г. Москва |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А40-41990/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
помощником судьи М.М.Пахомовым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "ТД "АКСО" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.11.2021 по делу N А40-41990/21 (21-291)
по заявлению ООО "ТД "АКСО"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
не явился, извещен; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТД "АКСО" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне о признании незаконными постановления N 10006000-26/2021 от 10.02.2021, N 10006000-147/2021 от 07.04.2021, N 10006000-137/2021 от 08.04.2021, N10006000-59/2021 от 02.03.2021, N10006000-145/2021 от 07.04.2021, N10006000-156/2021 от 13.04.2021, N10006000-128/2021 от 30.03.2021, N10006000-55/2021 от 02.03.2021, N10006000-120/2021 от 30.03.2021 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Решением суда от 16.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Центральной энергетической таможней представлен отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствии ее представителя.
Лица, участвующие в дела, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.11.2018 между ООО "Торговый Дом "Аксо" (Отправитель) и компанией ОДО "Аксо" (Республика Беларусь) (Получатель) заключен внешнеторговый контракт N 201118 (далее - Контракт) на поставку товара, в количестве и ассортименте, предусмотренном Дополнительными соглашениями в качестве приложений к вышеуказанному контракту.
В рамках исполнения обязательств по Контракту Общество поставило в адрес получателя в соответствии с CMR от 14.02.2019 - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) общим количеством 25,0 м3 (22 000 кг), общей стоимостью 527 500, 00 рублей (счет-фактура N 147 от 14.02.2019), в соответствии с дополнительным соглашением N 92 к Контракту поставило в адрес получателя в соответствии с CMR от 31.07.2019 - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) общим количеством 25,0 м3 (22 000 кг), общей стоимостью 437 500, 00 рублей (счет-фактура N 716 от 31.07.2019), в соответствии с дополнительным соглашением N 68 к Контракту поставило в адрес получателя в соответствии с CMR от 29.04.2019 - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) общим количеством 26,4 м (23 232 кг), общей стоимостью 448 800, 00 рублей (счет-фактура N 449 от 29.04.2019), в соответствии с дополнительным соглашением N53 к Контракту поставило в адрес получателя в соответствии с CMR от 01.04.2019 - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) общим количеством 26,4 м3 (23 232 кг), общей стоимостью 493 680, 00 рублей (счет-фактура N 336 от 01.04.2019), в соответствии с CMR от 04.03.2019 - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) общим количеством 25,0 м (22 000 кг), общей стоимостью 475 000, 00 рублей (счет-фактура N 214 от 04.03.2019), в соответствии с дополнительным соглашением N79 к Контракту поставило в адрес получателя в соответствии с CMR от 13.06.2019 - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) общим количеством 24,0 м3 (21 120 кг), общей стоимостью 408 000, 00 рублей (счет-фактура N592 от 13.06.2019), в соответствии с дополнительным соглашением N 71 к Контракту поставило в адрес получателя в соответствии с CMR от 25.06.2019 - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) общим количеством 26,4 м3 (23 232 кг), общей стоимостью 448 800, 00 рублей (счет-фактура N456 от 25.06.2019), в соответствии с CMR от 12.03.2019 - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) общим количеством 26,4 м3 (23 232 кг), общей стоимостью 501 600, 00 рублей (счет-фактура N244 от 12.03.2019), в соответствии с дополнительным соглашением N81 к Контракту поставило в адрес получателя в соответствии с CMR от 25.06.2019 - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) общим количеством 24,0 м (21 120 кг), общей стоимостью 408 000, 00 рублей (счет-фактура N 623 от 25.06.2019).
