г. Москва |
|
07 февраля 2022 г. |
Дело N А40-139591/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего АО "РОДЕН" Бокаревой Елены Алексеевны
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2021 г. по делу N А40-139591/21
по заявлению АО "Родники-Деним" (АО "РОДЕН")
к 1) Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве,
2) Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области,
3) Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 24)
об обязании
при участии:
от заявителя: |
к/у АО "РОДЕН" Бокарева Е.А. на основании решения АСгМ от 12..10.2018 по делу N А40-252302/17; |
от заинтересованных лиц: |
1.Горбунов И.В. по доверенности от 10.01.2022; 2.не явился, извещен; 3.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Родники-Деним" (далее - заявитель, Общество, АО "РОДЕН") в лице конкурсного управляющего Бокаревой Елены Алексеевны обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган), Государственному учреждению - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области (далее - соответчик, Фонд) и Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 24) (далее - соответчик, фонд социального страхования) об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве возвратить переплату по налогам и сборам, штрафам и пеням: по налогу на прибыль организаций (КБК 18210101012020000110) в размере 1 868 565 рублей, пени в размере 3 782,05 рублей, пени в размере 5 762,53 рублей; налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК 18210102010010000110) в размере 34 990 рублей; транспортному налогу с организаций (КБК 18210604011020000110) в размере 1477,61 рублей; налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (КБК 18210401000010000110) в размере 279,50 рублей; налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01 января 2005 г. (КБК 18210901030050000110) в размере 67 693,32 рублей; единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ (КБК 182109090207000110) в размере 22 916,19 рублей; водному налогу (КБК 18210703000010000110) в размере 9340 рублей, пени 88,80 рублей; об обязании Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области принять решение о возврате излишне уплаченных сборов и направить его на исполнение в налоговый орган за период до 01.01.2017 г в отношении: страховых взносов (КБК 18210202010060000160) на страховую пенсию в размере 1618,58 рублей, на накопительную пенсию в размере 348,14 рублей, пени на страховую пенсию в размере 2640,53 рублей, штрафов на страховую пенсию 72,93 рубля и на накопительную пенсию 31,26 рублей; об обязании Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принять решение о возврате излишне уплаченных сборов и направить его на исполнение в налоговый орган за период до 01.01.2017 г. в отношении страховых взносов (КБК 18210202090070000160) в размере 7388,63 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представители заинтересованных лиц (ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области, ГУ-ФСС РФ (Филиал N 24)), извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, отзыва, заслушанного мнения представителей налогового органа, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Инспекцией в ответ на запрос конкурсного управляющего Общества была выдана справка N 186882 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 27.08.2020, в которой отражено наличие переплаты по налогам и сборам в общем размере 2 052 679 рублей 94 копейки; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) (КБК 18210202010060000160) в сумме 4332,04 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) (КБК 18210202020060000160) в сумме 379,40 руб.; налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210101011010000110) в сумме 3744,49 руб.; налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110) в сумме 1 893 468,81 руб.; налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110) в сумме 5762, 53 руб.; налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227,227.1 и 228 Налогового кодекса РФ (КБК 18210102010010000110) в сумме 34990,00 руб.; транспортный налог с организаций (КБК 18210604011020000110) в сумме 1477,61 руб.; налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (КБК 18210401000010000110) в сумме 279,50 руб.; налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных районов (КБК 18210901030050000110) в сумме 67693,32 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального 4 страхования РФ (КБК 18210909020070000110) в сумме 22916,19 руб.; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) (КБК 18210202090070000160) в сумме 7388,63 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года (КБК 18210202101080011160) в сумме 817,82 руб.; водный налог (КБК 18210703000010000110) в сумме 9 429,60 руб.
09.10.2021 г. конкурсным управляющим было направлено в Инспекцию заявление о возврате излишне уплаченного налога в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
23.04.2021 г. заявление о возврате переплаты по налогам и сборам повторно было направлено в налоговый орган.
Решениями от 05.07.2021 г. N 1641, N1642, N1643 налоговый орган отказал в возврате переплаты по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110) в сумме 5762, 53 руб.; налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210101011010000110) в сумме 3744,49 руб.; налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110) в сумме 1 893 468,81 руб.; налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210101011010000110) в сумме 3744,49 руб., в связи с истечением трехлетнего срока с момента уплаты налогов, сборов на основании ст.78 НК РФ.
Кроме того, в соответствии с требованиями части 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимаются соответствующими органами ПФР, в связи с чем заявителю было рекомендовано обратиться с заявлениями о возврате в соответствующие органы ПФР/ФСС.
Заявитель при обращении в суд указал, что с учетом полученной информации им было направлено в Государственное учреждение - Главное управление ПФР России N 7 по Москве и Московской области заявление о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Рассмотрев заявление конкурсного управляющего, Фонд письмом сообщил, что фондом было принято Решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 29 июля 2021 года N 087F07210008115, 087F07210008132 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017 года, в размере 4711,44 рублей, в связи с истечением трехлетнего срока образования переплаты.
