г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А21-8910/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42646/2021) акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2021 по делу N А21-8910/2021 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению акционерного общества "Янтарьэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 05.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-644/2021
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго" (ОГРН 1023900764832, далее - Общество, АО "Янтарьэнерго") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН 1023901001552; далее - Управление, Калининградское УФАС) от 05.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-644/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 03.11.2021 в удовлетворении заявления АО "Янтарьэнерго" отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 03.11.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в данном случае имеются основания для снижения размера административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между АО "Янтарьэнерго" и гр. Кокориной И.Л. (заявитель) заключен договор от 06.10.2020 N 5217/09/20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства садового дома, который будет располагаться по адресу: Калининградская область, г. Пионерский, садоводческий массив Восточный, участок N109 с кадастровым номером 39:19:010221:109 (далее - Договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z5217/20.
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев с даты заключения договора. Таким образом, датой окончания исполнения обязательств со стороны Общества является 06.04.2021.
18.03.2021 Кокориной И.Л. в адрес сетевой организации направлено обращение о сроках выполнения Обществом технологического присоединения объекта заявителя, в ответ на которое АО "Янтарьэнерго" письмом от 23.03.2021 N ЯЭ/19/2058 сообщило, что в рамках выполнения обязательств по Договору со стороны "Россети Янтарь" разработано и утверждено техническое задание по титулу: "Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 088-49 в г. Пионерский, с.м. Восточный"; реализуются процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для возможности завершения строительно-монтажных работ на объекте строительства. Также АО "Янтарьэнерго" сослалось на ограничительные мероприятия, принятые в Калининградской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, которые значительно повлияли на сроки выполнения работ по указанному титулу строительства, ввиду чего "Россети Янтарь" предложило заявителю подписать дополнительное соглашение о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору от 06.10.2020 N 5217/09/20 до августа 2021 года.
13.05.2021 в Управление поступило обращение Кокориной И.Л. (вх. N 3435) на невыполнение Обществом условий Договора, в связи с чем определением от 11.06.2021 Калининградским УФАС возбуждено дело N 039/04/9.21-644/2021 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ответ на определение от 11.06.2021 о возбуждении дела N 039/04/9.21-644/2021 и проведении административного расследования, Общество письмом от 22.06.2021 NЯЭ/5/2614 представило в Управление письменные пояснения о мероприятиях, проведенных АО "Янтарьэнерго" в рамках исполнения Договора, согласно которым сетевой организацией 05.03.2021 разработано и утверждено техническое задание N Z/СЭРС/013476/2021-23 по титулу: "Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 088-49 в г. Пионерский, с.м. Восточный"; выполняются работы по организации системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 088-49 в г. Пионерский, с.м. Восточный. Кроме того, Обществом реализуются процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для возможности завершения строительно-монтажных работ на объекте строительства. Также АО "Янтарьэнерго" сослалось на ограничительные мероприятия, принятые в Калининградской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, которые значительно повлияли на сроки выполнения работ по указанному титулу строительства.
Управлением установлено, что в нарушение пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, технологическое присоединение энергопринимающих устройств не осуществлено Обществом в срок, установленный Договором.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 25.06.2021 N 039/04/9.21-644/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 05.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-644/2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 800000 рублей.
Не оспаривая наличие состава правонарушения, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, полагая, что в данном случае имеются достаточные основания для снижения размера назначенного административного штрафа.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для снижения размера штрафа, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:
- 6 (шесть) месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской;
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев с даты заключения Договора.
Таким образом, как установлено административным органом и судом первой инстанции, датой окончания исполнения обязательств по Договору со стороны Общества является 06.04.2021, однако к названному сроку технологическое присоединение объекта не выполнено, что свидетельствует о нарушении Обществом Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, оценив приведенные Обществом в апелляционной жалобе доводы и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
Санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания в виде штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваем случае, оценив конкретные обстоятельства дела и доводы Общества, приведенные в апелляционной жалобе, учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 800000 рублей) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
Апелляционная коллегия полагает, что судом первой инстанции не приняты во внимание и не дана оценка доводам Общества о мероприятиях, проведенных АО "Янтарьэнерго" в рамках исполнения Договора, согласно которым сетевой организацией 05.03.2021 разработано и утверждено техническое задание N Z/СЭРС/013476/2021-23 по титулу: "Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 088-49 в г. Пионерский, с.м. Восточный", а также техническое задание на поставку приборов учета электрической энергии для обеспечения вновь присоединемых объектов технологического присоединения в сетях АО "Янтарьэнерго". На основании направленного в адрес Общества коммерческого предложения от 08.04.2021 между АО "Янтарьэнерго" и АО "Управление ВОЛС-ВЛ" заключен договор N УВВ-020-0832-21 на поставку приборов учета электрической энергии, по которому поставщиком был нарушен срок исполнения обязательств.
Также распоряжением АО "Янтарьэнерго" от 05.07.2021 N 595 принято решение о выполнении монтажных работ по объекту "Организация системы учета электроэнергии ВЛ 0,4 кВ от ТП 088-49 г. Пионерский, с.м. Восточный (NZ/СЭРС/013476/2021-23) собственными силами филиала АО "Янтарьэнерго" Западные электрические сети. При этом, мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя по Договору осуществлены сетевой организацией 19.07.2021, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения N Z01-03369-2021 (л.д. 50-51), то есть нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению по Договору составило 3 месяца.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Обществом принимались меры к надлежащему исполнению условий Договора; на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции технологическое присоединение объекта было осуществлено.
Приведенные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, но могли быть учтены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств.
Учитывая изложенное, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, суд апелляционной инстанции считает возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу административного штрафа до 400000 рублей (1/2 размера назначенного штрафа), полагая, что наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру совершенного Обществом правонарушения. Учитывая неоднократное привлечение Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для снижения размера штрафа ниже вышеуказанного предела.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 03.11.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об изменении оспариваемого постановления Управления от 05.07.2021 N 039/04/9.21-644/2021 в части назначенного Обществу наказания.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03 ноября 2021 года по делу N А21-8910/2021 отменить.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 05.07.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-644/2021 изменить в части назначенного акционерному обществу "Янтарьэнерго" наказания, снизив размер административного штрафа до 400000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8910/2021
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