На данную поставку подана статистические формы учета N 1200190304-12471437, N 1200190801-11103114, N 1200190506-11123940, N 1200190506-11123940, N 1200190401-16334673, N 1200190701-14583589, N 1200190603-14595246, N 1200190401 -16334673, N 1200190701-14583589. заявленный код Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ЕТН ВЭД ЕАЭС) 3403 19 900 0. Вывоз товара осуществлялся автомобильным транспортом.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что вывезенный Обществом в Беларусь товар, является нефтепродуктом и должен классифицироваться в товарной позиции 2710 19 980 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с тем установлено, что Обществом произведено таможенное декларирование товаров - "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) в количестве 25,0м3 (22 000 кг), общей стоимостью 527 500,00 рублей, "смазка технологическая СП-3" 25,0 м3 (22 000 кг), общей стоимостью 437 500,00 рублей, "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) в количестве 26,4 м3 (23 232 кг), общей стоимостью 448 800,00 рублей, "смазка технологическая СП-3" 26,4 м (23 232 кг), общей стоимостью 493 680,00 рублей, "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) в количестве 25,0 м3 (22 000 кг), общей стоимостью 475 000, 00 рублей, "смазка технологическая СП-3" 24,0 м3 (21 120 кг), общей стоимостью 408 000, 00 рублей, "смазка технологическая СП-3" 26,4 м (23 232 кг), общей стоимостью 448 800, 00 рублей, "смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75) в количестве 26,4 м3 (23 232 кг), общей стоимостью 501 600, 00 рублей, "смазка технологическая СП-3" 24,0 м3 (21 120 кг), общей стоимостью 408 000,00 рублей в таможенных органах не осуществлялось.
Постановлениями Центральной энергетической таможней N 10006000-26/2021 от 10.02.2021, N 10006000-147/2021 от 07.04.2021, N 10006000-137/2021 от 08.04.2021, N 10006000-59/2021 от 02.03.2021, N 10006000-145/2021 от 07.04.2021, N 10006000-156/2021 от 13.04.2021, N 10006000-128/2021 от 30.03.2021, N 10006000-55/2021 от 02.03.2021, N 10006000-120/2021 от 30.03.2021, ООО "ТД "АКСО" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
ООО "ТД "АКСО" считает постановление незаконным и необоснованным, так как в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.
Срок, предусмотренный ч.2 ст.208 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Коллегия суда апелляционной инстанции, вопреки доводам жалобы считает, что судом первой инстанции выполнены указания указанной нормы права.
В обоснование заявленных требований, Общество указывает на то, что в соответствии с заключением отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений ЦЭТ (служебная записка ОТНПТиТО ЦЭТ от 01.09.2020 года N 10-08/518) вышеуказанный товар, перемещенный ООО "ТД "АКСО" с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, является нефтепродуктом и должен классифицироваться в товарной позиции 2710 19 980 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС (Нефть и нефтепродукты). Таким образом, ООО "ТД "АКСО" обязано было не сдавать статистическую форму учёта, а производить таможенное декларирование товара.
Также, по мнению Общества, смазка СП-3 применяется исключительно только в виде водных эмульсий (как правило 5%-10%) и предназначена исключительно для применения в качестве смазочно-охлаждающей жидкости при обработке (резке, прокатке) цветных металлов и их сплавов и подлежит квалификации по коду ЕТН ВЭД ЕАЭС 3403 19 900 в рамках буквального понимания и трактования раздела VI группы 34 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Рассмотрев спор повторно, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
На основании ст.127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Подпунктом 35 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС определено, что таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно п.1 ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Согласно п.п.1 п.1, п.3 ст.105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры при таможенном декларировании используется декларация на товары.
Частью 2 ст.110 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная декларация в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, подается до их убытия с таможенной территории Союза, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии со статьей 132 ТК ЕАЭС ответственность за несоблюдение условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, подлежащих соблюдению после помещения товаров под таможенную процедуру, возлагается на декларанта, а также на иных лиц в соответствии с ТК ЕАЭС.
12.01.2007 в г.Москве заключено "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов" (далее - Соглашение), согласно которому устанавливаются правила (вводятся индикативные балансы), в соответствии с которыми осуществляется поставка нефтепродуктов с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь.
В вышеуказанное Соглашение внесены изменения "Протоколом о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г." от 10.10.2018 (далее - Протокол).
Так, согласно п.2 ст.1 данного Протокола, в целях учета в Российской Федерации товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ЕТН ВЭД ЕАЭС, подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом.
Также, согласно п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан"" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2017 года N1173 "О внесении изменения в п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N529", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие после 10.10.2017) установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ЕТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
В соответствии с письмом ФТС России от 04.03.2013 N 01-11/08792 "О декларировании товаров 27 группы ТН ВЭД ТС" дано разъяснение, что указанное постановление издано в рамках полномочий Правительства Российской Федерации. Следовательно, участники внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), осуществляющие вывоз товаров 27 группы ТН ВЭД ТС из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза, обязаны представлять в таможенные органы таможенную декларацию.
Сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ЕТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства - члены Союза.
При этом Протокол о внесении изменений в Соглашение от 12 января 2007 г. подписан в Москве 10.10.2018, в соответствии со статьей 2, настоящий Протокол вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Стороны начинают временно применять положения Соглашения с учетом изменений, внесенных настоящим Протоколом, по истечении 10 дней с даты подписания настоящего Протокола.
Таким образом, данный протокол подлежит применению договаривающимися сторонами с 21.10.2018.
В рассматриваемом случае недекларирование перемещенных товаров стало следствием ранее неверно заявленным кодом товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС.
В ходе анализа документов и сведений, полученных в рамках проверки, подтвержден факт вывоза с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь товара - "смазка технологическая СП-3", подлежащего декларированию по установленной законом письменной форме.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 Утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
ТН ВЭД ЕАЭС согласно статье 19 ГК ЕАЭС основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - ГС) и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и утверждается Комиссией ЕАЭС.
ГС является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее Конвенция о ГС), разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является, в том числе, Российская Федерация.
Российская Федерация является членом международной Конвенции о ГС товаров с 1 января 1997 года. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза основывается на ГС. В соответствии со статьей 7 Конвенции к ГС разрабатываются пояснения и прочие рекомендации для обеспечения единообразного подхода к классификации товаров в разных странах.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС - один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС. Пояснения содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 6 Положения о порядке применения единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522, ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно, ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2.
В соответствии с ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими ОПИ.
Следовательно, классификация должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам.
Согласно ОПИ 2 б) любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
Согласно правилу 3 а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
Правилом 3 б) определено, что смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно тексту товарной позиции 2710 в нее включаются нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; содержащих 70 мас.% или нефти и нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основным составляющим продуктов.
В соответствии с Пояснениями к 27 группе ТН ВЭД ЕАЭС относятся смазочные материалы, состоящие из смесей смазочных масел с различными количествами других продуктов (например, продуктов для улучшения их смазочных свойств (таких как растительные масла и жиры), антиокислителей, антикоррозионных веществ, пеноподавляющих веществ, таких как силиконы).
Согласно Рекомендациям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (вместе с "Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)" в группу 2710 (Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные) включают такие продукты как "(В) Продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества для того, чтобы эти продукты стали пригодными для использования в определенных целях при условии, что они содержат 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, в качестве основных составляющих, и что они не включаются в более специфическую товарную позицию Номенклатуры.
Примерами таких видов продукции являются: (1) (4) Смазочно-охлаждающие жидкости, используемые для охлаждения режущих инструментов и обрабатываемого материала. Они состоят из тяжелых масел с добавкой от 10 до 15% эмульгатора (например, сульфорицинолеата щелочных металлов) и используются в виде водных эмульсий.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС к 34 группе в товарную позицию 3403 ТН ВЭД ЕАЭС включаются, inter alia, готовые смеси следующих типов при условии, что они не содержат в качестве основных компонентов 70 мас.% Или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти смазочные материалы, предназначенные для снижения трения между движущимися частями машин, транспортных средств, летательных аппаратов или других приспособлений, приборов или инструментов. Такие смазки обычно состоят или основаны на смесях масел животного, растительного или минерального происхождения, жирах или смазках, часто с добавками (например, графита, дисульфида молибдена, талька, сажи, кальциевого или других металлических мыл, пека или ингибиторов коррозии, антиокислителей и т.д.).
Однако в данную товарную позицию также включаются синтетические смазочные материалы, основанные, например, на диоктил- или динонилсебацинате, сложных фосфорных эфирах, полихлорбифенилах, полиоксиэтилене (полиэтиленгликоле) или пояиоксииропияеие (полипропиленгликоле).
Как видно из текста пояснений к товарной позиции 3403 ТН ВЭД ЕАЭС в нее включаются готовые смеси при условии, что они не содержат в качестве основных компонентов 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
Согласно пояснениям к подсубпозиции 3403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Пояснения том 6):
В данную подсубпозицию включаются средства для смазки машин, механизмов и транспортных средств.
