8 февраля 2022 г. |
А84-3183/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Приваловой А.В., Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
Глава внутригородского муниципального образования, исполняющий полномочия председателя Совета - Прокопенко В.В., личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Департамента городского хозяйства города Севастополя - Онищенко Е.Ю., представителя по доверенности от 11.01.2021 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного контрольного управления города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 октября 2021 года по делу N А84-3183/2021, принятое по заявлению Местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Терновский муниципальный округ к Главному контрольному управлению города Севастополя, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент городского хозяйства города Севастополя, об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
Местная администрация внутригородского муниципального образования города Севастополя Терновский муниципальный округ (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением Главному контрольному управлению города Севастополя (далее - заинтересованное лицо, Контрольное управление) о признании незаконным представления от 19.03.2021 N 3 в части выводов о нецелевом использовании заявителем бюджетных средств в размере 412 327,98 рублей.
К участию в деле судом первой инстанции привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 13.10.2021 заявление Администрации удовлетворено, признано недействительным представление Главного контрольного управления города Севастополя от 19.03.2021 N 3 в части возложения на Администрацию обязанности принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений, изложенных в пункте 6 описательной части этого представления.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Контрольное управление обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт. По мнению подателя жалобы, позиция суда относительно целевого характера работ, выполнение которых не предусмотрено постановлением Правительства Севастополя от 21 февраля 2017 г. N 137-ПП, прямо противоречит положениям постановления Правительства Севастополя 16.03.2017 N 208-ПП, при этом нормативно не обоснована.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заявитель и третье лицо представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность, а также на невозможность исполнения представления и законность всех действий Администрации при освоении средств субвенции.
Судебное разбирательство в суде апелляционной инстанции откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ в связи с наличием оснований. В итоговом судебном заседании представители Администрации и Департамента возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в соответствующих письменных возражениях, настаивая на целевом использовании предоставленных средств субвенции, обращая внимание суда на то, что иначе цель их выделения (проведение мероприятий по благоустройству) вообще не была бы оправдана и эффективна.
Апеллянт, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы, с учетом доводов апелляционной жалобы и пояснений, которые были даны представителем Контрольного Управления в ходе судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке в порядке главы 34 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции установлены следующие юридически значимые обстоятельства по делу.
31.03.2017 между Администрацией (получатель субвенции) и Департаментом (главный распорядитель бюджетных средств) заключено соглашение N 18 о предоставлении субвенции бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя на реализацию отдельных государственных полномочий города Севастополя в соответствии с Законом города Севастополя от 29.12.2016 N 314-ЗС "О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя" (далее - Соглашение N 18).
Согласно пункту 1.4 Соглашения N 18, (в редакции дополнительного соглашения от 09.10.2017 N 2), субвенция предоставляется на оплату, в частности, следующих мероприятий: по санитарной очистке территории Терновского муниципального округа, согласно пунктам 1.11, 2.11, 3.9, 4.11, 5.9, 6.7, 7.11 Перечня мест общего пользования, подлежащих благоустройству за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24.08.2017 N 620-ПП "Об утверждении мест общего пользования и перечня мероприятий по благоустройству, проводимых на их территориях за счет средств бюджета города Севастополя" (подпункт 1); по созданию, содержанию зеленых насаждений, обеспечению ухода за ними на территориях Терновского муниципального округа, согласно пунктам 2.11, 4.11, 6.7 Перечня мест общего пользования, подлежащих благоустройству за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24.08.2017 N 620-ПП "Об утверждении мест общего пользования и перечня мероприятий по благоустройству, проводимых на их территориях за счет средств бюджета города Севастополя" (подпункт 3).
В приложениях N N 1,2 к Соглашению N 18, (в редакции дополнительного соглашения от 09.10.2017 N 2), сторонами были согласованы соответственно: целевые показатели по исполнению мероприятий по реализации отдельных переданных полномочий в сфере благоустройства в 2017 году; распределение субвенции по направлениям расходов.
