г. Москва |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А41-58901/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей: Пивоваровой Л.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Заболоцких В.Н.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Вектор Инвестментс" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2021 года по делу N А41- 58901/20,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор Инвестментс" (далее - ООО "Вектор Инвестментс", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Истре Московской области (далее - ИФНС России по г. Истре Московской области, инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от N 718 от 13.03.2020 г. в части, оставленной без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Московской области (далее - УФНС России по Московской области) от 15.06.2020 г. N 07-12/041711@.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество (далее также - заявитель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ИФНС России по г. Истре Московской области в соответствии со статьей 88 НК РФ проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год (корректировка 1), представленной ООО "Вектор Инвестментс" 11.04.2019 г.
По итогам проведенной камеральной проверки Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 25.07.2019 г. N 12344, по результатам рассмотрения которого и дополнения к нему от 16.01.2020 г. N 1, возражений налогоплательщика от 03.03.2020 г. б/н на Акт от 25.07.2019 г. N 12344, а также материалов проверки, налоговым органом вынесено решение от 13.03.2020 N 718 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 3.505.740 руб., доначислен земельный налог за 2018 год в размере 17.528.701 руб. и начислены пени в размере 4.436.002 руб. 89 коп.
Основанием для доначисления земельного налога за 2018 год послужили выводы Инспекции о необоснованном применении Обществом пониженной налоговой ставки 0,3% вместо 1,5% при исчислении налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:080325:0058, 50:08:070352:0028, 50:08:070352:0029, 50:08:080305:0087, 50:08:070335:0018 с категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения" и видом разрешенного использования "для дачного строительства", а также необоснованном занижении налоговой базы по земельным участкам с кадастровыми номерами: 50:08:0040229:523, 50:08:0000000:158640, 50:08:0070305:769, 50:08:0070330:343, 50:08:0070330:345, 50:08:0070330:344, 50:08:0040227:364, 50:08:0040227:363, 50:08:0080317:405, 50:08:0000000:113033, 50:08:0000000:113034, 50:08:6000000:113035, 50:08:0000000:113036, 50:08:0000000:113038, 50:08:0000000:113039, 50:08:070221:45, 50:08:040231:0025, 50:08:040231:0028, 50:08:040231:0026, 50:08:040213:0065, 50:08:040213:0064, 50:08:070352:0029, 50:08:0040227:299, 50:08:0070330:327, 50:08:070335:24, 50:08:080325:0057, 50:08:080325:0058, 50:08:070334:0015, 50:08:0040213:37, 50:08:080305:114.
Заявитель, не согласившись с Решением от 13.03.2020 г. N 718, обратился в порядке, установленном статьей 139.1 НК РФ, в УФНС России по Московской области с апелляционной жалобой от 10.04.2020 г. N б/н.
Решением УФНС России по Московской области N 07-12/041711@ от 15.06.2020 г. по апелляционной жалобе ООО "Вектор Инвестментс" частично отменено Решение от 13.03.2020 г. N 718 о привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления пеней по земельному налогу в сумме 2.984.579 руб. 70 коп, в остальной части жалоба оставлена без удовлетворения. Не согласившись с вынесенными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, ООО "Вектор Инвестментс" в 2018 г. имело в собственности земельные участки на территории Истринского района Московской области, исполняя возложенную на налогоплательщика обязанность, 30.01.2019 г. организация в соответствии с п. 1 ст. 398 НК РФ представила первичную налоговую декларацию по земельному налогу с исчисленной суммой налога 32.596.292 руб. 12.02.2019 г. налоговым органом в адрес налогоплательщика, в связи с неуплатой земельного налога на основании представленной декларации, направлено требование N 12475 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов с предложением уплатить в срок до 04.03.2019 г. земельный налог в размере 32.596.292 руб. и пени в размере 2.025.718 руб. 41 коп.
В связи с неисполнением требования налоговым органом вынесено решение N 12369 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств от 25.03.2019 г.
