г. Пермь |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А60-46899/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда Свердловской области,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-46899/2021
по иску Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ИНН 7734135124, ОГРН 1027739057500)
третье лицо - Патейчук Евгений Викторович,
о взыскании излишне выплаченных сумм в размере 32 297 руб. 04 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ответчик, предприятие) о взыскании излишне выплаченных сумм пособия по временной нетрудоспособности в размере 32 297 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 15.11.2021, мотивированное решение изготовлено 24.11.2021), исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в пользу Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации взысканы излишне выплаченные суммы пособия по временной нетрудоспособности в размере 32 297 руб. 04 коп.; с Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что судом не дана оценка представленным ответчикам документам, обосновывающим правовую позицию предприятия и подтверждающим исполнение обязанности по представлению страховщику документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия; ответчик считает, что ошибка при расчете пособия произошла по вине специалиста фонда, по причине не проведения полного анализа всех имеющихся документов, а именно: игнорирование информации, содержащейся в первичном ЭЛН N 910046316237 и в последующем ЭЛН N 910050087975.
Фонд в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, Филиал "Аэронавигация Урала" ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ" состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в филиале N 15 ГУ-СРО ФСС РФ с 24.12.2017.
По данным единой информационной системы отделения Фонда страхователь-работодатель Филиал "Аэронавигация Урала", рег.номер 6606128287, на имя Патейчук Е.В. (основное место работы) были направлены следующие реестры для выплаты пособий по временной нетрудоспособности:
18.01.2021 предоставлен реестр сведений по временной нетрудоспособности (травма) согласно ЭЛН N 910050087975 за период оплаты с 19.12.2020 по 15.01.2021. Данный листок нетрудоспособности является продолжением страхового случая (травма), предыдущий ЭЛН N 910046316237. Сумма к выплате пособия 43578,88 руб.
В направленном электронном реестре сведений от 18.01.2021 отсутствуют данные о наличие нарушения режима, которое было зафиксировано 23.11.2020 в предыдущем (первичном) ЭЛН N 910046316237 и влияющим на расчет пособия до окончания страхового случая. На момент выплаты пособия Патейчуку Е.В. в территориальным органом Фонда не было информации о нарушении режима в первичном листке нетрудоспособности N 910046316237. 28.01.2021 в ТОФ было назначено и выплачено пособие п/п N 190718.
15.02.2021 поступили сведения о первичном ЭЛН N 910046316237 (работодатель оплатил его своему сотруднику Патейчуку Е.В. в 2020 году и направил данный реестр для информации о первичном листке нетрудоспособности, в котором зафиксировано нарушение режима 23.11.2020), а также предоставлен корректирующий реестр с признаком "перерасчет" по ЭЛН N 910050087975. По расчету фонда размер пособия, подлежащий выплате, составляет 5849,74 руб.
На основании информации, представленной работодателем, за Патейчуком Е.В. фондом зафиксирована переплата в размере 32297,04 руб.
12.05.2021 фондом в адрес Филиал "Аэронавигация Урала" ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ" направлено письмо с предложением перечислить излишне выплаченные суммы пособия по временной нетрудоспособности.
Письмом от 04.08.2021 вх. N 6435 ответчик отказал в возмещении ущерба.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, полагая, что предоставление страхователем недостоверных сведений о временной нетрудоспособности застрахованного лица Патейчука Е.В. повлекло излишнюю выплату пособия в размере 32 297,04 руб. руб., квалифицируя данную сумму как убытки, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции исковые требования признаны обоснованными и удовлетворены в заявленном фондом размере.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Порядок назначения, исчисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности регламентирован Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.4. Закона N 255-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно статье 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, такие лица являются застрахованными.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ до 31.12.2020 назначение и выплата пособий по обязательному социальному страхованию осуществлялась работодателем по месту работы застрахованного лица.
В соответствии с п. 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 и действующего с 01.01.2021 (далее - Положение), при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
В силу п. 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Согласно п. 4 Положения страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом.
В соответствии с п. 10 Положения после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия.
В случае выявления территориальным органом Фонда нарушения установленного порядка выдачи, продления и оформления медицинской организацией или страхователем листка нетрудоспособности территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения листка нетрудоспособности направляет (вручает) страхователю, а в случае, указанном в пункте 7 настоящего Положения, - застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в установленном порядке извещение с указанием перечня необходимых исправлений и листок нетрудоспособности для внесения в него соответствующих исправлений. Форма извещения утверждается Фондом.
В силу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (часть 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исковые требования фонда основаны на то, что 18.01.2021 страхователем предоставлен реестр сведений по временной нетрудоспособности (травма) согласно ЭЛН N 910050087975 за период оплаты с 19.12.2020 по 15.01.2021. Данный листок нетрудоспособности является продолжением страхового случая (травма), предыдущий ЭЛН N 910046316237.
При этом в направленном электронном реестре сведений от 18.01.2021 отсутствовали данные о нарушении режима, которое было зафиксировано 23.11.2020 в предыдущем (первичном) ЭЛН N 910046316237 и влияющим на расчет пособия до окончания страхового случая.
Как утверждает истец, на момент выплаты пособия Патейчуку Е.В. в территориальном органе Фонда не имелось информации о нарушении режима в первичном листке нетрудоспособности N 910046316237, сведения о первичном ЭЛН N 910046316237 и корректирующий реестр с признаком "перерасчет" по ЭЛН N 910050087975 представлены страхователем в фонд только 15.02.2021.
Вместе с тем, приведенные фондом доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, из которых следует, что первичный листок нетрудоспособности N 910046316237 был представлен страхователем 31.12.2020 и принят филиалом N 15 Фонда 31.12.2020, что подтверждается представленными ответчиком скриншотами из Программы 1C с указанием на реестр ЭЛН для отправки в ФСС 003К-000234.
В данном листке нетрудоспособности ЭЛН N 910046316237 за период с 21.11.2020 по 18.12.2020 врачом медицинской организации 23.11.2020 сделана отметка о нарушении режима с кодом 24 - несвоевременная явка на прием к врачу (фельдшеру, зубному врачу).
Информация об оплате первичного листка нетрудоспособности ЭЛН N 910046316237 за период с 21.11.2020 по 18.12.2020 была принята Фондом, что подтверждается реестром ЭЛН для отправки в ФСС 003K-000234 от 31.12.2020.
В последующих листках нетрудоспособности врач медицинской организации указал номера предыдущих листков нетрудоспособности, так как они являются продолжением первичного ЭЛНN 910046316237 и также сделал отметку о нарушении режима 23.11.2020.
При открытии листка нетрудоспособности ЭЛН N 910050087975 за период с 19.12.2020 по 15.01.2021, который является продолжением ранее выданного, информация о первичном листке нетрудоспособности ЭЛН N 910046316237 за период с 21.11.2020 по 18.12.2020 была внесена в строку "продолжение листа N" врачом медицинской организации и передана страхователем в электронном виде в филиал N15 Фонда 18.01.2021, что подтверждается представленными ответчиком скриншотами из Программы 1C и Программы Контур по ЭЛН N910050087975.
При этом в листке нетрудоспособности ЭЛН N 910050087975 также имелась отметка врача о нарушении режима датой 23.11.2020.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на момент выплаты пособия у фонда имелась информация о нарушении режима в первичном листке нетрудоспособности N 910046316237, а также сведения о его оплате.
Исходя из пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ
"Об основах обязательного социального страхования", страховщики вправе: при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая; проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование.
Согласно правовым позициям, отраженным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС19-9969, от 28.02.2020 N 309-ЭС19-21200, нормативно предусмотренные полномочия контролирующего органа, носят публично-правовой характер, что не позволяет контролирующему органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, имеющих значение для правильного установления относящихся к контролируемой сфере отношений обстоятельств, в частности обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами публичного органа и содействии налогоплательщика (страхователя) в их установлении.
Таким образом, согласно приведенным правовым нормам и разъяснениям вышестоящих судов, страховщик, наделенный публичными функциями и обязанный исключать факты необоснованного расходования средств фонда, после получения от страхователя сведений в отношении застрахованного лица, обязан был провести анализ представленных страхователем документов.
Между тем, в данном случае из обстоятельств рассматриваемого дела следует, что поступившие от страхователя документы фондом не были исследованы полно, анализ содержащихся в них сведений, в частности, информации, указанной в первичном ЭЛН N 910046316237 и в последующем ЭЛН N 910050087975, не проведен.
При изложенных обстоятельствах, оснований для вывода, что излишняя выплата сумм пособия по временной нетрудоспособности явилась следствием виновных действий страхователя, апелляционный суд не усматривает, факт представления обществом недостоверных сведений также не установлен.
Таким образом, совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, истцом не доказана (ч. 1 ст. 65 АПК РФ), в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Ссылки фонда на представление обществом корректирующего реестра с признаками "перерасчет" по ЭЛН N 910050087975 и перечислении в фонд 18.11.2021 денежных средств в сумме 32297,04 руб. несостоятельны, поскольку не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
На основании изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, с учетом итогов рассмотрения дела, понесенные ответчиком расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-46899/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ИНН 7734135124, ОГРН 1027739057500) 3 000 (Три тысячи) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46899/2021
Истец: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Патейчук Евгений Викторович, Шония Мальвина Юрьевна