г. Владивосток |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А24-4784/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю",
апелляционное производство N 05АП-288/2022
на решение от 30.11.2021
судьи Т.А. Арзамазовой
по делу N А24-4784/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (ИНН 4100013642, ОГРН 1024101039951)
к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю" (ИНН 4101106882, ОГРН 1064101016869)
о взыскании 513 428 руб. задолженности за оказанные медицинские услуги за период с апреля по август 2020 года,
при участии:
от федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю": Соловьева О.С. по доверенности от 14.05.2021, сроком действия до 08.03.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 1309),
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями": не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - истец, ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю" (далее - ответчик, ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю") о взыскании 513 428 рублей задолженности за оказанные медицинские услуги за период с апреля по август 2020 года.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик, не оспаривая факт оказания истцом медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отмечает, что оплата медицинской помощи, в том числе оказанной в экстренной или неотложной форме, возможна только по тарифам обязательного медицинского страхования в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям от 15.12.2018 N 1563 (далее - Правила N 1563). Вместе с тем, так как Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 1/2020 от 27.12.2019 тарифы на оплату стационарной медицинской помощи, оказываемой истцом, не определены, оплата оказанных истцом услуг, по мнению ответчика, невозможна с учетом пункта 6 Правил N 1563. Также, полагает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии иных медицинских учреждений на территории Камчатского края, помимо истца, где сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации с диагностированной новой коронавирусной инфекцией, с учетом тяжести состояния, сопутствующих заболеваний и периодов госпитализации могла бы быть оказана медицинская помощь, поскольку ответчиком были заключены договоры с иными медицинскими организациями на оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел. Кроме того, указывает на двойное финансирование расходов истца, связанных с оказанием услуг ответчику, поскольку финансовое обеспечение медико-санитарной и специализированной медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о причине неявки не сообщило, в связи с чем, суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, заявила ходатайство о приобщении к материалам дела запроса в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 08.11.2021 N 8/21-836, а также ответа Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России от 23.11.2021 N 22/29/2-24761 (в обоснование расходования бюджетных средств).
Рассмотрев заявленное ходатайство, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для приобщения к материалам дела указанных документов, поскольку они не являются доказательством по делу.
Через канцелярию суда от ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" поступило ходатайство о прекращении производства по апелляционной жалобе в связи с нарушением федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю" срока на подачу апелляционной жалобы и отсутствием ходатайства о его восстановлении.
Рассмотрев заявленное ходатайство, судебная коллегия не усматривает оснований для его удовлетворения в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 259 АПК РФ апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 257 АПК РФ апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд, который обязан направить ее вместе с делом в соответствующий арбитражный суд апелляционной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд или со дня составления мотивированного решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
В силу части 2 статьи 114 АПК РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
Полный текст обжалуемого решения Арбитражного суда Камчатского края изготовлен 30.11.2021. Следовательно, последний день срока подачи апелляционной жалобы - 30.12.2021.
Из материалов дела следует, что апелляционная жалоба ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю" поступила в Арбитражный суд Камчатского края через установленный в здании суда ящик для приема документов 30.12.2021, о чем свидетельствует штамп суда первой инстанции.
Из изложенного следует, что срок подачи апелляционной жалобы на решение от 30.11.2021 ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю" соблюден, основания для прекращения производства по апелляционной жалобе отсутствуют.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
31.12.2019 между ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (исполнитель) и ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю" (заказчик) заключен государственный контракт N 462 на оказание исполнителем первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории Камчатского края в период оказания медицинской помощи, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации при отсутствии по их месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также при наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме.
Приложением N 1 к контракту сторонами согласован перечень медицинских услуг, оказываемых ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".
Цена контракта согласована сторонами в пункте 3.1 контракта в размере 850 000 рублей.
Согласно пункту 3.2 контракта медицинская помощь, оказанная сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации исполнителем, оплачивается заказчиком по тарифам на оплату медицинской помощи, определенным в соответствии с пунктом 1.1. контракта и действующим на территории Камчатского края в период оказания такой помощи.
В период с апреля по август 2020 года истец принял на лечение в стационар восемь сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, госпитализированных бригадами скорой медицинской помощи с подозрением на коронавирусную инфекцию.
Согласно акту оказанных услуг от 11.01.2021 N 00000088 общая стоимость услуг по лечению указанных лиц составила 513 428 рублей.
Ответчик акт оказанных услуг не подписал и оплату услуг не произвел, в связи с чем, 17.02.2021 истец обратился к ответчику с претензией об оплате оказанных услуг.
Письмом от 04.06.2021 N 8/21-313/1 ответчик отказал в оплате услуг со ссылкой на отсутствие такого вида медицинской помощи как оказание специализированной медицинской помощи в стационаре истца в предусмотренном контрактом перечне оказываемых услуг, а также в тарифах на обязательное медицинское страхование.
Поскольку оплата услуг ответчиком не осуществлена, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 45 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N3-ФЗ) предусмотрено, что медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 45 Закона N 3-ФЗ сотруднику полиции гарантировано право на бесплатное получение медицинской помощи.
Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N247-ФЗ).
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 11 Закона N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563 утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила N 1563), регулирующие порядок оказания медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации или медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования и возмещения расходов медицинским организациям.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1563 медицинские организации оказывают сотрудникам первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную доврачебную, первичную врачебную и первичную специализированную, а также специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.
Согласно пункту 3 Правил N 1563 расходы медицинским организациям, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, сотрудникам, которые проходят службу (проживают) в этом субъекте Российской Федерации, по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи, подлежат возмещению медико-санитарной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в соответствии с заключенным между медико-санитарной частью и медицинской организацией договором об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской организацией.
Пунктом 5 Правил N 1563 предусмотрено, что медицинская организация в течение 5 рабочих дней после оказания сотруднику медицинской помощи в стационарных или амбулаторных условиях оформляет выписку из медицинской карты стационарного больного (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях) с указанием диагноза, счет-фактуру в связи с оказанием медицинской помощи сотруднику и направляет такие документы в соответствующую медико-санитарную часть, с которой заключен договор. Указанные документы представляются 1 раз в месяц, не позднее 20-го числа, в отношении всех прошедших лечение в этот период сотрудников.
Медико-санитарная часть, получившая документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, осуществляет их проверку и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок их оплачивает (пункт 8 Правил N 1563).
Из анализа приведенных норм права, регулирующих медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел, следует, что:
1) законом предусмотрено право сотрудника на бесплатное получение медицинской помощи;
2) в случае отсутствия возможности оказания сотруднику медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Механизм реализации этого права предусмотрен Правилами оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, согласно которому медицинская помощь оказывается сотруднику в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинской организацией;
3) по экстренным медицинским показаниям медицинская помощь сотрудникам оказывается организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения и при отсутствии заключенного между территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинской организацией договора;
4) расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Из материалов дела следует, что между сторонами сложились правоотношения, связанные с предоставлением сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской помощи.
Оказание услуг истцом имело место в период с апреля по август 2020 года, то есть в период распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Материалами дела подтверждается, что следующие сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации эвакуированы в стационар истца в экстренном порядке с подозрением на коронавирусную инфекцию. По результатам обследования указанных лиц поставлены следующие диагнозы:
1) Кочконбаев А.А. - новая коронавирусная инфекция COVID-19, подтвержденная, средне-тяжелая форма, внебольничная двухсторонняя полисегментарная пневмония, госпитализация с 16.04.2020 по 28.04.2020;
2) Бикулова И.И. - новая коронавирусная инфекция COVID-19, подтвержденная, средней степени тяжести, острая двухсторонняя полисегментарная пневмония, госпитализация с 17.04.2020 по 22.06.2020;
3) Макаревич Е.В. - новая коронавирусная инфекция COVID-19, подтвержденная, средне-тяжелая форма, острая двухсторонняя полисегментарная пневмония, госпитализация с 14.05.2020 по 29.05.2020;
4) Леликов Д.С. - новая коронавирусная инфекция COVID-19, подтвержденная, средней степени тяжести, внебольничная двухсторонняя интерстициальная пневмония средней степени тяжести, госпитализация с 27.05.2020 по 10.06.2020;
5) Щеголева Н.В. - новая коронавирусная инфекция COVID-19, подтвержденная, средне-тяжелая форма, острая двухсторонняя полисегментарная пневмония, госпитализация с 05.08.2020 по 14.08.2020;
6) Орешин В.Н. - новая коронавирусная инфекция COVID-19, подтвержденная, средне-тяжелая форма, острая двухсторонняя пневмония, госпитализация с 03.07.2020 по 16.07.2020;
7) Ернеску А.Д. - новая коронавирусная инфекция COVID-19, лабораторно не подтвержденная, средне-тяжелое течение, внебольничная двухсторонняя пневмония, госпитализация с 03.07.2020 по 15.07.2020;
8) Косыхин В.П. - новая коронавирусная инфекция COVID-19, подтвержденная, средне-тяжелая форма, острая правосторонняя интерстициальная пневмония, госпитализация с 12.05.2020 по 26.05.2020.
Факт оказания истцом медицинской помощи вышеуказанным сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, по тексту апелляционной жалобы ответчик заявляет о невозможности оплаты оказанных услуг, поскольку тарифами обязательного медицинского страхования не предусмотрен такой вид медицинской помощи, как лечение коронавирусной инфекции в стационаре истца.
Действительно, согласно пункту 6 Правил N 1563 возмещение медицинским организациям расходов, связанных с оказанием сотрудникам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ), и высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, не производится.
Между тем, суд первой инстанции правомерно руководствовался пунктом 7 Правил N 1563, согласно которому медицинская помощь в экстренной или неотложной форме оказывается сотрудникам безотлагательно. Возмещение медико-санитарной частью расходов, связанных с оказанием медицинской помощи в экстренной или неотложной форме сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организацией, с которой не заключен договор, осуществляется на основании документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, представляемых медицинской организацией в медико-санитарную часть соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого проходят службу такие сотрудники.
С учетом указанных разъяснений, апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения пункта 6 Правил N 1563 к спорным правоотношениям, а довод истца о невозможности оплаты оказанных услуг - несостоятельным и подлежащим отклонению.
Ссылка истца на наличие на территории Камчатского края иных медицинских организаций, с которыми у ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю" были заключены договоры на оказание медицинской помощи, также подлежат отклонению.
Согласно Временному порядку организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N198н), руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь предписано утвердить схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией в медицинские организации, специально созданные для данного контингента пациентов, с назначением ответственных лиц, исключив возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций.
Приказом Министерства здравоохранения Камчатского края от 06.02.2020 N 68 "Об организации оказания медицинской помощи населению Камчатского края с подозрением на новый вариант коронавируса 2019-NCOV, выявленного в Китайской народной республике" в пункте 1.2 установлено, что при оказании скорой медицинской помощи вне медицинского учреждения, либо в амбулаторных и стационарных условиях, обеспечивается медицинская эвакуация пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию для жителей краевого центра, г. Елизово и г.Вилючинска в специализированное учреждение здравоохранения автотранспортом учреждения, в частности, взрослое население эвакуируется в ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".
Согласно пунктам 2, 8 Маршрутизации пациентов с внебольничными пневмониями в Камчатском крае (приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения Камчатского края от 09.04.2020 N 195) взрослые пациенты с внебольничными пневмониями госпитализируются в Петропавловск-Камчатском, Вилючинском городских округах, в Елизовском муниципальном районе в терапевтическое отделение ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская городская больница N 1"; при выявлении инфекционного заболевания, вызванного коронавирусом штамма COVID-19, пациент переводится в ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями" с соблюдением всех противоэпидемических мероприятий для организации дальнейшего лечения.
Маршрутизацией пациентов с новой коронавирусной инфекций, утвержденной приложением N 6 к приказу Министерства здравоохранения Камчатского края от 06.07.2020 N 419 (в редакциях N1 от 06.07.2020, N2 от 24.07.2020, действующих на момент оказания услуг), предусмотрена госпитализация пациентов со среднетяжелой, тяжелой формой течения новой коронавирусной инфекции в учреждения здравоохранения, расположенные на территории Петропавловск-Камчатского городского округа (ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская городская больница N 1", ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2", терапевтическое отделение N 2 ГБУЗ "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского", в ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями"), в том числе с использованием санитарной авиации, в соответствии с графиком дежурств.
