, с просьбой рассмотреть возможность продления реализации инновационного проекта, поскольку АО "Авангард" намерено достигнуть установленных договором показателей эффективности ценовых индикаторов и показателей в течение 2-х лет, однако, ответ до настоящего времени получен не был;
- пришел к выводу, что истец, располагая информацией о невозможности достижения ответчиком вышеуказанных показателей к установленному договором сроку ввиду сложившейся экономической обстановки, и получая письма от АО "Авангард" о продлении сроков действия проекта, не предпринял никаких мер, которые бы способствовали более эффективному завершению проекта;
- принял во внимание, все предпринятые со стороны Общества возможные меры для реализации проекта, и что применение к АО "Авангард" штрафных санкций за невыполнение показателей "Объем реализации инновационной продукции" и "Количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест" в размере 51 020 969,82 руб. практически нивелирует стимулирующий эффект от реализации программы, окажет существенное отрицательное влияние на финансовую устойчивость АО "Авангард", и усложнит выполнение гособоронзаказа по основным видам продукции;
- указал, что в пункте 3.3.7 договора не установлен срок достижения целевых индикаторов и показателей и что согласно условиям Договора, в случае установления невозможности реализации инновационного проекта, Договор подлежит расторжению Министерством в одностороннем внесудебном порядке, на основании подп. 9.1.3 п. 9.1 Договора, однако, в соответствии с Протоколом заседания Комиссии Департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли РФ N 17-1495 от 03.12.2020 г., Комиссией, по результатам рассмотрения представленных документов установлено (п.1 Протокола), что Проект выполнен в соответствии с Планом-графиком реализации комплексного инновационного проекта шифр "Структура", являющегося неотъемлемой частью Договора и каких-либо нарушений, связанных с нецелевым использованием средств субсидии не установлено, уведомлений со стороны Истца о расторжении заключенного Договора в связи с установлением невозможности дальнейшей реализации проекта, в Общество не поступало;
- таким образом, существенные условия Договора, предусмотренные п 1.1 Договора, выполнены со стороны Ответчика в полном объеме, что подтверждается вышеуказанным Протоколом, а штрафные санкции применены Истцом на основании п. 6.3 Договора и в соответствии с приложением N 2 Постановления Правительства РФ от 30.10.2013 N 972, исходя из того, что сроком исполнения обязательств по Договору является 31.12.2019 г. и штраф рассчитан фактически за неисполнение обязательства по достижению целевых показателей;
- принял во внимание, что в настоящее время в рамках проведенных работ по реализации проекта, с учетом обстоятельств экономического характера, возможность достижения целевых показателей по объему реализации инновационной продукции подтверждается заключенными АО "Авангард" договорами, указанными в представленной справке. Заключенные договоры исполняются в соответствии со сроками, установленными договорами, обеспечено создание рабочих мест и подготовка полного цикла производства для их исполнения. Общий объем реализации продукции в соответствии с заключенными договорами обеспечивает в полном объеме достижение АО "Авангард" целевого показателя, установленного Договором о предоставлении субсидии;
- кроме того, исходя из буквального толкования норм вышеуказанных договора (п. 6.3) и Постановления Правительства РФ N 972, штрафные санкции предусмотрены за неисполнение обязательств по достижению предусмотренных договором показателей и индикаторов эффективности реализации проекта. Санкции за просрочку исполнения вышеуказанных обязательств, договором и Постановлением N 972 не предусмотрены;
- какие-либо негативные последствия, связанные с увеличением срока достижения отдельных показателей, по причинам, не зависящим от воли и действий Ответчика, отсутствуют, в связи с чем, оснований для взыскания заявленного штрафа не имеется.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым иск, поскольку:
- суд не в полной мере выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела;
- судом не были учтены ключевые обстоятельства, указывающие на недобросовестное исполнение АО "Авангард" принятых обязательств в рамках исполнения договора;
- в оспариваемом решении содержится необоснованный вывод о том, что возможность достижения целевых показателей по объему реализации инновационной продукции может быть подтверждена заключенными между АО "Авангард" и предприятиями договорами о поставке продукции, ранее истец указывал, что реализация продукции предприятиям, перечисленным в возражении на отзыв АО "Авангард", не может быть учтена при установлении фактического значения целевого индикатора "Объем реализации инновационной продукции" в связи с тем, что договоренности с организациями достигнуты после окончания срока реализации проекта и, как следствие, обозначены лишь запланированные объемы реализации продукции, а не фактически достигнутые на дату действия завершения договора - 31.12.2019 г.;
- судом в решении ошибочно поддержан вывод АО "Авангард" о кризисе 2014-2015 гг., вызванном событиями политического и финансово-экономического характера, который, по мнению ответчика, крайне негативно сказался на отрасли композитных материалов;
- в соответствии с пунктом 5.3. договора доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является соответствующие письменное свидетельство уполномоченных органов и организаций. К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору), согласно пункту 1.3 "Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)" (Приложение к постановлению Правления ТПП РФ N 173-14 от 23.12.2015) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых. Согласно пункту 2.3 Положения свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) осуществляется путем оформления и выдачи Сертификата о форс-мажоре. Обращений о наступлении обстоятельств непреодолимой силы в период действия договора со стороны АО "Авангард" не поступало;
- вывод суда о влиянии распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Российской Федерации на достижение в 2020 году необходимого объема реализации продукции и создание рабочих мест также является безосновательным, так как окончание срока исполнения обязательств по договору в соответствии с Планом-графиком (31.12.2019) наступило до начала распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал, просил решение отменить, жалобу и иск удовлетворить;
Представитель ответчика возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела), просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Доводы жалобы идентичны правовой позиции истца, изложенной в суде первой инстанции.
