г. Пермь |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А71-9839/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, индивидуального предпринимателя Шатуновой Веры Владимировны,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 октября 2021 года
по делу N А71-9839/2020
по иску индивидуального предпринимателя Шатуновой Веры Владимировны (ОГРНИП 315184100000034, ИНН 183509157677)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833),
Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (ОГРН1021801668437, ИНН 1833005196),
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041805001501, ИНН 1835059990),
о взыскании 24 561 руб. 08 коп. долга и процентов с их последующим начислением,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шатунова Вера Владимировна (далее - истец, ИП Шатунова В.В.) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - ответчик, Отделение Пенсионного фонда) о признании незаконными решений от 07.02.2019 N 019F07190000263, от 11.12.2019 N 019F07190003376 об отказе в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов; взыскании незаконно списанных денежных средств в размере 20 607 руб.66 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.09.2017 по 16.04.2020 в размере 3953 руб. 42 коп., с последующим доначислением с 17.04.2020 по день фактического исполнения решения суда (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом на основании ст. 49 АПК РФ)
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (далее - Межрайонная ИФНС России N9 по УР, налоговый орган, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 октября 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с жалобой в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что Решением МИФНС N 9 от 04.05.2018 N 273 признана безнадежной недоимка и задолженность по пени, штрафам и процентам истца на общую сумму 152 495,75 руб. Между тем, на протяжении 2018 года с банковских счетов истца осуществлялись неоднократные списания денежных средств на общую сумму 20 607 руб. 66 коп. в счет погашения задолженности по исполнительному производству N 63027/16/18022-ИП по взысканию недоимки по страховым взносам и пени за 2015 год.
Отмечает, 27.12.2018 истица обратилась в МИФНС N 9 с заявлением о возврате образовавшейся переплаты. Указанное заявление было передано налоговым органом для принятия решения в органы ПФР. Поскольку уведомления, решения по своему заявлению от 27.12.2018 истица от пенсионного органа до 19.08.2021 не получала, считает срок для обжалования вышеуказанного решения ответчика не истекшим. Так же истица не считает истекшим трехлетний срок для обращения за взысканием сумм переплаты, т.к. о ее наличии она узнала после осуществления списаний вышеуказанных сумм в 2018 году, в то время как в суд она обратилась 21.08.2020.
Полагает, судом не дана оценка списаниям денежных средств произошедшим в 2018 году с банковских счетов истца по вышеуказанному исполнительному производству, хотя именно они в дальнейшем и явились предметом судебного разбирательства, а не списания в 2017 году.
Настаивает, что о нарушении своего права она узнала именно в 2018 году в момент списания денежных средств (09.04.2018,24.04.2018, 13.09.2018, 30.10.2018, 28.12.2018). Исковое заявление истцом подано 21.08.2020, т.е. в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Обращает внимание, решение ИФНС о признании задолженности безнадежной к взысканию в отношении истца на сегодняшний день не отменено и не изменено, в связи с чем считает отказ ответчика в возврате образовавшееся суммы переплаты незаконным.
Лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили; о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке стаей 266 - 268 АПК РФ, ИП Шатунова В.В. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 31518410000034 и состоит на учете в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
02.08.2017 на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике от 01.08.2017 N 262194, платежного ордера от 02.08.2017 N 63, инкассовых поручений от 06.09.2017 N 377176, N 377178 с расчетного счета Шатуновой В.В. были списаны денежные средства в размере 23 153 руб. 33 коп.
Полагая, что данное списание не имеет законного основания, 27.12.2018 Шатунова В.В. обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты в размере 20 372 руб. 66 коп. (л.д. 55). Указанное заявление было перенаправлено налоговым органом для принятия решения в Отделение Пенсионного фонда 23.01.2019 N 13-42/00389.
Решением от 07.02.2019 N 019F07190000263 Отделение Пенсионного фонда отказало Шатуновой В.В. в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов на основании части 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ, по причине наличия задолженности у заявителя за периоды до 01.01.2017 (л.д. 157).
Уведомление о принятом Отделением Пенсионного фонда решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 11.02.2019 N 55 направлено в адрес Шатуновой В.В. - 20.02.2019, что подтверждается списком Ф.103 N 071 ОВС от 15.09.2019 и списком N 22 внутренних почтовых отправлений (л.д. 164-168).
02.09.2019 заявительница обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в размере 20 372 руб. 66 коп. (л.д. 56).
Решением от 23.10.2019 N 49048 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике отказала Шатуновой В.В. в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), указав, что согласно статье 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетный (расчетный) периоды, истекшие до 01.01.2017 принимается Отделением Пенсионного фонда (л.д. 24).
03.12.2019 Шатунова В.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением N 849 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на сумму 20 607 руб. 66 коп. (л.д. 38-40).