На основании указанного решения налоговым органом в банк были направлены поручения на списание и перечисление денежных средств со счета налогоплательщика: - N 23700 на сумму налога 8.969.737 руб. 74 коп. (списаны со счета 05.04.2019 г.); - N 23700 на сумму налога 23.626.554 руб. 26 коп. (списаны со счета 08.04.2019 г.); - N 23701 на сумму пени 1.580.262 руб. 26 коп. (списаны со счета 05.04.2019 г.); - N 23701 на сумму пени 75.456 руб. 15 коп. (списаны со счета 28.03.2019 г.); - N 23701 на сумму пени 370.000 руб. (списаны со счета 29.03.2019 г.).
По состоянию на 08.04.2019 г. земельный налог за 2018 г. уплачен в полном объеме, а также начисленные пени.
В последующем, на соответствии со ст. 81 НК РФ 11.04.2019 г. налогоплательщиком подана уточненная налоговая декларация с исчисленной суммой земельного налога - 9.475.937 руб., в основу которой положено применение Обществом налоговой ставки в размере 0,3 %, установленной Решением совета депутатов городского округа Истра Московской области от 09.11.2017 г. N 17/12 "Об установлении земельного налога на территории городского округа Истра" для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства, то есть уменьшающая налог по первоначальной декларации по участкам с кадастровыми номерами: 50:08:080325:0058, 50:08:070352:0028, 50:08:070352:0029, 50:08:080305:0087, 50:08:070335:0018 на 23.120.355 руб.
Как указано выше, 30.01.2019 г. Обществом в Инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2018 год, в соответствии с которой сумма земельного налога, исчисленная в отношении 44 земельных участков, составила 32.596.292 руб.
При этом сумма земельного налога, приходящаяся на земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:080325:0058, 50:08:070352:0028, 50:08:070352:0029, 50:08:080305:0087, 50:08:070335:0018, составила 25.571.051 руб. и исчислена Обществом исходя из налоговой ставки в размере 1,5 процента.
В обоснование применения ставки налога 0,3% ООО "Вектор Инвестментс" представлен договор безвозмездного пользования земельными участками от 01.01.2018 г., согласно которому налогоплательщик обязуется предоставить в безвозмездное пользование земельные участки ООО "Истринская молочная компания", при этом, передаваемые участки, являются землями сельхозназначения и предоставляются для использования в соответствии с разрешенным использованием, для сельскохозяйственного использования, дополнительное соглашение N 1 от 18.09.2018 г., N 2 от 19.09.2018 г., N 3 от 30.10.2018 г. к Договору, согласно которым из договора исключаются земельные участки с кадастровым номером 50:08:080325:0058, 50:08:080305:0087, 50:08:070352:0028, 50:08:070352:0029 в связи с прекращением на них права собственности ссудодателя.
Анализ представленных документов позволил инспекции сделать вывод о том, что договор безвозмездного пользования не подтверждает целевого использования земельных участков, а именно реального производства на них сельскохозяйственной продукции, является фиктивной сделкой, искажающей сведения о фактах хозяйственной деятельности и направленной на минимизацию земельного налога в 2018 г.
В основу правовой позиции налогового органа, с которой соглашается суд, положена норма п. 1 ст. 388 НК РФ о том, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами субъектов Российской Федерации Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований и законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 396 НК РФ определено, что сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства. садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, в отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования налоговые ставки земельного налога в 2018 году установлены решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 09.11.2017 N 17/12 "Об установлении земельного налога на территории городского округа Истра" (далее по тексту - Решение Совета депутатов г. Истра от 09.11.2017 N 17/12).
Так, статьей 2 Решения Совета депутатов г. Истра от 09.11.2017 N 17/12 установлены на 2018 год следующие налоговые ставки, в частности: - 0,2 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и земельных участков, находящихся на территории дачных и садоводческих объединений граждан;
- 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков предоставленных (приобретенных) и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и не используемых для сельскохозяйственного производства;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, в том числе прочих земельных участков.
Таким образом, из подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ и статьи 2 Решения Совета депутатов г. Истра от 09.11.2017 N 17/12 следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Однако, в рамках проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что данные земельные участки имеют категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения", а вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Из анализа Решения Совета депутатов г. Истра от 09.11.2017 N 17/12 Инспекцией также установлено, что такая категория земель как "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для дачного строительства" в указанном нормативном правовом акте не поименована.
Определений такого понятия, как "земельные участки, приобретенные (предоставленные) для дачного строительства", ни НК РФ, ни Земельный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) не содержат.
При этом в абзаце четвертом статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ) установлено, что дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ во взаимосвязи с нормами ЗК РФ, регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства и дачного строительства гражданам и их объединениям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
При этом, поскольку действующее законодательство не устанавливает для таких участков ограничение в обороте, земельные участки, имеющие вид разрешенного использования "для дачного строительства", могут быть приобретены коммерческими организациями.
Вместе с тем, отсутствие ограничения на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства" не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ.
Переход к юридическому лицу права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного строительства, не связан с реализацией.
Таким образом, устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства/строительства, законодателем под дачным хозяйством/строительством подразумевалась форма некоммерческого землепользования.
Указанная позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 18.05.2015 по делу N 305-КГ14-9101.
Вместе с тем, в данном случае Общество является коммерческой организацией с основным видом деятельности - покупка и продажа земельных участков, результатом осуществления которого явилась реализация 18.09.2018, 19.09.2018, 02.10.2018 и 30.10.2018 дачным потребительским кооперативам ДПК "Бужарово", ДПК "Полесье", ДПК "Приозерье", земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:080325:0058, 50:08:080305:0087, 50:08:070352:0029, 50:08:070352:0028. 27.12.2019 Обществом реализован земельный участок с кадастровым номером 50:08:0070335:18 ДПК "Курниково-3".
При этом, как установлено Инспекцией, дачные потребительские кооперативы ДПК "Бужарово", ДПК "Полесье", ДПК "Приозерье", зарегистрированы в один и тот же день, а именно 21.03.2018, и по одному и тому же юридическому адресу: 143069, Московская обл., Одинцовский р-н, п. Подсобного хозяйства МК КПСС, вл. 1 А., здание 9.
Генеральный директор Общества Игнатенко А.В., действующий с 09.06.2018 по настоящее время, является генеральным директором (председателем правления) еще в 23 организациях, из них 19 дачные потребительские кооперативы, и учредителем в 19 дачных потребительских кооперативах, которым в предыдущие налоговые периоды были проданы земельные участки.
Представитель Общества по доверенности Вильданов Э.Р. является генеральным директором и председателем правления в 13 организациях, из них 5 дачные потребительские кооперативы, и учредителем в 19 организациях, из них 13 дачные потребительские кооперативы, которым также в предыдущие налоговые периоды были проданы земельные участки.
Кроме того, Вильданов Э.Р. является с 08.06.2017 генеральным директором ООО "Гео Инвест" - бенефициаром дачно-строительного бизнеса, осуществляемого Обществом на территории Истринского и других районов Московской области, в период с 01.02.2017 по 27.04.2017 являлся генеральным директором ООО "Истринская молочная компания".
В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией проанализирован официальный сайт налогоплательщика и установлено, что в настоящее время
Обществом предлагаются к продаже готовые участки и дома в 29 дачных поселках "Истринской долины".
ИФНС России по г. Истре Московской области установлено, что исходя из выписки ЕГРЮЛ основной вид деятельности налогоплательщика - покупка и продажа земельных участков, которую он осуществляет с момента регистрации организации, организацией приобретены участки с видом разрешенного использования - для дачного строительства, то есть, изначально, планируя строительство на них дач, либо их продажу, при этом в конце 2018 г. четыре из пяти участков были реализованы дачным потребительским кооперативам, зарегистрированным в один день и по одному юридическому адресу, в том числе 2 участка - взаимозависимой организации: участок с кадастровым номером 50:08:080325:0058 - ДПК "Бужарово", участок с кадастровым номером 50:08:080305:0087 - ДПК "Полесье", участки с кадастровыми номерами 50:08:070352:0028 и 50:08:070352:0029 - ДПК "Приозерье".
В результате анализа движения денежных средств на счете ООО "Вектор Инвестментс" инспекция установила, что на расчетный счет поступали денежные средства с назначением платежа: от ДПК за земельные участки, бухгалтерское обслуживание и юридические услуги; оплата по заявке на финансирование на оказание услуг технического заказчика; ДПК "Озерный Край-2" по договору соинвестирования; ООО "Истринская молочная компания" - частичное погашение займа и процентов; и т.п.
С расчетного счета денежные средства списывались с назначением платежа: выдача займа; аванс по дог.N ВИ-0217/18-сд от 12.11.2018 по объекту "внутриплощадочные сети газоснабжения, включая сооружения" в ДП "РекаРека"; за стройматериалы, асфальт, гравий; за строительно-монтажные и отделочные работы, за выполненные работы, стройка Дачный поселок "Тихая заводь".
Мероприятиями налогового контроля установлено, что ранее, за вышеуказанные участки налогоплательщик в течение 2015-2017 гг. представлял налоговые декларации с применением ставки 1.5%, при этом заключение договора с ООО "Истринская молочная компания" осуществлено 1 января 2018 г. с целью обеспечения поголовья крупного рогатого скота объемными кормами (силос, многолетние и однолетние травы, сенаж, веточные корма), то есть сначала налогового периода, а не посевного сезона, вместе с тем, в течение 2018 г. налогоплательщик уплатил в апреле 2018 года всю сумму земельного налога полностью авансом, исчисленную по ставке 1,5%, не взирая на то, что у него 01.01.2018 г. уже заключен данный договор безвозмездного пользования земельными участками, в связи с чем, налог, как указывает заявитель в ходе рассмотрения настоящего дела в Арбитражном суде, необходимо исчислять по ставке 0,3 %.
Представленным в материалы дела протоколом допроса свидетеля от 18.12.2019 б/н, допрошенный в таковом качестве представитель по доверенности от 17.12.2019 г. N б/н ООО "Вектор Инвестментс" Беломесов Максим Викторович показал, что изначально намерения ООО "Вектор Инвестментс" в отношении спорных земельных участков были связаны с их последующей перепродажей.
Вместе с тем, суд обращает внимание на проведенный Инспекцией 18.12.2019 г. осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:080325:0058, 50:08:080305:0087, 50:08:070352:0029, 50:08:070352:0028, 50:08:0070335:18, в ходе которого установлено отсутствие на указанных земельных участках каких-либо зданий и сооружений.
Исходя из изложенного, целью приобретения Обществом спорных земельных участков являлась их дальнейшая реализация (перепродажа) и извлечение прибыли. Кроме того, Инспекцией проанализирован представленный договор безвозмездного пользования от 01.01.2018 б/н, заключенный Обществом с ООО "Истринская молочная компания", и установлено, что указанный договор заключен не сначала посевного сезона, а с начала налогового периода; ООО "Истринская молочная компания" предполагала использовать спорные земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования в сельскохозяйственных целях, в то время как вид разрешенного использования не "для сельскохозяйственного производства", а "для дачного строительства".
Более того, представленные ООО "Истринская молочная компания" документы, в том числе путевые листы на возку зеленой массы тракторами по маршрутам "Бужарово-Граворново", "Бужарово-Савельево", "КарцевоГраворново", "М. Ушаково-Граворново", не доказывают факт вывоза тракторами зеленой массы со спорных земельных участков.
Учитывая вышеизложенное, Инспекция пришла к выводу о том, что использование спорных земельных участков в целях сельскохозяйственного производства (а именно: производство на них сельскохозяйственной продукции) в рассматриваемом случае не подтверждено, а договор безвозмездного пользования земельных участков от 01.01.2018 б/н является фиктивной сделкой, искажающей сведения о фактах хозяйственной деятельности и направленной на минимизацию земельного налога за 2018 год.
Таким образом, только лишь заключение Обществом с ООО "Истринская молочная компания", занимающимся сельскохозяйственным производством, договора безвозмездного пользования в отношении спорных земельных участков без фактического их использования для сельскохозяйственного производства свидетельствует о невыполнении Обществом одновременно двух вышеназванных условий и, соответственно, не влечет возникновение у Общества права на применение пониженной налоговой ставки 0,3 процента при исчислении земельного налога за 2018 год.
