г. Пермь |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А60-7749/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 09 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии:
от истца Первоуральского производственного Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ППМУП "Водоканал"): Медведевой О.Н. (паспорт, доверенность о 01.01.2022),
от ответчика - товарищества собственников жилья "Даниловское" (ТСЖ "Даниловское"): не явились (не подключились)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - ППМУП "Водоканал",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2021 года
по делу N А60-7749/2021
по иску ППМУП "Водоканал" (ИНН 6625018355, ОГРН 1036601473292)
к товариществу собственников жилья "Даниловское" (ИНН 6625027889, ОГРН 1026601501706)
о взыскании задолженности по договору коммунальные ресурсы,
УСТАНОВИЛ:
ППМУП "Водоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ТСЖ "Даниловское" (далее - ответчик) с иском о взыскании 766 792 руб. 07 коп. задолженности по договору N 217-03 от 2017 за период с декабря 2019 по сентябрь 2020 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2021 года (судья Ю.В. Матущак) исковые требования удовлетворены частично в сумме 298 203 руб. 13 коп. долга. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы истец приводит доводы о том, что все расходы по показаниям ОДПУ, превышающих сверхнормативное потребление, должны быть возложены на управляющую компанию, ТСЖ в силу его создания собственниками спорных многоквартирных домов обязано оказывать все без исключения работы и услуги, обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в данных домах и не может при оказании работ и услуг по содержанию общего имущества ограничиваться исключительно минимальным перечнем работ и услуг, ТСЖ не может платить за потребленный коммунальный ресурс "холодное водоснабжение" меньше, чем фактически потреблено жителями МКД по показаниям ОДПУ.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу, согласуются с выводами суда первой инстанции.
В судебном заседании, проведённом в режиме веб-конференции, представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебное заседание ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьёй 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, ППМУП "Водоканал" (ресурсоснабжающая организация, РСО) и ТСЖ "Даниловское" (исполнитель) заключён договор N СОИД2017-03 на коммунальные ресурсы, потребляемые для использования общего имущества в многоквартирном доме от 01.06.2017, по условиям пункта 1.1. которого ресурсонабжающая организация обязуется предоставлять исполнителю через присоединенную сеть централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения коммунальные ресурсы - холодную воду и осуществлять приём сточных бытовых вод с целью предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме в пределах нормативов потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В спорном периоде ответчик приобретал у истца холодную воду, как для холодного, так и для горячего водоснабжения (в многоквартирных домах N N 1, 3, 5, 7 по ул. Данилова, N N 4, 6 по ул. Ленина, N N 2, 4, 6 по ул. Чекистов в г. Первоуральск горячая вода приготавливается в бойлерах путём нагревания холодной воды, поставляемой истцом).
В период с декабря 2019 года по сентября 2020 года указанные дома были оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учёта холодной воды. При этом прибор учёта на дома по ул. Данилова, 3, 5, 7, по ул. Ленина, 6, по ул. Чекистов 2, 4, 6 является групповым (данный счётчик учитывает объёмы холодной воды, поставленной в названные семь домов).
Сторонами не оспаривается, что коллективные (общедомовые) приборы учёта холодной воды учитывают весь ресурс, поступающий в многоквартирные дома. При этом после локальных бойлеров не установлено каких-либо средств измерений, фиксирующих количество горячей воды, приготовленной из холодной воды истца.
Факт приобретения у ППМУП "Водоканал" холодной воды и услуги водоотведения на СОИ многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСЖ "Даниловское", ответчик не оспаривает.
Между сторонами имеются разногласия о порядке определения количества подлежащего оплате ресурса.
Истец представил в материалы дела расчёты, согласно которым на СОИ относится объём холодной воды, определённый как разность между объёмом, зафиксированным коллективным (общедомовым) прибором учёта, и суммой объёмов холодной воды, потребленной жилыми, нежилыми помещениями на горячее и холодное водоснабжение.
Сумма задолженности составляет 766 792 руб. 07 коп.
Возражая против заявленных требований, ответчик представил контррасчёт долга, указав, что стоимость коммунального ресурса следует определять расчётным путём, исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции признал верным расчёт стоимости спорных коммунальных ресурсов, которые представил ответчик, указал, что в силу частей 9.1, 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, объём ресурсов для СОИ, поставленных истцом ответчику в период с декабря 2019 года по июнь 2020 года, определяется нормативами потребления; после 01.07.2020 количество холодной воды для СОИ рассчитывается исходя из 2 показаний коллективных (общедомовых) приборов холодной воды в соответствии с формулой 11 приложения N 2 к Правилам N 354.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
Как вено указано судом первой инстанции Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) (пункт 40), а также Правила содержания общего имущества (пункт 29), которые вступили в силу с 01.01.2017.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 29 Правил).
С учётом разъяснений Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации, содержащихся в письме от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
При этом расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, если многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации.
При первоначальном включении в состав платы за содержание жилого помещения, расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 29 Правил).