В данную подсубпозицию включаются средства, рассмотренные в пояснениях к товарной позиции 3403, первый абзац, (А), содержащие менее 70 мас.% нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
В данную подсубпозицию не включаются средства, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. В случае, если такие нефтепродукты являются основными компонентами средства, то они включаются в подсубпозиции 2710 12 ПО 9 - 2710 19 980 0, в иных случаях - в подсубпозицию 3403 19 100 0.
Как видно из текста пояснений к подсубпозиции 3403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС в нее не включаются средства, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород и только в иных случаях - в подсубпозицию 3403 19 100 0.
Согласно заключению специалист делает вывод, что основным компонентом смазки СП-3 являются не нефтепродукты, а входящая в состав в концентрации около 15%, триэтанолминовая соль олеиновой кислоты (триэтаноламиновое мыло), являющееся эмульгатором и придающая технологической смазке СП-3 способность образовывать устойчивые эмульсии в воде, что обуславливает применение продукции в качестве смазочно-охлаждающей жидкости.
Согласно научно-технической литературе (Химия нефти и газа Санкт-Петербург, Химия, Санкт-Петербургское отделение 1995, Технология переработки нефти и газа. Ч. 3-я, Химия, 1978) смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ) или смазочно-охлаждающие среды (СОТС), широко применяемые при обработке металлов, выполняют роль смазочного вещества, охлаждают инструмент, смывают пыль, стружку и другие загрязнения. СОЖ изготавливают на основе минеральных масел и различных органических и неорганических соединений. Исходными продуктами для приготовления водно-масляных СОЖ являются эмульгирующие составы (Эмульсолы), иногда неправильно называемые смазочно-охлаждающими жидкостям, хотя они являются полуфабрикатами для их изготовления. Эмульсолы представляют собой сложные колойдные системы, состоящие как правило, на основе нефтяных масел (75-85%) с добавкой эмульгаторов, присадок и других компонентов.
Таким образом, смазка СП-3 изготовленная в соответствии с ГОСТ 5702-75, является полуфабрикатом, а не готовой смазочно-охлаждающей жидкостью, а эмульгатор не является основным компонентом и добавляется исключительно для обеспечения устойчивости (сопротивлению расслаиванию) приготовляемой смазочно-охлаждающей жидкости, то есть является добавкой, улучшающей устойчивость приготовляемых смазочно-охлаждающих жидкостей.
На основании вышеизложенного, суд соглашается с позицией таможенного органа и считает, что смазка СП-3, изготавливаемая в соответствии с ГОСТ 5702-75, относится к нефтепродуктам, классифицируемым 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Представленные Обществом в качестве подтверждения физико-химических свойств товара, Обществом паспорта качества, выданные ООО "АРМАДАОЙЛ", не могут быть приняты в качестве легитимных документов подтверждающих физико-химические свойства вывезенного товара в связи со следующим.
Пробы товаров, которые подвержены анализу невозможно идентифицировать с товарами, которые были перемещены с таможенной территории Российской Федерации. Пробы товаров нерепрезентативны и не имеют отношения к фактически перемещаемому товару в транспортном средстве.
27.01.2021 представителем ООО "ТД "Аксо" по доверенности Г.А.Степановым было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела об административном правонарушении письменных доказательств, а именно: заключения Органа по сертификации нефтепродуктов, специальных жидкостей, гидропневмоприводов и систем менеджмента Белорусского национального технического университета (направленное в адрес ООО "Торговый Дом "Аксо" письмом от 20.10.2020 исх. N 01/13-4-105) и Декларации о соответствии ЕАЭС по "смазке технологической СП-3 (ГОСТ 5702-75)" (далее - Декларация).
Данные документы изучены и приобщены, однако, не могут быть приняты судом во внимание, так как вышеуказанная Декларация получена в качестве документа, подтверждающего химико-физические свойства аналогичного товара, по заявлению ООО "Производственно-коммерческая фирма "РУСМА", тем самым не имеет отношение к подтверждению свойств и качеств товара, перемещенного ООО "ТД "Аксо" и явившегося впоследствии предметом административного правонарушения.