В результате анализа представленных документов инспекция обоснованно пришла к выводу о том, что договор безвозмездного пользования не подтверждает целевого использования земельных участков (а именно: производство на них сельскохозяйственной продукции), является сделкой, искажающей сведения о фактах хозяйственной деятельности и направленной на минимизацию земельного налога в 2018 г. При таких обстоятельствах инспекция Решением от 13.03.2020 г. N 718 обоснованно доначислила Обществу земельный налог за 2018 год по 5 земельным участкам с видом разрешенного использования "дачное строительство" с учетом применения налоговой ставки 1,5 %. Кроме того, в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
При этом, в силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ действие данного Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Таким образом, Россельхознадзор осуществляет государственный земельный надзор земельных участков, имеющих категорию земель "земля сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", поскольку данный вид разрешенного использования позволяет производить и возделывать сельскохозяйственные культуры и иную сельскохозяйственную продукцию, а также осуществлять хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, размещать животноводческие фермы, разборные ангары, здания и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, и иные постройки, обеспечивающие сельскохозяйственную деятельность.
В данном случае земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:080325:0058, 50:08:070352:0028, 50:08:070352:0029, 50:08:080305:0087, 50:08:070335:0018 с категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения" и видом разрешенного использования "для дачного строительства" не подпадают под государственный земельный надзор, осуществляемый Россельхознадзором, соответственно, ссылка Общества о проведенной Россельхознадзором в 2018 году проверкой, не выявившей нарушений, отклоняется судом.
Кроме того, факт присвоения решением главы местной администрации спорным земельным участкам вида разрешенного использования "для дачного строительства" исключает возможность возделывания (выращивания) на указанных земельных участках сельскохозяйственных культур именно в целях сельскохозяйственного производства и, соответственно, свидетельствует о невозможности использования спорных земельных участков в рамках договора безвозмездного пользования от 01.01.2018 б/н, заключенного Обществом с ООО "Истринская молочная компания".
Следовательно, ООО "Истринская молочная компания", заключая с Обществом данный договор безвозмездного пользования, не могло не знать о том, что на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:080325:0058, 50:08:070352:0028, 50:08:070352:0029, 50:08:080305:0087, 50:08:070335:0018 в силу присвоенного им вида разрешенного использования не предусмотрено осуществление сельскохозяйственного производства.
При этом, документы, подтверждающие проведение ООО "Истринская молочная компания" в 2018 году мероприятий по приведению качества земли спорных земельных участков в состояние пригодное для осуществления сельскохозяйственного производства, а также дальнейшее ведение сельскохозяйственной деятельности, а именно возделывания (выращивания) сельскохозяйственных культур, обрабатывания почвы и пр., Обществом не представлены в налоговый орган ни в рамках камеральной налоговой проверки, ни с апелляционной жалобой.
Суд принимает во внимание вывод налогового органа о том, что Обществу в 2018 г. также принадлежали 15 земельных участков сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на территории с/п Бужарово, из которых 9 земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:070221:45, 50:08:040231:0025, 50:08:040231:0028, 50:08:040231:0026, 50:08:040213:0065, 50:08:040213:0064, 50:08:070335:24, 50:08:070334:0015, 50:08:080325:0058 переданы тому же ООО "Истринская молочная компания" по договорам аренды от 01.10.2012 б/н, от 31.12.2014 б/н для ведения сельскохозяйственного производства, для выращивания многолетних трав и заготовки кормов.
Следовательно, представленные Обществом формы отчетности, в том числе сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур (форма N 2- фермер), сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота (форма N 3-фермер), могут свидетельствовать лишь о том, что ООО "Истринская молочная компания" является сельскохозяйственным производителем, но не о том, что спорные земельные участки, принадлежащие Обществу, использовались в сельскохозяйственной производстве.