29.12.2017 между Администрацией (получатель субвенции) и Департаментом (главный распорядитель бюджетных средств) заключено соглашение N 5 о предоставлении субвенции бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя на реализацию отдельных государственных полномочий города Севастополя в соответствии с законом города Севастополя от 29.12.2016 N 314-ЗС "О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя" (далее - Соглашение N 5).
Согласно пункту 1.4 Соглашения N 5, (в редакции дополнительного соглашения от 14.09.2018 N 4), субвенция предоставляется на оплату, в частности, следующих мероприятий: по санитарной очистке территории Терновского муниципального округа, согласно пунктам 1.11, 2.11, 3.9, 4.11, 5.9, 6.7, 7.11 приказа Департамента от 22.02.2018 N 74-ОД "Об утверждении перечня мест общего пользования и перечня мероприятий по благоустройству, проводимых на их территориях за счет средств бюджета города Севастополя" (подпункт 1); по созданию, содержанию зеленых насаждений, обеспечению ухода за ними на территориях Терновского муниципального округа, согласно Закону города Севастополя от 03.06.2014 N 17-ЗС "Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе", от 03.06.2014 N 19-ЗС "Об административно-территориальном устройстве города Севастополя" (подпункт 3).
В приложениях N N 1, 2 к Соглашению N 5, (в редакции дополнительного соглашения от 26.10.2018 N 5), сторонами этой сделки согласованы целевые показатели по исполнению мероприятий по реализации отдельных переданных полномочий в сфере благоустройства в 2018-2020 годах и распределение субвенции по направлениям расходов.
29.12.2018 между Администрацией (получатель субвенции) и Департаментом (главный распорядитель бюджетных средств) заключено соглашение N 119 о предоставлении субвенции бюджету внутригородского муниципального образования города Севастополя на реализацию отдельных государственных полномочий города Севастополя в соответствии с законом города Севастополя от 29.12.2016 N 314-ЗС "О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя" (далее - Соглашение N 119).
Согласно пункту 1.4 Соглашения N 119, (в редакции дополнительного соглашения от 21.06.2019 N 1), субвенция предоставляется на оплату, в частности, следующих мероприятий: по санитарной очистке территории Терновского муниципального округа, согласно пунктам 1.11, 2.11, 3.9, 4.11, 5.9, 6.7, 7.11 Перечня мест общего пользования, подлежащих благоустройству за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденного приказом Департамента от 24.05.2019 N 228-ОД "Об утверждении перечня мест общего пользования и перечня мероприятий по благоустройству, проводимых на их территории за счет бюджета города Севастополя, и признание некоторых приказов Департамента городского хозяйства города Севастополя утратившими силу" (подпункт 1); по созданию, содержанию зеленых насаждений, обеспечению ухода за ними на территориях Терновского муниципального округа, согласно пунктам 2.11, 4.11 Перечня мест общего пользования, подлежащих благоустройству за счет средств бюджета города Севастополя, утвержденного приказом Департамента от 24.05.2019 N 228-ОД "Об утверждении перечня мест общего пользования и перечня мероприятий по благоустройству, проводимых на их территории за счет бюджета города Севастополя, и признание некоторых приказов Департамента городского хозяйства города Севастополя утратившими силу" (подпункт 3).
В приложениях N N 1,2 к Соглашению N 119, (в редакции дополнительного соглашения от 28.01.2020 N 4), сторонами этой сделки согласованы целевые показатели по исполнению мероприятий по реализации отдельных переданных полномочий в сфере благоустройства в 2019 году и распределение субвенции по направлениям расходов. Перечень видов затрат на мероприятия, предусмотренные Соглашениями N N 18, 5, 119 (далее - Соглашения), устанавливается постановлением Правительства Севастополя от 21.02.2017 N 137-ПП "Об утверждении предельных нормативов затрат бюджета города Севастополя и натуральных показателей для расчета объема субвенции на осуществление органами местного самоуправления в городе Севастополе переданных им отдельных государственных полномочий города Севастополя на 2017 год, 2018 год и плановый период 2019 и 2020 год" (пункт 1.4 Соглашений).