Также, в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях представителем ООО "ТД "Аксо" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела заключение специалиста ООО "Центр химических исследований" N А17-12-3/20-1 от 30.12.2020 (далее - заключение специалиста) относительно технологической смазки "СП-3" и ответа белорусского контрагента (ОДО "ТД АКСО") о наличии у покупателя контрольный (арбитражных) образцов товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Согласно заключению специалиста, химический состав смазки СП-3 изготовленный в соответствии с ГОСТ 5702-75, не противоречит позиции ЦЭТ, в части содержания в составе смазки нефтепродуктов более 70 мас.%.
Кроме того, специалист указывает на то, что при смешении триэтаноламина и олеиновой кислоты образуется триэтаноламиновая соль олеиновой кислоты (эмульгатор) в концетрации около 15 мас.%., что также подтверждает, что в состав смазки СП-3 содержание нефтепродуктов составляет более 70 мас.%.
В заключении специалиста "Смазка СП-3 применяется исключительно только в виде водных эмульсий (как правило 5%-10%) и предназначена исключительно для применения в качестве смазочно-охлаждающей жидкости при обработке (резке, прокатке) цветных металлов и сплавов".
Согласно ГОСТ 5702-75 назначение смазки СП-3 не только для применения при прокатке цветных металлов, но и в качестве рабочей жидкости гидросистем, что противоречит указанному специалистом в Заключении.
Заключения специалиста ООО "Центр химических исследований" также не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, так как доказательств того, что данное заключение составлено по результатам исследования именно того товара, который явился предметом административного правонарушения, не представлено с учетом того, что, как обоснованно указывает таможенный орган, специалист не проводил непосредственного исследования спорного товара, физические образцы данного товара ("смазка технологическая СП-3" (ГОСТ 5702-75)) в распоряжении специалиста не поступали. Доказательств обратного Обществом не представлено.
Кроме того, контрольные (арбитражные) образцы товара, явившегося предметом административного правонарушения, имеют ограниченный срок годности и, учитывая дату изготовления и поставки спорного товара, утратили свои изначальные химико-физические свойства, при непосредственном изучении которых возможно однозначно и определенно утверждать об отнесении вышеуказанного товара к тому или иному коду ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, суд пришел к выводу, что вышеуказанные заключения специалиста не могут служить безусловным основанием, свидетельствующим об отсутствии в бездействии Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ.
Объектом правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ является нарушение порядка таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, образует бездействие лица, выразившееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть, а именно:
-не заявляется часть однородного товара;
- либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре;
- или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации.
В данном случае Обществом был вывезен товар - "смазка технологическая СП-3", подлежащий декларированию по установленной законом письменной форме.
При этом из содержания положения части 1 статьи 16.2 КоАП РФ следует, что состав административного правонарушения по данной статье образуется только в результате недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, и не сопряжен с представлением недействительных документов.
Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления неблагоприятных последствий в виде неуплаты таможенных пошлин.
Суд верно пришел к выводу, что совокупность изложенных обстоятельств подтверждает наличие в действиях ООО "ТД "АКСО" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела об административном правонарушении доказано, что ООО "ТД "АКСО" осуществляет внешнеэкономическую деятельность, связанную с ввозом на таможенную территорию ЕАЭС товаров и последующим декларированием их таможенному органу, имеет опыт совершения таможенных операций с товарами, таким образом, Обществу известны таможенные правила перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и установленные обязанности декларанта.
Так, Заявитель имел возможность в соответствии со статьями 23-26 ТК ЕАЭС обратиться в таможенный орган за получением государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС. Вместе с тем, предоставленным законом право Общество не воспользовалось.
Учитывая изложенное, ООО "ТД "АКСО" имело возможность для соблюдения всех правил и норм, установленных таможенным законодательством ЕАЭС, однако указанным Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению.
Следовательно, в действиях Общества установлено наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов АП.
Административное наказание назначено в минимальном размере штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.16.2 КоАП РФ в размере 234 000 рублей.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд обосновано пришел к выводу, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, апелляционным судом не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
При таких обстоятельствах представляется правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.11.2021 по делу N А40-41990/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41990/2021
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "АКСО"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