Начиная с августа 2017 года определение размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, возможно исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но только в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, наличие которого установлено требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом в абзаце 2 пункта 44 Правил N 354 в редакции, действовавшей до 01.07.2020, предусматривалось, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае, норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать который действующее законодательство не предусматривает.
Исключение составляет принятие решение собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.
Применительно к многоквартирным домам, находящимся в управлении ответчика, указанных в Приложении N 2 к договору N217-03, такого решения не принято.
В расчётах ППМУП "Водоканал", из объёма холодной воды, который зафиксировали коллективные (общедомовые) приборы учёта, истец вычитает её количество, потребленное на холодное водоснабжение нежилых помещений, на горячее водоснабжение жилых помещений (с ИПУ и без них). Оставшееся количество ресурса, по мнению истца, представляет собой объём холодной воды на СОИ.
Суд первой инстанции обоснованно признал расчёт истца не соответствующим Правилам N 354. Уменьшение объёмов на количество ресурса, потреблённого на горячее водоснабжение в нежилых помещениях, в расчётах истца не отражено (пункт 6 Правил N 354).
Между тем, в материалы дела представлена копия письма от 30.09.2019, которым ТСЖ сообщило истцу сведения о собственниках встроенных нежилых помещений и приложил реестр направления последним уведомлений о необходимости заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Представленный ТСЖ "Даниловское" расчёт стоимости коммунальных ресурсов за период с июля по сентябрь 2020 года выполнен в соответствии с указанной формулой, учитывает объёмы холодной воды, потреблённой нежилыми помещениями, как для горячего, так и для холодного водоснабжения. Доказательств, опровергающих данный расчёт, истец не представил (статьи 9, 65 АПК РФ).
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал верным, соответствующим Правилам N 354, расчёт ТСЖ "Даниловское", является арифметически верным.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии с деле доказательств того, что собственники помещений в многоквартирных домах N по ул. Данилова, 1, 3, 5, 7, по ул. Ленина, 4, 6, по ул. Чекистов, 2, 4, 6, не принимали решений о выполнении работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах сверх Минимального перечня, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N290, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Кроме того, в части порядка определения количества горячей воды на СОИ (в части компонента на СОИ) судом первой инстанции, верно, учитывается следующее.
В многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика отсутствуют приборы учета горячей воды после локальных бойлеров.
Согласно абзацам 1, 2, 3 пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчёт размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объёма коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчётного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объём использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учёта, фиксирующего объём такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объём (количество) произведённой исполнителем за расчётный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учёта, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учёта - как сумма объёмов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определённых по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учёта тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объёмов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определённых в порядке, установленном указанными Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объёмов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определённых исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
На основании изложенного, в силу абзаца 3 пункта 54 Правил N 354 в домах, где исполнитель самостоятельно производит коммунальную услугу по горячему водоснабжению, объём горячей воды на СОИ ограничен нормативами её потребления на СОИ, если после соответствующего инженерного оборудования отсутствует прибор учёта количества приготовленной коммунальной услуги.
Как отмечено выше, в домах ТСЖ "Даниловское" после бойлеров не имеется приборов учёта приготовленной горячей воды. Следовательно, её объём на СОИ определяется по нормативам потребления, установленным постановлением Региональной энергетической комиссии от 31.05.2017 N 39-ПК.
Таким образом, довод ответчика об "остаточном" отнесении на СОИ холодной воды, не распределенной на жилые и нежилые помещения, в части компонента на ХВ для горячего водоснабжения не основан на действующем законодательстве.
Довод о том, что суд первой инстанции не исследовал смету доходов и расходов ответчика подлежит отклонению и не свидетельствует о нарушении норм процессуального права.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичное положение предусмотрено в пункте 11(1) Правил N 491.
Таким образом, любая организация, которая управляет многоквартирными домами, обязана выполнять в отношении их общего имущества работы и услуги, предусмотренные Минимальным перечнем.
Исходя из пункта 17 Правил N 491, части 1 статьи 158 ЖК РФ собственники вправе, но не обязаны, принять на общем собрании решение о выполнении дополнительных работ и услуг по содержанию общего имущества, которые не предусмотрены Минимальным перечнем, а также утвердить их дополнительную стоимость. В таком случае, как предусмотрено абзацем 4 пункта 29 Правил N 491, абзаца 2 пункта 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 01.07.2020) у исполнителя коммунальных услуг возникает обязанность по оплате в пользу ресурсоснабжающей организации ресурсов для СОИ сверх установленных нормативов.
Таким образом, фактом, который в период с сентября 2019 года по июнь 2020 года мог повлечь возникновение у ответчика обязанности по оплате холодной воды и услуг по водоотведению для СОИ без учёта нормативов, является принятие общим собранием собственников помещений решений о распределении на СОИ объёма ресурсов исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта и (или) о выполнении работ, услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, не предусмотренных Минимальным перечнем.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2021 года по делу N А60-7749/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.А. Яринский |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7749/2021
Истец: МУП Первоуральское производственное "Водоканал"
Ответчик: ТСЖ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ ДАНИЛОВСКОЕ