В силу пункта 2.3.3 Соглашений, получатель субвенции обязан обеспечить целевое, своевременное и эффективное использование выделенных из бюджета города Севастополя средств.
Главный распорядитель бюджетных средств, в свою очередь, осуществляет проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления и использования субвенции получателем субвенции (пункт 3.4 Соглашений).
Таким образом, целевой характер предоставления трансфертов заключается в выполнении работ по благоустройству обозначенной территории.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 2017 по 2019 годы Администрацией заключены следующие муниципальные контракты, оплата по которым производилась за счет предоставленной Соглашениями субвенции:
от 24.05.2017 N 1 с обществом с ограниченной ответственностью "Кристалл Сервис" - на оказание услуг по санитарной очистке территории, по которому подрядчиком были выполнены, а Администрацией приняты и оплачены, в частности, следующие виды работ: погрузка вручную на автотранспорт мусора, стоимостью 28 800 рублей; перевозка автосамосвалом мусора на расстояние до 40 км 1 класса груза, стоимостью 13 070,04 рублей (акт выполненных работ от 17.07.2017 N 1, платежное поручение от 18.07.2017 N 70414);
от 21.07.2017 N 2 (Ф.2017.297694) с обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" - на выполнение работ по кошению травостоя со сгребанием с зеленных зон улиц, удалению колючих кустарников (ежевики), по которому подрядчиком были выполнены, а Администрацией приняты и оплачены, в частности, следующие виды работ: сбор и погрузка вручную на автомобили скошенной травы и колючих кустарников, стоимостью 25 000 рублей; перевозка автомобилями - самосвалами скошенной травы и колючих кустарников на расстояние до 40 км 1 класса груза, стоимостью 45 000 рублей (акт выполненных работ от 08.11.2017 N 14, платежное поручение от 08.11.2017 N 229882);
от 21.08.2017 N Ф.2017.353561 с обществом с ограниченной ответственностью "Кристалл Сервис" - на выполнение работ по сбору мусора с зеленных зон улиц, по которому подрядчиком были выполнены, а Администрацией приняты и оплачены, в частности, следующие виды работ: погрузка вручную на автотранспорт мусора, стоимостью 33 600 рублей; перевозка автосамосвалами мусора на расстояние до 40 км 1 класс груза, стоимостью 16 616,41 рублей (акт выполненных работ от 17.10.2017 N 1, платежное поручение от 18.10.2017 N 199157);
от 26.02.2018 N Ф.2018.64910 с индивидуальным предпринимателем Сараниной Инной Ивановной - на оказание услуг по санитарной очистке территории, по которому подрядчиком были выполнены, а Администрацией приняты и оплачены, в частности, следующие виды работ: сбор мусора с твердого покрытия парков, скверов, бульваров, стоимостью 6 336,00 рублей (акты выполненных работ от 12.04.2018 N 10, от 10.05.2018 N 5, от 08.06.2018 N 12, от 10.07.2018 N 18, от 02.08.2018 N 144, от 13.09.2018 N 217, от 10.10.2019 N 242, от 19.11.2018 N 1018, от 14.12.2018 N 11, от 25.12.2018 N 12, платежные поручения от 12.04.2018 N 455132, от 16.05.2018 N 502158, от 10.07.2018 N 584267, от 08.06.2018 N 537512, от 03.08.2018 N 624065, от 14.09.2018 N 689526, от 10.10.2018 N 727215, от 19.11.2018 N 794261, от 17.12.2018 N 852129, от 25.12.2018 N 876717);