Суд первой инстанции исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую оценку, с которой судебная коллегия согласна.
Несогласие истца с выводами суда первой инстанции не свидетельствует об их ошибочности или необоснованности и не ведет к отмене принятого законного и правомерного судебного акта.
В суде апелляции иных доказательств и доводов которые бы могли привести к принятию иного судебного акта истцом не представлено.
Суд первой инстанции, оценив все обстоятельства в совокупности, обоснованно указал, что в подтверждение возникновения негативных условий, не зависящих от воли и действий ответчика и повлиявших на исполнение Договора, к материалам дела приобщено письмо Союза производителей композитов N 21/001 от 27.03.2020 г., в котором до сведения Минпромторга России доведена информация о необходимости исключения штрафных санкций в отношении получателей субсидии в рамках заключенных в 2013-2014 году договоров на реализацию комплексных инновационных проектов, и приведены обоснования необходимости продления сроков реализации проектов.
При этом, в качестве основания для принятия вышеуказанных мер, согласно письму является кризис 2014-2015 гг., вызванный событиями, как политического, так и финансово-экономического характера, следствием которого стало введение различных ограничительных мер и санкционных режимов в отношении ряда предприятий отрасли, резкая девальвация рубля по отношению к основным мировым валютам (в 2,2 раза по отношению к доллару США и в 1,7 раза по отношению к евро), существенное изменение базовых макроэкономических показателей, задержка или отмена ряда инвестиционных программ (государственных компаний с государственным участием).
Все факторы определены как крайне негативные как для отрасли в целом, так и для предприятий отрасли, в том числе, выполняющих государственные контракты и/или договоры о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции, заключенные Минпромторгом России в 2013-2014 гг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.10.2013 г. N 972.
Также, суд первой инстанции учёл, что данные обстоятельства подтверждаются истцом в отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы РФ "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", согласно которому Министерством промышленности и торговли РФ было установлено, что объем внутреннего производства продукции композитной отрасли в 2017 году по экспертной оценке составил 59,47 млрд. рублей от запланированных 64,3 млрд. руб. и отклонение обусловлено снижением стоимости композиционных материалов на основе отечественного сырья (п. 1.4 подпрограммы 4 ОМ 4.4. отчета на стр. 97). На ход реализации государственной программы оказала существенное влияние макроэкономическая ситуация. Ориентация основных мероприятий на поддержку инвестиционной активности и экспорта создавала существенную зависимость от внешних факторов торгового и платежного балансов, курса рубля, инвестиционной активности в экономике, высокой кредитной ставки (п. 1.5. отчета на стр. 4).
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, довод апелляционной жалобы о представлении со стороны Департамента металлургии и материалов Минпромторга России информации о высоких темпах роста композитной индустрии является не подтвержденным какими-либо документами.
Также не подтвержден документально довод истца о том, что в период 2013-2015 гг. когда отрасль находилась в состоянии кризиса, выручка АО "Авангард" в указанный период росла.
Суд апелляции также полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что "_применение к АО "Авангард" штрафной санкции за невыполнение показателей "Объем реализации инновационной продукции" и "Количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест" в размере 51 020 969,82 руб. практически нивелирует стимулирующий эффект от реализации программы и окажет существенное отрицательное влияние на финансовую устойчивость АО "Авангард_" соответствует правовой позиции, поддержанной судами вышестоящих инстанций по делам с аналогичными обстоятельствами и учитывает текущую правоприменительную судебную практику.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2021 по делу N А40-108426/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.А. Лялина |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108426/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "АВАНГАРД"