г. Москва |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А40-236790/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
О.С. Суминой, Д.Е. Лепихина, |
при ведении протокола |
помощником судьи Полушкиной Д.Д., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.12.2021 г. по делу N А40-236790/21,
по заявлению Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому
автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
Лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Заявитель, Управление Роскомнадзора, Управление, Административный орган) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к акционерному обществу "Почта России" (далее - Ответчик, АО "Почта России", Общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.2.2021 г. АО "Почта России" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
АО "Почта России" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
АО "Почта России", Управление Роскомнадзора, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств суду не представили. Управление Роскомнадзора направило в суд отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что в Управление Роскомнадзора поступило обращение гр. Бурцева Николая Юрьевича с жалобой на нарушение контрольного срока пересылки адресованного ему простого письма. В доказательство своих доводов заявитель приобщил оболочку (конверт) указанного письма, а также вложение - письмо Администрации города Обнинска от 31.08.2021 г. N Б-1038-21, которое пересылалось в простом письме.
В ходе рассмотрении обращения и документов, предоставленных заявителем, установлено нарушение контрольного срока пересылки простого письма.
Согласно пункту 6 Нормативов контрольный срок пересылки письменной корреспонденции между г. Обнинск Калужской области и п. Харп Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа в совокупности без учёта дня приёма составляет 9 дней, в том числе:
- между г. Обнинск (административный центр городского округа) и г. Калуга (административный центр субъекта РФ) - 2 календарных дня (подпункт "в" пугкта 6 Нормативов);
- между г. Калуга и г. Салехард (административный центр субъекта РФ -Ямало-Ненецкого автономного округа) - 5 календарных дня (подпункт "а" пункта 6 Нормативов);
- между г. Салехард и п. Харп (территориальные границы города окружного значения Лабытнанги) - 2 календарных дня (подпункт "в" пункта 6 Нормативов).
Согласно Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.06.2021 г. N 71-ЗАО "О внесении изменений в закон Ямало-Ненецкого автономного округа "Об административно-территориальном устройстве Ямало-Ненецкого автономного округа" п. Харп исключен из перечня населенных пунктов, входящих в состав районов Ямало-Ненецкого автономного округа, включен в административно-территориальные границы города окружного значения Лабытнанги.
Согласно постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2010 г. N 291-п посёлок Харп Приуральского района не относится к труднодоступным населённым пунктам Ямало-Ненецкого автономного округа. Следовательно, основания для увеличения контрольных сроков пересылки на 21 день, предусмотренные в пункте 7 Нормативов, отсутствуют.
Простое письмо, принятое 31.08.2021 г. в отделении почтовой связи (далее -ОПС) Обнинск 249037, в ОПС Харп 629420 должно было прибыть не позднее 9.09.2021 г., фактически поступило 27.09.2021, пересылалось 27 дней. Контрольный срок пересылки нарушен на 18 дней. Дата нарушения 10.09.2021 г.
На основании выявленных нарушений ведущим специалистом-экспертом отдела контроля и надзора Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу в отношении АО "Почта России" составлен протокол от 26.10.2021 г. N АП-72/3/1870 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в отсутствие законного представителя АО "Почта России", при наличии сведений о его извещении надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Процессуальных нарушений, допущенных Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено. Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проведении проверки Административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу требований части 34 статьи 19 Федерального закона от 29.06.2018 г. N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) АО "Почта России" осуществляет свою деятельность на основании лицензий, иных разрешительных документов и документов об аккредитации, выданных ФГУП "Почта России", в пределах срока действия указанных лицензий и документов без обязательного их переоформления или повторной выдачи.
АО "Почта России" осуществляет предпринимательскую деятельность в области оказания услуг почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 11.04.2018 N 162571 (согласно выписке из ЕГРЮЛ, юридическое лицо - ФГУП "Почта России" прекратило свою деятельность 01.10.2019 г. и путем реорганизации преобразовано в АО "Почта России"). Срок действия лицензии до 11.04.2023 г.
ФГУП "Почта России" является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В соответствии с подпунктами 2.1 и 2.2 Устава ФГУП "Почта России", получение прибыли является основной из целей его деятельности, а оказание всех видов услуг почтовой связи - предметом деятельности.
Оказание услуг почтовой связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии (статья 29 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и статьи 16, 17 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора обязательным.
Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. N 418 (далее - Минцифры России), Минцифры России наделено полномочиями по принятию правил оказания почтовых услуг.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 г. N 234, утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Согласно статье 16 Федерального закона N 176-ФЗ операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 г. N 257 утверждены Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции (далее - Нормативы) (приложение N 5), согласно которым:
пункт 6 - Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:
а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению N 1 к нормативам (контрольный срок определяется в календарных днях на пересечении столбца и строчки, в которых указаны города федерального значения, административные центры субъектов Российской Федерации, между которыми осуществляется пересылка письменной корреспонденции);
в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории данного субъекта Российской Федерации - 2 календарных дня;
г) между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципальногорайона или городского округа, - 3 календарных дня.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.
Согласно пункту 5 Нормативов контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются по оттискам календарных почтовых штемпелей мест приема и доставки почтовых отправлений.
Согласно статье 34 Федерального закона N 176-ФЗ ответственность оператора перед отправителем (получателем) простого письма предусмотрена за нарушение контрольных сроков пересылки.
Статьей 33 Федерального закона N 176-ФЗ установлено, что операторы почтовой связи, допустившие в ходе осуществления деятельности в области почтовой связи нарушения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оператором почтовой связи АО "Почта России", оказывающим лицензируемые услуги связи, не соблюдены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции на территории Российской Федерации, что является нарушением абзаца 2 статьи 16 Федерального закона N 176-ФЗ; подпункта "а" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи; пункта 6 Нормативов.
Тем самым юридическое лицо АО "Почта России" нарушило условия пункта 5 предусмотренного лицензией N 162571, выданной 11.04.2018 г., в соответствии с которой "Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации", что является административным правонарушением, ответственность за второе предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Наличие правонарушений в действиях (бездействии) АО "Почта России" подтверждается материалами дела.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО
Почта России
имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по соблюдению требований законодательства АО "Почта России" не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО "Почта России" состава вменяемого административного правонарушения.
При назначении наказания судом учтены обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных статьями 4.3 КоАП РФ, в связи с чем, суд назначил наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30 000 рублей.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.12.2021 по делу N А40-236790/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-236790/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ И ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"