от 06.03.2018 N Ф.2018.73469 с индивидуальным предпринимателем Сараниной Инной Ивановной - на оказание услуг по созданию, содержанию зеленных насаждений, по которому подрядчиком были выполнены, а Администрацией приняты и оплачены, в частности, следующие виды работ: выкашивание зеленой зоны улиц, стоимостью 1 702,80 рублей (акты выполненных работ от 07.06.2018 N 20, от 08.06.2018 N 21, от 10.07.2018 N 25, от 13.09.2018 N 76, от 16.10.2018 N 77, от 16.11.2018 N 1011, платежные поручения от 03.08.2018 N 624066, от 10.07.2018 N 584268, от 07.06.2018 N 533475, от 08.06.2018 N 537511, от 14.09.2018 N 689524, от 17.10.2018 N 741188, от 16.11.2018 N 791929);
от 19.06.2018 N Ф.2018.262337 с обществом с ограниченной ответственностью "Лукман-Лес" - на оказание услуг по созданию, содержанию зеленных насаждений, обеспечению ухода за ними, по которому подрядчиком были выполнены, а Администрацией приняты и оплачены, в частности, следующие виды работ: полив зеленых насаждений, стоимостью 232 474,00 рублей (акты выполненных работ от 28.08.2018 N 1, от 14.09.2018 N 2, от 21.11.2018 N 3, платежные поручения от 28.08.2018 N 658385, от 17.09.2018 N 690929, от 21.11.2018 N 798882);
от 18.02.2019 N Ф.2019.60125 с обществом с ограниченной ответственностью "Блокчейн" - на оказание услуг по санитарной очистке территории, по которому подрядчиком были выполнены, а Администрацией приняты и оплачены, в частности, следующие виды работ: сбор мусора на лестницах, стоимостью 2 356,33 рублей, сбор мусора с твердого покрытия остановок общественного транспорта, стоимостью 372,00 рубля (акты выполненных работ от 10.04.2019 N 1, от 13.05.2019 N 2, от 03.06.2019 N 3, от 01.07.2019 N 4, от 13.08.2019 N 5, от 12.09.2019 N 6, от 18.10.2019 N 7, от 14.11.2019 N 8, от 10.12.2019 N 9, от 24.12.2019 N 10, платежные поручения от 15.04.2019 N 137127, от 14.05.2019 N 181243, от 04.06.2019 N 219854, от 04.07.2019 N 281654, от 16.08.2019 N 363132, от 12.09.2019 N 410005, от 18.10.2019 N 482950, от 15.11.2019 N 540104, от 10.12.2019 N 593608, от 24.12.2019 N 636531);
от 28.02.2019 N Ф.2019.69434 с обществом с ограниченной ответственностью "Блокчейн" - на оказание услуг (выполнение работ) по созданию, содержанию зеленных насаждений, обеспечению ухода за ними, по которому подрядчиком были выполнены, а Администрацией приняты и оплачены, в частности, следующие виды работ: выкашивание зеленой зоны улиц, стоимостью 8 000 рублей (акты выполненных работ от 03.06.2019 N 1, от 16.07.2019 N 2, от 20.08.2019 N 3, от 09.09.2019 N 4, от 18.10.2019 N 5, от 26.11.2019 N 6., платежные поручения от 18.06.2019 N 248180, от 16.07.2019 N 305564, от 21.08.2019 N 369814, от 18.10.2019 N 482947, от 09.09.2019 N 400855, от 26.11.2019 N 559894).
