08 февраля 2022 г. |
Дело N А84-4698/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2022.
В полном объёме постановление изготовлено 08.02.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Евдокимова И.В.,
Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Мкртчяном Д.А.,
при участии:
представителя Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации - Моос В.В., доверенность от 27.01.2022 N 16;
представителя Министерства обороны Российской Федерации - Журавского К.В., доверенность от 17.11.2020 N 207/10/010/д/338;
иные лица, участвующие в деле, - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе на решение Арбитражного суда города Севастополя от 08.10.2021 по делу N А84-4698/2021 (судья Юрина Е.Н.),
по исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе
к Федеральному государственному унитарному предприятию "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Правительства Севастополя, Министерства обороны Российской Федерации и Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя
о понуждении заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (далее - истец, МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГУП "102 ПЭС" Минобороны России), согласно которому, с учетом заявления об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (л.д. 44-45), просит обязать ответчика заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 91:04:006001:989, общей площадью 83,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, с. Любимовка, земельный участок N 2.
Исковые требования мотивированы незаконным уклонением ответчика от заключения договора аренды земельного участка, на котором расположено принадлежащее ФГУП "102 ПЭС" Минобороны России на праве хозяйственного ведения задние - трансформаторная подстанция ТП-196, площадью 39,9 кв.м, с кадастровым номером 91:04:006001:325.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.10.2021 по делу N А84-4698/2021 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для понуждения ответчика к заключению договора аренды земельного участка, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено заключение таких договоров в отношении объектов, к числу которых относится спорная трансформаторная подстанция ТП-196.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МТУ Росимущества обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указал, что трансформаторная подстанция принадлежащая ответчику на праве хозяйственного ведения, является объектом капитального строительства, в связи с чем, согласно градостроительному законодательству, для ее размещения на земельном участке необходимо соответствующее разрешение на строительство и предоставление земельного участка для этой цели, что обуславливает обязанность последнего по заключению договора аренды земельного участка, находящегося под объектом недвижимости.
Определением от 15.11.2021 апелляционная жалоба МТУ Росимущества принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, судебное заседание назначено на 21.12.2021.
Определением суда от 21.12.2021, занесенным в протокол судебного заседания, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено на 01.02.2022.
В судебное заседание 01.02.2021 явились представители МТУ Росимущества и Министерства обороны Российской Федерации. Иные лица, участвующие в деле, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, суд, на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок N 2 с кадастровым номером 91:04:006001:989, общей площадью 83 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, с. Любимовка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования земельного участка - для обслуживания жилой зоны, на основании распоряжения Правительства города Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП о безвозмездной передаче земельного участка из собственности города Севастополя в собственность Российской Федерации (далее - Распоряжение N 195-РП).
Вышеуказанное Распоряжение издано в соответствии с нормативными документами, перечисленными в его абзаце первом, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 14.11.2014 N 483 "Об утверждении Порядка безвозмездной передачи имущества, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства" (далее - Постановление N 483).
Пунктом 1 Постановления N 483 определено, что передача имущества осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 14 Постановления N 483, право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.
При этом абзац 32 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусматривает, что право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Таким образом, как указывает истец, Распоряжение (решение) должно содержать указание, что право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на передаваемое имущество возникает с даты подписания передаточного акта.
Как полагает истец, в нарушение требований Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Распоряжение N 195-РП не содержит такого указания, напротив, часть 3 Распоряжения содержит указание на необходимость постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрацию прав на него, вследствие чего право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на передаваемое Распоряжением имущество возникает с даты государственной регистрации прав.
Во исполнение Распоряжения N 195-РП ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России поставило на кадастровый учет и зарегистрировало право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым N 91:04:006001:989, а также зарегистрировало право хозяйственного ведения ФГУП "102 ПЭС" на объект недвижимого имущества, расположенный на данном земельном участке.
Между тем, право Министерства обороны Российской Федерации на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым N 91:04:006001:989 не регистрировалось, в связи с чем, как полагает истец, такое право у третьего лица не возникло.
Истцом указано, что земельный участок с кадастровым N 91:04:006001:989, являясь собственностью Российской Федерации, и не будучи переданным Министерству обороны Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, находится в государственной казне Российской Федерации.
На спорном земельном участке располагается здание, принадлежащее на праве хозяйственного ведения ФГУП "102 ПЭС", а именно: трансформаторная подстанция ТП-196, площадью 39,9 кв.м, с кадастровым номером 91:04:006001:325.
Таким образом, спорный земельный участок находится в фактическом пользовании ответчика.
Письмом от 25.11.2020 N 5516, направленным в адрес МТУ Росимущества, ФГУП "102 ПЭС" просило предоставить ему спорный земельный участок в аренду без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей обслуживания существующей трансформаторной подстанции.
С целью удовлетворения заявления ответчика о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка, МТУ Росимущества издало Распоряжение от 27.04.2021 N 91-157-Р "О заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 91:04:006001:989", на основании которого разработан проект договора аренды земельного участка.
Письмом от 29.04.2021 N 91-03/1938 проект договора был направлен истцом ответчику для подписания.
Поскольку подписанный договор аренды земельного участка в адрес истца не полупил, МТУ Росимущества полагая, что ответчик уклоняется от заключения договора аренды земельного участка, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных прав или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, участвующих в деле, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются соглашением сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, что установлено пунктом 2 статьи 421 ГК РФ.
Кроме того, понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В пункте 1 статьи 422 ГК РФ указано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Положения статьи 432 ГК РФ предусматривают, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В порядке норм статьи 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
На основании положений статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (часть 4 статьи 445 ГК РФ).
Как следует из заявленных истцом материально-правовых требований, последний просил понудить ответчика заключить договор аренды земельного участка N 2 с кадастровым номером 91:04:006001:989, общей площадью 83 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, с. Любимовка, находящегося в федеральной собственности, на котором размещено принадлежащее на праве хозяйственного ведения ФГУП "102 ПЭС" здание трансформаторной подстанции ТП-196, площадью 39,9 кв.м, с кадастровым номером 91:04:006001:325.
Учитывая, что истец ссылается на уклонение ответчика от заключения договора аренды земельного участка, суду необходимо установить обязанность ответчика заключить договор аренды земельного участка с истцом.
Так, правоотношения, связанные с арендой земельных участков, регулируются нормами земельного, гражданского законодательства, а также иными нормативными актами федеральных органов и органов местного самоуправления в рамках их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Указанное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением либо на приобретение этого участка в аренду.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Статьей 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно пункту 5 указанного Перечня без предоставления земельных участков и установления сервитутов допускается размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 25.09.1993 N 1993 "О закреплении недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП "102 ПЭС", передано в хозяйственное ведение ФГУП "102 ПЭС" и принято по соответствующему акту приема-передачи от 25.09.2019 имущество, поименованное в Перечне имущества (Приложение к настоящему приказу), в том числе трансформаторная подстанция - 196 (далее - ТП-196), кадастровый номер 91:04:006001:325, расположенная по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, с. Любимовка на земельном участке с кадастровым номером 91:04:006001:989, в отношении которого возник спор о заключении договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, на основании Распоряжения N 195-РП.
Согласно представленных в материалы дела паспортов кабельной линии Трансформаторной подстанции - 196, кадастровый номер 91:04:006001:325, ТП-196 неразрывно связана с кабельными линиями: ТП-196-ТП-863 (кадастровый номер 91:04:006001:954), которые относятся к кабельным линиям напряженностью 6 кВ (л.д. 79-94).
Исходя из указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что параметры ТП 196, принадлежащей ответчику на праве хозяйственного ведения, соответствуют требованиям пункта 5 Перечня видов объектов, а именно, - трансформаторные подстанции, непосредственно связанные с линиями электропередач классом до 35 кВ, для размещения которых не требуется предоставление земельных участков и установления сервитутов, а также разрешения на строительство.
Таким образом, учитывая, что в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 91:04:006001:989, на котором расположена ТП-196, в соответствии с законодательством Российской Федерации не предусмотрено заключение договора аренды, суд апелляционной инстанции считает обоснованными вывод суда первой инстанции о том, что основания для понуждения ответчика к заключению договора аренды земельного участка отсутствуют.
Довод апеллянта о том, что ТП-196 является объектом капитального строительства и для ее размещения на земельном участке в соответствии с градостроительным законодательством требуется разрешение на строительство, отклоняется судебной коллегией, как основанный на неверном толковании норм права, на основании следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Вместе с тем, подпунктом 5 пункта 17 вышеуказанной статьи предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется и в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получения разрешения на строительства, утверждён Постановлением Правительства от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно абзацу третьему Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, для строительства линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов не требуется получение разрешения на строительство.
Таким образом, в силу законодательно установленных правил на строительство и реконструкцию линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, получение разрешения не требуется.
Учитывая, что спорная ТП-196, принадлежащая ответчику, соответствует законодательно установленным требованиям к объектам, для размещения которых не требуется предоставление земельных участков, установления сервитутов, а также разращения на строительство, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 08.10.2021 по делу N А84-4698/2021 оставить без изменений, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4698/2021
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в РК и городе Севастополе
Ответчик: ФГУП "102 предприятие электрических сетей" Министерства Обороны Российской Федерации
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Севреестр