При обращении в суд конкурсный управляющий также сообщил, что 10.01.2019 г. направил в Филиал N 34 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования заявление о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) (КБК 18210202090070000160) в сумме 7388,63 руб.
Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования сообщило, что с 01.01.2017 ФСС России не является администратором страховых взносов, в связи с чем, возврат переплаты по страховым взносам не может быть произведен.
С учетом данных обстоятельств и уточненного заявления конкурсный управляющий Общества обратился в суд с заявлением к Инспекции и Фондам об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве возвратить переплату по налогам и сборам, штрафам и пеням: по налогу на прибыль организаций (КБК 18210101012020000110) в размере 1 868 565 рублей, пени в размере 3 782,05 рублей, пени в размере 5 762,53 рублей; налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК 18210102010010000110) в размере 34 990 рублей; транспортному налогу с организаций (КБК 18210604011020000110) в размере 1477,61 рублей; налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (КБК 18210401000010000110) в размере 279,50 рублей; налогу на прибыль организаций, зачислявшемуся до 01 января 2005 г. (КБК 18210901030050000110) в размере 67 693,32 рублей; единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ (КБК 182109090207000110) в размере 22916,19 рублей; водному налогу (КБК 18210703000010000110) в размере 9340 рублей, пени 88,80 рублей; об обязании Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области принять решение о возврате излишне уплаченных сборов и направить его на исполнение в налоговый орган за период до 01.01.2017 г в отношении: страховых взносов (КБК 18210202010060000160) на страховую пенсию в размере 1618,58 рублей, на накопительную пенсию в размере 348,14 рублей, пени на страховую пенсию в размере 2640,53 рублей, штрафов на страховую пенсию 72,93 рубля и на накопительную пенсию 31,26 рублей; об обязании Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принять решение о возврате излишне уплаченных сборов и направить его на исполнение в налоговый орган за период до 01.01.2017 г. в отношении страховых взносов (КБК 18210202090070000160) в размере 7388,63 рублей (с учетом уточнения требований от 17.09.2021 г., принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В обоснование требований по делу заявитель указал, что о переплате конкурсный управляющий узнал только 27.08.2020 г., получив от Инспекции справку N 186882 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 27.08.2020 г., в связи с чем срок давности возврата переплаты подлежит исчислению не ранее чем с 27.08.2020 г., заявление о возврате переплаты подано им в Инспекцию и Фонды в пределах установленного трехлетнего срока.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как усматривается из материалов дела, определением суда от 21.09.2021 г. на заявителя была возложена обязанность по представлению документов, подтверждающих наличие переплаты и момент ее возникновения (согласно Постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 г. N 11074/05 (налоговые декларации, расчеты, платежные поручения).
Однако определение суда заявителем не исполнено, документы, подтверждающие наличие у него переплаты по налогам, страховым взносам и пени, заявленным к возврату, им не представлены. При этом никаких ходатайств, направленных на сбор дополнительных доказательств, подтверждающих его позицию, Общество не заявило; на вопрос суда о возможности рассмотрения дела по существу, представили Общества сообщили, что дело к рассмотрению по существу готово, в связи с чем с учетом положений ст. 65 АПК РФ и распределения бремени доказывания суд счел возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам составляются на основании лицевых счетов по учету налогов, являющихся формой внутреннего контроля, который ведется налоговым органом, в связи с чем, сами по себе не могут являться доказательством наличия у налогоплательщика переплаты.
Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В силу п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные названным Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
В соответствии с частью 12 статьи 26 Закона N 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
В соответствии с частью 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Пунктом 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа (как и страховых взносов, в том числе до 01.01.2017 г.) судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Согласно Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 25.02.2009 N 12882/08 и от 13.04.2010 N 17372/09, момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.
В силу ст. 65 АПК РФ бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на плательщика страховых взносов. При этом вопрос определения времени, когда плательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности надлежит установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Таким образом, возврат переплаты по налогу из бюджета допускается при наличии двух обстоятельств: наличие переплаты в бюджете и соблюдение трехлетнего срока на возврат переплаты, исчисляемого со дня уплаты указанной суммы, либо со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о наличии у него переплаты по налогам.
С 01.01.2017 администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование передано из органов Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования в органы Федеральной налоговой службы.
В то же время ряд функций в части администрирования остается за ПФ РФ, например, принятие решений о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 243- ФЗ).
На основании п. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФ РФ и ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу ч. 3 ст.21 Закона N 250-ФЗ, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Согласно ч. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган.
Пунктом 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 57 разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Как верно указано судом первой инстанции, Обществом не представлены в материалы дела платежные документы, подтверждающие уплату налогов за спорные периоды и данные об исчислении соответствующих платежей (расчеты и декларации), несмотря на определение суда о необходимости предоставления указанных документов от 21.09.2021 г.