Контрольным управлением в период с 24.09.2020 по 28.12.2020, на основании распоряжения от 23.09.2020 N 29, проведена плановое выездное мероприятие контрольное мероприятие "Деятельность Администрации по вопросу целевого и эффективного использования средств межбюджетных трансферов",
По итогам упомянутой проверки Управление пришло к выводу о том, что Администрация в 2017-2019 годах расходовала бюджетные средства на виды работ, не предусмотренные Методикой расчета предельных нормативов затрат бюджета города Севастополя для расчета объема субвенций на осуществление органами местного самоуправления в городе Севастополе переданных им отдельных государственных полномочий города Севастополя на 2017 год, 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Методика N 137), утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.02.2017 N 137-ПП, Соглашениями по муниципальным контрактам и договорам в общей сумме 412 327,98 рублей, что в соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) является нецелевым использованием средств субвенции. Согласно приложению N 9 к Акту контроля сумма выявленного бюджетного нарушения состоит из следующих расходов: по муниципальному контракту от 24.05.2017 N 1 - погрузка вручную на автотранспорт мусора, стоимостью 28 800 рублей, перевозка автосамосвалом мусора на расстояние до 40 км 1 класса груза, стоимостью 13 070,04 рублей; по муниципальному контракту от 21.07.2017 N 2 (Ф.2017.297694) - сбор и погрузка вручную на автомобили скошенной травы и колючих кустарников, стоимостью 25 000 рублей, перевозка автомобилями - самосвалами скошенной травы и колючих кустарников на расстояние до 40 км 1 класса груза, стоимостью 45 000 рублей; по муниципальному контракту от 21.08.2017 N Ф.2017.353561 - погрузка вручную на автотранспорт мусора, стоимостью 33 600 рублей, перевозка автосамосвалами мусора на расстояние до 40 км 1 класс груза, стоимостью 15 616,41 рублей; по муниципальному контракту от 26.02.2018 N Ф.2018.64910 - сбор мусора с твердого покрытия парков, скверов, бульваров, стоимостью 6 336,00 рублей; по муниципальному контракту от 06.03.2018 N Ф.2018.73469 - выкашивание зеленой зоны улиц, стоимостью 1 702,80 рублей; по муниципальному контракту от 19.06.2018 N Ф.2018.262337 - полив зеленых насаждений, стоимостью 232 474,00 рублей; по муниципальному контракту от 18.02.2019 N Ф.2019.60125 - сбор мусора на лестницах, стоимостью 2 356,33 рублей, сбор мусора с твердого покрытия остановок общественного транспорта, стоимостью 372,00 рубля; по муниципальному контракту от 28.02.2019 N Ф.2019.69434 - выкашивание зеленой зоны улиц, стоимостью 8 000 рублей.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.01.2021 N 03- 03/1 (далее - Акт контроля).
В адрес Администрации выдано представление от 19.03.2021 N 3, которым на заявителя возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений бюджетного законодательства, в том числе нарушения, выраженного в нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 412 327,98 рублей и изложенного в пункте 6 описательной части данного представления.
Не согласившись с представлением от 19.03.2021 N 3 в части выводов о необоснованной оплате работ на сумму 412 327,98 рублей, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, статей 38, 139, 306.1, 306.4 БК РФ, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу о незаконности представления от 19.03.2021 N 3 в части выводов о нецелевом использовании заявителем бюджетных средств в размере 412 327,98 рублей.
Контрольное управление в апелляционной жалобе настаивает на своей позиции, полагая, что Администрация не обосновала, что исходя из вышеуказанных Соглашений доказаны обстоятельства выполнения работ на сумму 412 327,98 рублей, отнесенных к перечню работ, установленных постановлением Правительства Севастополя от 21 февраля 2017 г. N 137-ПП, а, значит, не доказала целевое использование выделенных субвенций в этой части.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, приводя следующие мотивы.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с главой 24 АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанной совокупности условий исключает удовлетворение заявленных требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акту закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица, надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако, установленные главой 24 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.
То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов действиями (бездействием), ненормативными актами, действиями, бездействием органа, осуществляющего публичные полномочия, должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.
Как разъяснено в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
В данном случае предметом судебного контроля является ненормативный акт - представление Контрольного управления от 19.03.2021 N 3 в части выводов о нецелевом использовании Администрацией бюджетных средств в размере 412 327,98 рублей.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Согласно статье 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Таким нарушением, согласно статье 306.4 БК РФ, является направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
На основании статьи 162 Бюджетного Кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Постановлением Правительства Севастополя от 16.03.2017 N 208-ПП утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций из бюджета города Севастополя бюджетам внутригородских муниципальных образований города Севастополя для реализации отдельных государственных полномочий по выполнению мероприятий в сфере благоустройства (далее - Порядок N 208).
Согласно пункту 1.5 Порядка N 208 финансовые средства на осуществление переданных полномочий расходуются на проведение, в том числе следующих мероприятий: по санитарной очистке территорий муниципальных образований; по созданию, содержанию зеленых насаждений, обеспечению ухода за ними.
По правилу пункта 2.3 Порядка N 208 между главным распорядителем бюджетных средств и получателем субвенции заключается Соглашение по форме согласно приложению N 1 к данному Порядку, которое должно содержать, помимо прочего, следующие положения: целевое назначение субвенции (подпункт 1); целевые показатели по передаваемым отдельным полномочиям в сфере благоустройства (площадь убираемой территории (м2 ), площадь создания, содержания зеленых насаждений (м2 ) (подпункт 8).
Из материалов дела следует, что между Департаментом и Администрацией заключен ряд Соглашений, по условиям которых заявителю представлены субвенции на реализацию отдельных государственных полномочий города Севастополя в соответствии с Законом N 314-ЗС, в том числе по санитарной очистке территории Терновского муниципального округа и по созданию, содержанию зеленых насаждений, обеспечению ухода за ними на территориях Терновского муниципального округа.
При этом, перечень видов затрат на мероприятия, предусмотренные указанными соглашениями, устанавливается постановлением Правительства Севастополя от 21.02.2017 N 137-ПП "Об утверждении предельных нормативов затрат бюджета города Севастополя и натуральных показателей для расчета объема субвенции на осуществление органами местного самоуправления в городе Севастополе переданных им отдельных государственных полномочий города Севастополя на 2017 год, 2018 год и плановый период 2019 и 2020 год" (далее - Постановление N 137).
Приложением N 2 к Постановлению N 137 является Методика расчета предельных нормативов затрат бюджета города Севастополя для расчета объема субвенций на осуществление органами местного самоуправления в городе Севастополе переданных им отдельных государственных полномочий города Севастополя на 2017 год, 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Методика), содержащая Перечни видов затрат, учитываемых при расчете норматива затрат на реализацию соответствующего государственного полномочия в 2017 году, в 2018 году и плановом периоде 2019 - 2020 годов (далее - Перечни).
Так, согласно Перечням в 2017 году в состав мероприятия по санитарной очистке территории муниципальных образований входили следующие виды затрат: подметание тротуаров; уборка мусора зеленой зоны улиц; уборка мусора с тротуаров улиц; очистка зеленой зоны улиц от опавшей листвы, веток; очистка тротуаров улиц от снега; посыпание песком и смесями тротуаров улиц; подметание лестниц; уборка мусора с зеленой зоны лестниц; очистка зеленой зоны лестниц от опавшей листвы, веток; очистка твердого 10 покрытия лестниц от снега; посыпание песком и смесями твердого покрытия лестниц; подметание твердого покрытия парков, скверов; сбор мусора с зеленой зоны парков, скверов; сбор мусора с твердого покрытия парков и скверов; очистка зеленой зоны парков, скверов, клумб от опавшей листвы, веток; очистка садовых дорожек парков и скверов от снега; посыпание садовых дорожек парков и скверов песком и смесями; очистка урн улиц, парков и скверов; подметание остановок общественного транспорта (100 м2 ); очистка остановок общественного транспорта от снега; посыпание остановок общественного транспорта песком и смесями; в 2018 году и плановом периоде 2019 - 2020 годов дополнительно: мониторинг санитарного состояния пляжей; содержание зданий общественных туалетов, а в состав мероприятия по созданию, содержанию зеленых насаждений, обеспечению ухода за ними - такие виды работ: выкашивание газонов улиц; выкашивание газонов парков и скверов; обрезка деревьев; снос деревьев; омолаживающая обрезка деревьев; распиливание упавших деревьев; обработка деревьев от вредителей (в том числе американской белой бабочки (АББ)); обработка кустов от вредителей (в том числе АББ); удаление поросли самосевных деревьев и кустарников; удаление поросли самосевных деревьев и кустарников на территории парков, скверов, бульваров; копание грунта с удалением сорняков; стрижка декоративных кустарников; обрезка декоративных кустарников; устройство приствольных лунок; удобрение зеленых насаждений; штыковка грунта; посев газона; обработка кустов от вредителей (в т.ч. АББ) в парках, скверах, бульварах; закисление грунта; прополка кустарников; создание зеленых насаждений.