Решением от 11.12.2019 N 019F07190003376 Отделение Пенсионного фонда отказало Шатуновой В.В. в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов на основании части 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ, по причине наличия задолженности у заявителя за периоды до 01.01.2017 и отсутствия переплаты (л.д. 42).
Уведомление о принятом Отделением Пенсионного фонда решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 13.12.2019 N 738 было получено Шатуновой В.В. лично - 26.12.2019, что подтверждается отметкой о получении (л.д. 41).
Полагая, что решения Отделения Пенсионного фонда от 07.02.2019 N 019F07190000263, от 11.12.2019 N 019F07190003376 по отказу в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов являются незаконными, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением о признании данных решений недействительными и с требованиями о возврате незаконно списанной суммы 20607,66 руб. с начислением процентов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из неправомерности требований истца, подтвержденной материалами дела.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обеспечение справедливого публичного судебного разбирательства в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом в предусмотренных законом процессуальных формах.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N 212-ФЗ).
На основании статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предприниматель являлся плательщиком страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу положений части 1 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование" (далее Федеральный закон N243-ФЗ) с 01.01.2017 налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона N 243-ФЗ разработан порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и отделений Фонда социального страхования с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванным порядком предусмотрена передача Фондами в Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом Фонда по состоянию на 01.01.2017.
Разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено законодателем по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами по суммам задолженности, то есть налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (абзац 2).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3).
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4).
Порядок возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов после 01.01.2017, в том числе порядок определения сроков, в течение которых допускается возврат соответствующих сумм, регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.
Указанные положения законодательства регламентируют взаимоотношения между администраторами поступлений и налогоплательщиками в переходный период в целях избежания дублирующих функций, в том числе по учету поступающих и подлежащих возврату платежей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 июня 2001 г. N 173-О указал, что при пропуске срока на подачу заявления в инспекцию налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм.
В этом случае срок исковой давности исчисляется по общим правилам - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Рассмотрение производится по правилам гражданского судопроизводства, применяются нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченной является сумма налога, внесенная налогоплательщиком в бюджет сверх суммы, подлежащей уплате в соответствии с налоговыми обязательствами по данному налогу за конкретный период, а также уплата налоговых платежей при отсутствии на то правовых оснований. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05).
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании незаконными решений от 07.02.2019 N 019F07190000263, от 11.12.2019 N 019F07190003376 об отказе в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов ввиду пропуска срока обжалования данных решений.
Апелляционная коллегия разделяет вывод суда первой инстанции о пропуске срока обжалования данных решений.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 3 статьи 138 НК РФ в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 72 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налогоплательщиком сроков обращения в суд с заявлением об оспаривании решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения как вступившего, так и не вступившего в силу, судам следует исходить из того, что с таким заявлением налогоплательщик вправе обратиться с момента истечения срока, установленного пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации для рассмотрения жалобы, и до истечения трех месяцев с момента, когда налогоплательщику стало известно о вынесении вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.
Как следует из материалов дела, установлено судами двух инстанций оспариваемое решение ОПФР от 07.02.2019, оформленное уведомлением о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 11.02.2019 N 55 было направлено Отделением Пенсионного фонда в адрес истца 20.02.2019, что подтверждается представленным в материалы дела реестром почтового отправления (л.д. 164-168).
Заявителем также не оспаривается, что второе решение от 11.12.2019, оформленное уведомлением о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 13.12.2019 N 738 было получено Шатуновой В.В. лично под расписку - 26.12.2019.
Таким образом, с указанного момента предпринимателю стало известно о нарушенных правах. Именно с указанной даты в данном случае следует исчислять срок на обжалование решения, который истек 26.03.2020.
Следовательно, обратившись 21.08.2020 в суд с заявлением о признании незаконными решений Отделения Пенсионного фонда заявителем, пропущен трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обращение в суд с соответствующим заявлением.
При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование решений Отделения Пенсионного фонда заявителем не заявлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О. установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05 пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с чем в силу изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы предпринимателя в части оспаривания решений Пенсионного фонда.
Повторно проанализировав периоды возникновения задолженности, основания взыскания денежных средств, начисления взносов и пеней, апелляционный суд приходит к выводу о том, что спорная задолженность не является излишне уплаченной (взысканной) в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Шатунова В.В., обращаясь с заявлением о возврате излишне взысканных сумм, указала в заявлении (л.д.8) на списание денежных средств инкассовыми поручениями от 02.08.2017 N 63 на сумму 3237, 90 руб., от 06.09.2017 N 377176 на сумму 16118, 58 руб., от 06.09.2017 N 377178 на сумму 3796, 85 руб. Указанные платежные документы на сумму 23153,33 руб. приложены в материалы дела.( л.д.25-27).
Из анализа данных платежных документов следует, что денежные средства с ИП Шатуновой В.В. были списаны на основании решения Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Удмуртской Республике от 01.08.2017 N 262194, в связи с образовавшейся у предпринимателя задолженностью по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2016 г. (л.д. 97-98, 25-27).
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентировался статьей 14 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 данной статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно положениям ст.1 Закона N 376-ФЗ от 14.12.2015 по состоянию на 01.01.2016 МРОТ составлял 6204 руб.
Следовательно, фиксированный размер страховых взносов в ПФР составил 19356,48 руб.(6204,00 руб.х26%х12) за 2016;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС- 3796,85 руб. за 2016 год
(6204,00 руб.х5,1%х12), всего сумма к уплате 23153,33 руб.
Именно данный размер страховых взносов был предъявлен налоговым органом к уплате по требованию за 2016 год и вынесено решение о взыскании N 262194 от 01.08.2017 г.(л.д.97-98).
Доказательств уплаты самостоятельно страховых взносов за 2016 год предпринимателем не представлено. Доказательств наличия переплаты за данный период нет.
Следовательно, страховые взносы, взысканные с истца за 2016 год, не могут рассматриваться как излишне уплаченные и подлежащие возврату предпринимателю. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2020 N 306-ЭС19-20428).
Ссылка предпринимателя на незаконное списание денежных средств со счетов Шатуновой В.В. в счет уплаты страховых взносов в течение 2018 в сумме 20700 руб. судом рассмотрена и отклонена в силу следующих обстоятельств.
Действительно, как следует из карточки расчетов с бюджетом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с налогоплательщика платежными ордерами от 09.04. 21 на сумму 56,54 руб.; от 24.04.21 на сумму 7313,75 руб., от 13.09.21 на сумму 270 руб.; инкассовым поручением от 23.10.2018 на сумму 12732,37 руб. списано 20607 руб. (л.д.107,113,116,120).
Основанием для взыскания данных сумм явилось решение налогового органа от 20.04.2018 N 300047 о взыскании страховых взносов за счет денежных средств на основании уточненного требования от 22.03.2018 N 821135 за 2015 год и постановление УПФР в г. Ижевске(межрайонное) от 02.06.2016 N 019S04160012105 о взыскании страховых взносов за 2015 год, на основании которого возбуждено исполнительное производство N 63027/16/18022-ИП Первомайским отделом судебных приставов исполнителей г. Ижевска (л.д.115, 117-118).
Сумма страховых взносов в фиксированном размере, подлежащая взысканию с предпринимателя за 2015 год, составила согласно вышеназванному постановлению УПФР по г. Ижевску 21543,27 руб., пеня начислена в сумме 458,15 руб.
При этом правомерность принятия данного постановления УПФР по г. Ижевску и факт возбуждения исполнительного производства Первомайским отделением службы судебных приставов г. Ижевска истцом не оспариваются.
Оспаривая правомерность списания суммы 20700 руб. в рамках исполнительного производства за 2015 год Шатунова В.В. не представила доказательств уплаты в добровольном порядке самостоятельно по истечении расчетного года страховых взносов за 2015 год.
А также в материалах дела отсутствуют доказательства списания с предпринимателя за 2015 год страховых взносов в размере, превышающем сумму фиксированного платежа и пени за 2015год.
Соответственно, факт наличия переплаты по страховым взносам за 2015 год также не подтверждается материалами дела.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка заявителя на статью 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" о признании спорной задолженности безнадежной на основании следующего.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
В силу п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются в т.ч. налоговые органы по месту нахождения организации при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи; а также налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Судами установлено, что сроки принудительного взыскания вышеперечисленных задолженностей: недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды 2015 и 2016 г.г., ) не истекли на дату их списания в 2017 и 2018 годах, правовые возможности по их взысканию с учетом положений законодательства о налогах и сборах, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, не были утрачены; следовательно, данная задолженность не подлежит признанию невозможной к взысканию с целью последующего принятия ответчиком мер, предусмотренных ст. 59 НК РФ.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что ни пенсионным фондом за 2015 год, ни налоговым органом за 2016 при принятии своевременно мер по принудительному взысканию не была утрачена возможность принудительного взыскания задолженности, в связи с чем суммы, взысканные в 2017-18 годах за 2015- 2016г.г., не могут быть квалифицированы как безнадежные ко взысканию, и, соответственно, подлежащие списанию.
Страховые взносы, взысканные с истца за 2015-2016 годы, не могут рассматриваться как излишне взысканные в бюджет при отсутствии доказательств уплаты предпринимателем страховых взносов в бюджет за 2015-2016годы.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, поскольку опровергаются материалами дела.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 октября 2021 года по делу N А71-9839/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шатуновой Веры Владимировны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9839/2020
Истец: Шатунова Вера Владимировна
Ответчик: ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по УР, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске межрайонное Удмуртской Республики
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N 9 по УР