При этом в ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями" госпитализируются пациенты (взрослое население), не требующие проведения реанимационных мероприятий.
В случае выявления на этапе оказания скорой медицинской помощи пациента с новой коронавирусной инфекцией, нуждающегося в проведении реанимационных мероприятий, либо при ухудшении состояния пациента, находящегося на лечении в ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями", такие пациенты переводятся для дальнейшего лечения в ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская городская больница N 1", терапевтическое отделение N 2 ГБУЗ "Камчатская краевая больница им. А.С.Лукашевского".
Таким образом, ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями" является организацией здравоохранения, которая вправе оказывать медицинские услуги пациента, у которых выявлено инфекционное заболевание, вызванное коронавирусом штамма COVID-19.
Доводы ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю" о том, что у него имеются заключенные с иными медицинскими организациями договоры на оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, апелляционным судом отклоняются, поскольку из материалов дела следует, что истцом ответчику оказывалась неотложная медицинская помощь, все пациенты были эвакуированы в стационар истца бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с предусмотренными выше правилами маршрутизации, согласно которым пациенты с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) должны были направляться именно в ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями".
Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции учитывает письмо Министерства здравоохранения Камчатского края от 06.11.2020 N 21.04/16936, согласно которому маршрутизация пациентов предусматривает госпитализацию больных в медицинские организации, имеющие в своей структуре специализированные подразделения для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией в зависимости от тяжести течения заболевания.
Более того, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В связи с чем, в случае необходимости предоставления пациенту медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной или неотложной форме медицинским работником лечеными учреждениями, в том числе и ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями", принимаются необходимые меры для обеспечения пациента в данном виде медицинской помощи вне зависимости от места работы пациента.
Согласно приказу главного врача от 30.12.2019 N 886 "Об утверждении перечня платных медицинских услуг и тарифов на них государственному бюджетному учреждению "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" с 01.01.2020" полная стоимость пребывания в инфекционном отделении истца составляет 5 462 рубля за 1 койко-день.
Таким образом, учитывая, что медицинская помощь истцом оказывалась сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в неотложной форме, оказание услуг подтверждается выставленным актом N 00000088 от 11.01.2021 и счетом на оплату N 00000088 от 11.01.2021, оказанные истцом услуги на сумму 513 428 рублей подлежат оплате ответчиком в полном объеме в соответствии с пунктом 7 Правил N 1563, несмотря на их невключение в предмет государственного контракта N462 от 31.12.2019.
Также подлежат отклонению доводы ответчика о том, что имеет место двойное финансирование расходов истца, со ссылкой на Раздел V Постановления Правительства РФ от 07.12.2019 N 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", согласно которому за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в том числе в отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными психиатрическими бригадами, и в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Истцом в материалы дела представлен Приказ Министерства здравоохранения Камчатского края N 762 от 31.12.2019 "Об утверждении государственных заданий на оказание государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Камчатского края, государственных услуг на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов", которым утверждены государственные задания для ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", оплачиваемые в соответствии с пунктом 2.3 Приказа за счет финансовых средств краевого бюджета.
Исследовав виды медицинской помощи, оказываемой истцом в рамках указанного государственного задания, апелляционный суд установил, что лечение новой коронавирусной инфекции в стационаре истца не входит в указанный перечень.
В связи с чем, коллегия апелляционного суда не усматривает двойного финансирования оказанной истцом ответчику медицинской помощи.
Ответчиком доказательства двойного финансирования расходов истца в связи со спорными случаями оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Наличие необоснованного завышения объема и стоимости услуг в ходе рассмотрения дела апелляционным судом установлено не было.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно взыскана стоимость оказанных государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю" услуг в размере 513 428 рублей.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
Арбитражный суд Камчатского края полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене решения, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю" освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2021 по делу N А24-4784/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4784/2021
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями"
Ответчик: федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю"
Третье лицо: Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России