Как следует из заявления, заявитель о переплате узнал лишь 27.08.2020 г., получив из налогового органа справку о состоянии расчетов с бюджетов, которая и представляется им как единственное доказательство наличия переплаты. При этом в своей позиции по делу заявитель конкретных обстоятельств, в связи с которыми возникли суммы переплат по каждому из заявленных к возврату видов платежей, не привел.
При этом исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306- 9 КГ15-6527, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
С учетом вышеизложенных подходов к исчислению срока на возврат излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей, в том числе страховых взносов, руководствуясь статьями 26, 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, правовыми позициями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 N 173-О, суд правомерно установил, что на момент обращения Общества в орган Фонда (05.02.2021 г.) с заявлением о возврате переплаты срок на ее возврат истек.
Довод заявителя, что о наличии спорной переплаты он узнал в 2020 году судом отклонен, поскольку о спорной переплате заявителю должно было быть известно в соответствующих периодах перечисления денежных средств (если они перечислялись в излишнем размере) или при составлении отчетности по формам, а не в момент получения от Фонда справки о состоянии расчетов (аналогичный подход в определении Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 305-КГ18-13361 по делу N А40-43599/2017).
В материалах дела имеется только расчет по страховым взносам по форме РСВ-1 за 2016 год (корректировка N 0), в котором им отражена переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за счет превышения расходов в размере 6 854,50 руб. и за счет переплаты страховых взносов в размере 534,13 руб.
При оценке данных представленных РСВ-1 судом учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 25.02.2009 г. N 12882/08, о том, что моментом образования переплаты является момент представления именно первичной налоговой декларации (в случаях последующего представления уточненных деклараций) или момент уплаты налога, а также подход, содержащийся в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016 3 305- КГ16-12552, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968 о том, что налогоплательщик должен был узнать о возникновении переплаты по налогу с даты представления налоговой декларации, поскольку в момент составления и представления отчетности имел возможность определить размер своей налоговой обязанности и соотнести его с реально уплаченными суммами.
При этом моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Обстоятельства, на которые ссылалось Общество в обоснование своей позиции по делу, не влияют на подход к исчислению сроков на возврат налога, излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, и не свидетельствуют о соблюдении им срока на обращение как в налоговый орган и органы Фондов, так и в суд.
Кроме того, судом учитывается представленная Инспекцией информация о том, что Общество узнало об имеющейся переплате не при получении справки N 186882 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 27.08.2020, а значительно ранее, так как до этого получало справки о состоянии расчетов с бюджетом: по состоянию на 01.10.2017 N 365408 и на 30.01.2018 N 392824 (по форме КНД 1160080).
Тем самым Общество имело возможность реализовать право на возврат излишне уплаченных налогов и страховых вносов в установленный законодательством срок, тот факт, что оно данной возможностью не воспользовалось, не влечет удовлетворения его требований по настоящему делу.
Решениями от 05.07.2021 г. N 1641, N1642, N1643 налоговый орган отказал в возврате переплаты по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110) в сумме 5762, 53 руб.; налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210101011010000110) в сумме 3744,49 руб.; налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110) в сумме 1 893 468,81 руб.; налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210101011010000110) в сумме 3744,49 руб., в связи с истечением трехлетнего срока с момента уплаты налогов, сборов на основании ст.78 НК РФ. Фонд письмом сообщил, что фондом было принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 29 июля 2021 года N 087F07210008115, 087F07210008132 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017 года, в размере 4711,44 рублей, в связи с истечением трехлетнего срока образования переплаты.
Позиция налогового органа и Фонда о пропуске срока является правильной, соответствует фактическим обстоятельствам дела, особенностям уплаты налогов и страховых взносов, предусмотренных в рассматриваемый период Федеральным законом N 212-ФЗ, в связи с чем требования Общества об обязании возвратить переплату по налогам и страховым взносам удовлетворению не подлежат.
При этом в своей позиции по делу заявитель конкретных обстоятельств, в связи с которыми возникли суммы переплат по каждому из заявленных к возврату видом платежей, не привел.
С учетом изложенных обстоятельств, в удовлетворении требований Общества обоснованно отказано.
Также судом с учетом положений ст. 78 НК РФ и ч. 3 ст.21 Закона N 250-ФЗ принято во внимание наличие у заявителя текущих задолженностей перед бюджетом, что препятствует возврату данных сумм в судебном порядке.
То обстоятельство, что Общество признано банкротом, находится в процедуре конкурсного производства, а функции его руководителя осуществляет конкурсный управляющий, обратившийся с заявлениями о возврате налогов, страховых взносов и пени, не влечет изменения порядка исчисления срока на обращение в суд.
Общество имело возможность реализовать право на возврат излишне уплаченных платежей в установленный законодательством срок, тот факт, что до назначения конкурсного управляющего оно данной возможностью не воспользовалось, не влечет удовлетворения его требований по настоящему делу.
На основании вышеизложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.11.2021 г. по делу N А40-139591/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "РОДЕН" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139591/2021
Истец: АО "РОДНИКИ-ДЕНИМ", Бокарева Елена Алексеевна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве