г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А56-68272/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37911/2021) общества с ограниченной ответственностью "Тамарикс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу N А56-68272/2021 (судья Устинкина О.Е.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамарикс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Тамарикс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни (далее - Таможня) от 29.06.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10009000-682/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда (в виде резолютивной части) от 29.09.2021 в удовлетворении заявленных ООО "Тамарикс" требований отказано; мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 03.11.2021.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ООО "Тамарикс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что представленный Обществом в таможенный орган отчет по форме ДО-1 был заполнен на основании представленных владельцу СВХ документов: транзитной декларации от 19.04.2020 N 10206040/190420/0026894, транспортной накладной от 17.04.2020 N 68347, инвойсом от 17.04.2020 N 2207155, в которых был указан код валюты товара "USD"; в соответствии с абзацем 4 пункта 6 Приложения N 5 к Приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 (далее - Приказ N 444) графа "Буквенный код валюты" отчета формы ДО-2 заполняется, в том числе на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1 и должна корреспондировать с информации, указанной в отчете по форме ДО-1. При этом, податель жалобы указывает на то, что в нарушение абзаца 2 пункта 9 Приложения N 1 к Приказу N 444 таможенный орган не уведомил заявителя и не приобщил к отчету по форме ДО-1 документы, фиксирующие выявленные несоответствия в указании кода валюты. Таким образом, податель жалобы полагает, что в действиях Общества отсутствует событие вмененного ему административного правонарушения. Кроме того, податель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Таможней представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Общества отклонены.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющим в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19.04.2020 в ЗТК ООО "Тамарикс", находящийся в зоне деятельности Центральной акцизной таможни, по товаросопроводительным документам: международной товарно-транспортной накладной от 17.04.2020 N 68347, транзитной декларации N10206040/190420/0026894, инвойсу от 17.04.2020 N 2207155, был доставлен товар: моторные масла минеральные, гидравлические, трансмиссионные в количестве 26 мест, общим весом брутто 20 810,670 кг.
Согласно представленному инвойсу от 17.04.2020 N 2207155 общая фактурная стоимость товара составила 2 472 629,40 долларов США.
19.04.2020 указанный товар был помещен на временное хранение на СВХ ООО "Тамарикс" (свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ от 31.05.2015 N 10009/011212/10043/4) по документу отчета по форме ДО-1 от 19.04.2020 N 0000251, в котором указана стоимость товара, принятого на временное хранение 2 472 629,40 долларов США (указан буквенный код валюты "USD").
20.04.2020 в Центр электронного декларирования Центральной акцизной таможни в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" (ИМ 40) декларантом ООО "Центральный склад Сибири" подана декларация на товары: ДТ N 10009100/200420/0026342, в которой задекларирован товар: моторные масла минеральные, гидравлические, трансмиссионные в количестве 110 мест, общим весом брутто 20810,670 кг, общей фактурной стоимостью 2 472 629,40 руб.
21.04.2020 товары, задекларированные по ДТ N 10009100/200420/0026342, выпущены в свободное обращение в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" (ИМ 40).
21.04.2020 ООО "Тамарикс" товары выданы на основании отметки в декларациях "Выпуск разрешен" и электронного уведомления из ПЗ модуля обработки документов "АИСТ-М" N 10009190/210420/0001779 от 21.04.2020.
После выдачи товара СВХ ООО "Тамарикс" составлена отчетность по форме ДО-2; при этом в графе 11 "Буквенный код валюты" отчета по форме ДО-2 от 21.04.2021 N 0000268 указан код "USD", несмотря на то, что товар выпущен по ДТ N10009100/200420/0026342 под кодом "RUB" (графа 22).
В ходе функциональной проверки деятельности Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни на основании акта от 27.11.2020 N 4 (п.2.5.1), согласно программному средству КПС "Учет и контроль товара на ВХ", было выявлено, что в отчете по форме ДО-3 владельца СВХ ООО "Тамарикс" в части отчета по форме ДО-2 N 0000268 от 21.04.2020 в графе "Буквенный код валюты" указано "USD", тогда как в ДТ N 10009100/200420/0026342 код валюты указан "RUB" (графа 22), что подтверждается инвойсом (формализованный вид) и договором купли-продажи (неформализованный вид) и иными документами, представленными в рамках совершения таможенных операций по указанной ДТ.
Таким образом, таможенный орган пришел к выводу о том, что в документе отчета по форме ДО-2 от 21.04.2020 N 0000268 указаны неверные сведения, а именно: фактурная стоимость товаров, принятых на временное хранение по документу отчета по форме ДО-1 от 19.04.2020 N 0000251 и выданных товаров в документе отчета по форме ДО-2 от 21.04.2020 N 0000268.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Таможни 11.06.2021 в отношении Общества протокола N 10009000-682/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 29.06.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10009000-682/2021 ООО "Тамарикс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Тамарикс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных ООО "Тамарикс" требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 03.11.2021 ввиду следующего.
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии со статьей 410 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) владелец склада временного хранения осуществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно статье 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 03.8.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности, если они не установлены настоящим Федеральным законом, следующими лицами: лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, лица, получившие разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пунктах 2 - 12 части 1 статьи 90 настоящего Федерального закона.
Данный порядок определен Приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядок регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, способа представления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Приказ N 444).
Согласно пункту 4 Приложения N 5 к Приказу N 444 владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) представляет таможенному посту отчет по форме ДО-1 при принятии (после принятия) товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров).
Отчет по форме ДО-2 представляется владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения).
Согласно пункту 5 Приложения N 5 к Приказу N 444 заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, принятых на хранение,
В соответствии с пунктом 6 Приложения N 5 к Приказу N 444 заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 Приложения N 4 к настоящему приказу).
При этом, как указано в абзаце 4 пункта 6 Приложения N 5 к Приказу N 444 графа "Буквенный код валюты" заполняется на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 Приложения N 1 к настоящему приказу, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 Приложения N 1 к настоящему приказу.
Пунктом 12 Приложения N 1 к Приказу N 444 предусмотрено, что таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения), на котором размещены подлежащие выдаче и вывозу товары, в течение 1 часа с момента оформления документов в соответствии с целями, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, направляет владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров (части товаров) с СВХ (иного места временного хранения) и имеющее регистрационный номер и содержащее информацию о факте оформления, реквизитах указанных документов, а также сведения о товарах, подлежащих выдаче (наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров) (далее - уведомление).
Как следует из материалов дела, после выдачи оформленного по ДТ N 10009100/200420/0026342 товара СВХ ООО "Тамарикс" составлена отчетность по форме ДО-2 N 0000268 от 21.04.2020. При этом в графе 11 "Буквенный код валюты" отчета по форме ДО-2 N 0000268 от 21.04.2021 указан код "USD", несмотря на то, что товар выпущен по ДТ N10009100/200420/0026342 под кодом "RUB" (графа 22).
Таким образом, таможенный орган пришел к выводу о том, что в документе отчета по форме ДО-2 N 0000268 от 21.04.2020 указаны неверные сведения, а именно: фактурная стоимость товаров, принятых на временное хранение по документу отчета по форме ДО-1 N 0000251 от 19.04.2020 и выданных товаров в документе отчета по форме ДО-2 N 0000268 от 21.04.2021, что образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Приказа N 444 и указания верных сведений о буквенном коде валюты в отчете по форме ДО-2 от 21.04.2021 N 0000268 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Как уже указывалось выше, в соответствии с пунктом 6 Приложения N 5 к Приказу N 444 графа "Буквенный код валюты" заполняется не только на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 Приложения N 1 к Приказу N 444, но также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 Приложения N 1 к настоящему приказу.
В рассматриваемом случае, в направленном таможенным органом Обществу уведомлении N 10009190/210420/0001779, которое является разрешением на выдачу товаров с СВХ, а также в ДТ N10009100/200420/0026342 с отметками таможенного органа "Выпуск разрешен" указана фактурная стоимость товара в рублях (буквенный код валюты "RUB"). Таким образом, получив указанные документы, Общество имело возможность указать достоверные сведения о буквенном коде валюты и фактурной стоимости товара в отчете по форме ДО-2 N0000268 от 21.04.2021
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, судом апелляционной инстанции не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер нарушений, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа в размере 30000 руб. назначено административным органом в соответствии с положениями статей 4.1 и 4.3 КоАП РФ с учетом имеющихся у таможенного органа сведений о неоднократном привлечении Общества к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.
Обществом не представлены в материалы дела доказательства наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением административного штрафа.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 03.11.2021 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 ноября 2021 года по делу N А56-68272/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамарикс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68272/2021
Истец: ООО "ТАМАРИКС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