На основании вышеизложенного, суд признает обоснованным вывод ИФНС России по г. Истре Московской области по вопросу неправомерного применения Обществом пониженной налоговой ставки 0,3 % при исчислении налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:080325:0058, 50:08:070352:0028, 50:08:070352:0029, 50:08:080305:0087, 50:08:070335:0018 с категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения" и видом разрешенного использования "для дачного строительства", а принятое Инспекцией Решение от 13.03.2020 N 718 - законным и обоснованным в части доначисления земельного налога.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения дела в суде первой инстанции и правомерно отклонены в силу следующего.
Арбитражный суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что ему неправомерно при уплаченном налоге (списанном со счета на основании решения по ст. 46 НК РФ) доначислен земельный налог и начислены пени.
Доначисленный налог по оспариваемому решению не является предложением повторно уплатить земельный налог за 2018 год по следующим основаниям.
При подаче налогоплательщиком в налоговый орган первоначальной налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год сумма налога к уплате была указана в размере 32.596.292 руб., указанная сумма на момент подачи декларации не уплачена, в связи с чем налоговый орган в карточке расчета с бюджетом (далее - КРСБ) на лицевом счете налогоплательщика отражает ее в качестве недоимки. 05.04.2019 г. и 08.04.2019 г. списанные с расчетного счета заявителя налог в размере 32.596.292 руб. и пени в размере 2.025.718 руб. 41 коп. были отражены в КРСБ как уплата недоимки. 11.04.2019 г. заявителем представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация с исчисленной суммой земельного налога - 9.475.937 руб., в связи с чем налоговым органом в КРСБ проведена указанная декларация и сумма налога уменьшена до 9.475.937 руб., в связи с чем образовалась переплата налога.
Проведя камеральную проверку уточненной налоговой декларации, налоговый орган пришел к выводу о том, что заявителем необоснованно применена ставка 0,3 % вместо 1,5 % при исчислении налога в отношении 5 спорных земельных участков.
Кроме того, установлено занижение налоговой базы по 30 земельным участкам, повлекшим занижение земельного налога за 2018 г. на сумму 55.260 руб., что не оспаривается налогоплательщиком.
На основании камеральной налоговой проверки, заявителю был доначислен земельный налог за 2018 г. в размере 17.528.701 руб., который следовало отразить в КРСБ как действительную налоговую обязанность налогоплательщика, в противном случае у налогоплательщика при оплаченном налоге (списанном со счета заявителя налоговым органом на основании решения, принятого в порядке ст. 46 НК РФ) на лицевом счете числилась бы переплата.
Доначисленный земельный налог в размере 17.528.701 руб. налоговый орган не вправе предлагать к уплате и взыскивать его в принудительном порядке, поскольку он фактически находится в бюджете.
Оспариваемым решением произведена корректировка налогового обязательства.
Арбитражный суд приходит к выводу о том, что первоначальная налоговая декларация отражала действительные налоговые обязательства общества.
Ссылка заявителя на судебную практику 2010-2016 г.г. является необоснованной, поскольку в судебных актах отражены иные фактические обстоятельства.
Кроме того, заявителю оспариваемым решением были начислены пени в размере 4.436.002 руб. 89 коп., решением УФНС России по Московской области они отменены в размере 2.984.579 руб. 70 коп.
Согласно расчета, представленного УФНС России по Московской области в решении по апелляционной жалобе налогоплательщика, обоснованным признан расчет в размере 1.451.423 руб. 19 коп. с учетом взысканных 05.04.2019 г. и 08.04.2019 г. сумм налога в общем размере 32.596.292 руб.
Арбитражный суд приходит к выводу о том, что пени начислены налогоплательщику правомерно, поскольку уплата налога (списание со счета на основании решения, принятого в порядке ст. 46 НК РФ) произведена с нарушением срока уплаты. Сумма пени уплачена заявителем в бюджет.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Действия по корректировке налоговых обязательств в сторону уменьшения по сравнению с первичной налоговой декларацией при отсутствии возврата излишне уплаченного налога не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод первой инстанции, что налоговый орган неправомерно привлек общество к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога в виде штрафа в размере 3.505.740 руб.
Между тем, основания для признания решения незаконным в остальной части отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2021 года по делу N А41-58901/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58901/2020
Истец: ООО "ВЕКТОР ИНВЕСТМЕНТС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ИСТРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