г. Москва |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А41-58364/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от истца Администрации городского округа Кашира - Громов П.А. представитель по доверенности от 10.01.2022 года,
от ответчиков:
Общества с ограниченной ответственностью "ЭКТИВ СОЦЭНЕРГОСЕРВИС" - Колотов В.А. представитель по доверенности от 25.10.2021 года,
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Тарасковская средняя образовательная школа" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц:Комитета по управлению имуществом администрация городского округа Кашира, Олешкевич Светланы Николаевны, Муниципального казенного учреждения "Комитет по закупкам"- представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Кашира на решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2021 года по делу N А41-58364/21, по иску Администрации городского округа КаширакОбществу с ограниченной ответственностью "ЭКТИВ СОЦЭНЕРГОСЕРВИС", Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Тарасковская средняя образовательная школа" о признании недействительной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Кашира(далее- Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭКТИВ СОЦЭНЕРГОСЕРВИС", Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Тарасковская средняя образовательная школа" (далее - ООО "ЭКТИВ СОЦЭНЕРГОСЕРВИС", МБОУ "Тарасковская средняя образовательная школа", ответчики) о признании энергосервисного контракта от 16 ноября 2016 года N Д-2016- 49235, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Эктив Соцэнергосервис" и МБОУ "Тарасковская средняя образовательная школа" на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов системы теплоснабжения здания МБОУ "Тарасковская средняя образовательная школа" недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющихсамостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыКомитет по управлению имуществом администрации городского округа Кашира, Олешкевич Светлана Николаевна, Муниципальное казенное учреждение "Комитет по закупкам".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Кашира обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей МБОУ "Тарасковская средняя образовательная школа", Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Кашира, Олешкевич Светланы Николаевны, Муниципального казенного учреждения "Комитет по закупкам", извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Администрации городского округа Кашира поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "ЭКТИВ СОЦЭНЕРГОСЕРВИС" возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела,16.11.2016 на основании протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (N 0848300041016000525) от 26.10.2016 между обществом с ограниченной ответственностью "ЭктивСоцэнергосервис" (исполнитель) и муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Тарасковская средняя общеобразовательная школа" (заказчик) заключен энергосервисный контракт N Д-2016- 49235 на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов системы теплоснабжения здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Тарасковская средняя общеобразовательная школа" (Контракт), согласно условиям которого исполнитель осуществляет действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов системы теплоснабжения здания Заказчика путем реализации перечня ЭЭМ на данных Объектах, а Заказчик оплачивает выполненные Исполнителем работы за счет средств, полученных от экономии расходов Заказчика на оплату энергетических ресурсов
Основные сведения об объектах, в отношении которых предполагается осуществить энергоэффективные мероприятия, указаны в Техническом задании (Приложение N 1).
Как следует из п.4.1 Контракта цена Контракта, определяемая в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов, составляет 3 424 846 (три миллиона четыреста двадцать четыре тысячи восемьсот сорок шесть) рублей 90 копеек, включая НДС 18 % на сумму 522 434 (пятьсот двадцать две тысячи четыреста тридцать четыре) рубля 27 копеек и определяется исходя из подлежащего Исполнителю процента экономии, определенного в п.4.2 настоящего Контракта.
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта.
Помимо этого, п.4.2 Контракта предусмотрено, что процент, подлежащий уплате Исполнителю по настоящему Контракту, составляет 95 (девяносто пять) % от минимальной экономии энергетического ресурса.
Дополнительная экономия энергетического ресурса, обеспеченная сверх установленного п.2.2. Контракта размера экономии (доли размера экономии) распределяется между Сторонами в той же пропорции, что минимальная экономия энергетических ресурсов. Данный процент экономии не подлежит изменению в ходе исполнения настоящего Контракта.
Таким образом в процессе исполнения Контракта его цена может изменяться в сторону увеличения.
Ссылаясь на то, что оспариваемая сделка, являющаяся для ответчика МБОУ "Тарасковская средняя образовательная школа", крупной, в нарушение положений п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" была совершена без одобрения, истец обратился арбитражный в суд с иском о признании контракта недействительным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 166 и 167 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Пунктом 1 статьи 173.1 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.
Согласно абзацу второму пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 ГК РФ).
При этом не требуется доказывания наступления указанных последствий в случаях оспаривания сделки по основаниям, указанным в статье 173.1, пункте 1 статьи 174 ГК РФ, когда нарушение прав и охраняемых законом интересов лица заключается соответственно в отсутствии согласия, предусмотренного законом, или нарушении ограничения полномочий представителя или лица, действующего от имени юридического лица без доверенности.
Согласно п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Из материалов дела следует, ООО "ЭКТИВ СОЦЭНЕРГОСЕРВИС" в суде первой инстанции было заявлено о пропускеистцом срока исковой давности.
В соответствии со статьями 195, 196 (пунктом 1), 197 (пунктом 1) и 200 (пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Согласно статье 199 (пунктам 1 и 2) Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", применительно к норме абзаца 2 пункта 2 статьи 199 Кодекса разъяснено, что установив пропуск стороной по делу срока исковой давности, при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности, суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В силу пункта 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Из материалов дела следует, чтоспорный контракт был заключен по результатам открытого конкурса на право заключения энергосервисного контракта N 0848300041016000525.
Информация о конкурсе, а также все материалы конкурса на основании ст. 7, ст. 50 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" размещены на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru/).
Уполномоченным учреждением конкурса является МКУ "Комитет по закупкам" городского округа Кашира. Место нахождения указанного учреждения совпадает с метом нахождения Администрации городского округа Кашира (142903, Московская область, г. Кашира, ул. Ленина, д. 2).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем МКУ "Комитет по закупкам" является городской округ Кашира Московской области, от имени которого действует Администрация городского округа Кашира.
Идентичная информация указана в выписке из ЕГРЮЛ на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Тарасковская средняя образовательная школа".
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Кашира от 18.04.2016 года N 1020-па "Об утверждении Регламента взаимодействия учреждения, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков муниципального образования "Городской округ Кашира Московской области" и заказчиков муниципального образования "Городской округ Кашира Московской области" муниципальное казенное учреждение "Комитет по закупкам"является учреждением, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков муниципального образования "Городской округ Кашира Московской области" в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как верно указал суд первой инстанции, МКУ "Комитет по закупкам"имеет непосредственное отношение к истцу, поскольку оно было создано истцом для реализации своих полномочий в сфере закупок.
Именно МКУ "Комитет по закупкам"городского округа Кашира была подготовлена вся конкурсная документация открытого конкурса, в том числе была определена начальная максимальная цена контракта.
Кроме того, из материалов дела следует, что в этот же период открытый конкурс на право заключения энергосервисных контрактов проводился и другими учреждениями, учредителем которых является Администрация городского округа Кашира (МБОУ "Топкановская основная общеобразовательная школа", МБОУ СОШ N 1, МБДОУ "Детский сад N 11", МБДОУ "Детский сад N 15", МБОУ "СОШ N 9", МБОУ "Тарасковская СОШ", МБОУ "Никулинская основная общеобразовательная школа", МБДОУ "Детский сад N 7", МБДОУ "Детский сад N 15", МБДОУ "Детский сад N 17", МБДОУ "Зендиковский детский сад", МБДОУ "Кокинский детский сад"). Всего 12 учреждений.
Источником финансирования указанных контрактов являлся бюджет городского округа Кашира.
Все условия контрактов являются однотипными, содержат одинаковые положения (за исключением наименований объектов и перечня мероприятий).
Таким образом, данные обстоятельства не дают оснований предполагать, что заключение указанных контрактов, финансируемых за счет бюджета городского округа Кашира, могло осуществляться без ведома Администрации городского округа Кашира.
Кроме того, из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0848300041016000527 от 31 октября 2016 года следует, что в состав конкурсной комиссии входили, в частности, следующие должностные лица Администрации городского округа Кашира:
- Филяева Галина Николаевна - начальник управления образования администрации городского округа Кашира;
- Мишустина Надежда Петровна - главный аналитик юридического отдела Правового управления администрации городского округа Кашира.
Данные лица также участвовали и в процедуре вскрытия конвертов с заявкамина участие в открытом конкурсе, что подтверждается Протоколом от 24 октября 2016 года.
Таким образом, Администрация городского округа Кашира в лице своих должностных лиц не позднее момента подведения итогов такого конкурса знала не только о самом факте совершения оспариваемой сделки, но и о конкретных условиях, на которых такая сделка заключается.
Более того, в связи с наличием у вышеуказанных учреждений задолженности по энергосервисным контрактам ООО "Эктив Соцэнергосервис" неоднократно обращалось в Администрацию городского округа Кашира с просьбами о содействии в вопросах погашения задолженности.
Данные обстоятельства подтверждаются письмами ООО "Эктив Соцэнергосервис" исх. N 6118-04-2019/ЭС от 29 апреля 2019 года, исх. N 2590/07- 2018/ЭС от 24 июля 2018 года. Письмом от 08 августа 2018 года N 1116 Управление образования Администрации городского округа Кашира просило направить представителя Общества для участия в переговорах с Финансовым управлением Администрации по вопросу оплаты по энергосервисным контрактам.
Письмом от 08 августа 2018 года N 1116 Управление образования Администрации городского округа Кашира просило направить представителя Общества для участия в переговорах с Финансовым управлением Администрации по вопросу оплаты по энергосервисным контрактам.
Таким образом, истцу было известно об оспариваемой сделке и ее условиях с 18 ноября 2016 года.
Между тем, с исковым заявлением в суд первой инстанции истец обратился только 11 августа 2021 года.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности.
Доводы истца о том, что на спорные правоотношения не распространяется срок исковой давности со ссылкой на статью 208 ГК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования собственника об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Вместе с тем негаторный иск относится к вещно-правовым способам защиты права, и представляет собой требование об устранении нарушений, не связанных с лишением владения.
Между тем, истцом по настоящему делу не было заявлено каких-либо требований об устранении нарушений владения (обязании демонтировать оборудование, не препятствовать в пользовании имуществом и т.д.).
В связи с чем, признание оспариваемой сделки недействительной не приведет к восстановлению каких-либо вещных прав истца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2021 года по делу N А41-58364/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58364/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА
Ответчик: ООО "ЭКТИВ СОЦЭНЕРГОСЕРВИС"
Третье лицо: Директор МБОУ "Тарасковская средняя общеобразовательная школа" Олешкевич Светлана Николаевна, Комитет по управлению имуществом администрация городского округа Кашира, МБОУ "Тарасковская средняя общеобразовательная школа", Муниципальное казенное учреждение "Комитет по закупкам" городского округа Кашира