Из Акта контроля следует, что Контрольным управлением вменено Администрации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в принятии и оплате за счет бюджетных средств дополнительных работ, не предусмотренных Методика N 137. К таким работам контролирующий орган причисляет следующие: "погрузка вручную на автотранспорт мусора", "перевозка автосамосвалом мусора", "сбор и погрузка вручную на автомобили скошенной травы и колючих кустарников", "перевозка автомобилями - самосвалами скошенной травы и колючих кустарников", "сбор мусора с твердого покрытия парков, скверов, бульваров", "выкашивание зеленой зоны улиц", "полив зеленых насаждений", "сбор мусора на лестницах", "сбор мусора с твердого покрытия остановок общественного транспорта".
Вместе с тем, такой вывод Контрольного управления, как верно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении, противоречит самому существу оказываемых услуг по благоустройству обозначенной территории.
В частности, такие мероприятия как погрузка и перевозка мусора, скошенной травы, колючих кустарников, опавшей листвы, веток и т.п. в целях их утилизации являются составной и обязательной частью, в частности, таких мероприятий, предусмотренных Перечнями, как: подметание тротуаров, лестниц, твердого покрытия парков, скверов, остановок общественного транспорта; уборка мусора зеленой зоны улиц, с тротуаров улиц, с зеленой зоны лестниц; очистка от опавшей листвы, веток зеленой зоны улиц, лестниц, зеленой зоны парков, скверов, клумб; сбор мусора с зеленой зоны парков, скверов, с твердого покрытия парков и скверов; очистка урн улиц, парков и скверов; выкашивание газонов улиц, парков и скверов; обрезка и снос деревьев; распиливание упавших деревьев, а полив зеленых насаждений - неотъемлемой частью работ по созданию зеленых насаждений.
Указанные виды работ соответствуют перечню работ, указанных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Севастополя от 21.02.2017 N 137-ПП.
Кроме того, Правила благоустройства территории города Севастополя, утвержденные постановлением Правительства Севастополя от 3 ноября 2017 года N 844-ПП (п.1.1) определяют содержание зеленых насаждений как деятельность по поддержанию функционального состояния (обработка почвы, полив, внесение удобрений, обрезка крон деревьев и кустарников и иные мероприятия) и восстановлению зеленых насаждений.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы решение суда является законным, обоснованным и мотивированным.
Коллегия судей считает, что арбитражным судом дана правильная оценка представленным в материалы дела документам, определяющих цели использования полученных администрацией бюджетных средств, соответствующие соглашения между уполномоченным органом государственной власти автономного округа (Департаментом) и Администрацией, предусматривающие план конкретных мероприятий, а также доводами и возражениям сторон, сделан правильный вывод о том, что указанные в оспариваемом предписании обстоятельства не свидетельствуют о нецелевом характере использования администрацией выделенных средств.
Исходя из изложенного, учитывая, что выводы Контрольного управления о нецелевом использовании субсидий в данном случае нарушают права заявителя, поскольку возлагают на него необоснованную обязанность принять меры по устранению причин и условий, выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений бюджетного законодательства, в том числе нарушения, выраженного в нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 412 327,98 рублей, суд обоснованно признал представление в указанной части незаконным и отменил его.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем - подлежит оставлению в силе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 13 октября 2021 года по делу N А84-3183/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного контрольного управления города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3183/2021
Истец: Местная администрация Терновского муниципального округа города Севастополя
Третье лицо: Департамент городского хозяйства города Севастополя, Главное контрольное управление города Севастополя