город Ростов-на-Дону |
|
08 февраля 2022 г. |
дело N А53-14635/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Плотниковой О.В.,
при участии:
от заявителя: Вильковская Н.В. по доверенности от 05.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Цыганкова Андрея Евгеньевича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2021 по делу N А53-14635/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Цыганкова Андрея Евгеньевича
к Комитету по управлению имуществом Кагальницкого района
о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Цыганков Андрей Евгеньевич (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Кагальницкого района (далее - заинтересованное лицо, комитет) о признании незаконным отказа в выкупе участка, изложенного в письме от 08.04.2021 N 75/1070 (уточненные требования).
Решением суда от 02.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Индивидуальный предприниматель обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил его отменить, удовлетворить требования в полном объёме.
В обоснование жалобы заявитель приводит следующие доводы:
- действующий генеральный план не содержит сведений о резервировании спорного участка для муниципальных нужд;
- распоряжение о резервировании участка не содержит обязательных реквизитов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 (ред. от 12.02.2021) "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" (вместе с "Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд");
- распоряжение принято при отсутствии соответствующих документов территориального планирования.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Комитет явку представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя заявителя, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Цыганковым Андреем Евгеньевичем и Комитетом по управлению имуществом Кагальницкого района 03.08.2017 заключен договор аренды земельного участка N 7.
Предметом договора является земельный участок площадью 260000 кв. м с кадастровым номером 61:14:0600009:1392 из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположен по адресу: Ростовская область, Кагальницкий район, ст. Кагальницкая, в 0,39 км на восток от восточной окраины, входит в черту населенного пункта станицы Кагальницкой.
Цыганков А.Е. обратился в Комитет по управлению имуществом Кагальницкого района Ростовской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 260000 кв. м с кадастровым номером 61:14:0600009:1392 на основании п. 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Комитетом по управлению имуществом отказано в предоставлении спорного земельного участка в связи с его резервированием для государственных и муниципальных нужд сроком на 7 лет, о чем Цыганков А.Е. уведомлен комитетом письмом от 08.04.2021 N 75/1070.
Указанный отказ явился основанием для обращения в суд с заявлением по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав которого входит Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
В частности для отказа в предоставлении публичного земельного участка в собственность физических и юридических является то основание, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
При этом по правилам пункта 3 статьи 70.1 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 365-ФЗ) земли для государственных или муниципальных нужд могли резервироваться на срок не более чем семь лет.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 499-ФЗ), вступившим в силу с 01.04.2015, внесены изменения в пункт 3 статьи 70.1 ЗК РФ в части срока, на который могут резервироваться земли для государственных или муниципальных нужд, срок с семи лет изменен до трех лет.
В то же время согласно пункту 13 статьи 26 Закона N 499-ФЗ Положения пункта 3 статьи 70.1 ЗК РФ (в редакции настоящего Закона) в части срока, на который могут быть зарезервированы земли для государственных или муниципальных нужд и который составляет три года, не распространяются на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона.
В пункте 4 статьи 70.1 ЗК РФ закреплено, что порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
Как указано в пункте 7 названного Положения, решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
В связи с этим течение срока резервирования земельных участков начинается с даты вступления в силу решения соответствующего органа о резервировании земель, но не ранее его опубликования.
Постановлением администрации Кагальницкого района Ростовской области N 608 от 20.05.2014 и N 396 от 17.05.2021 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд Кагальницкого района Ростовской области" спорный земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд для размещения объектов местного значения, сроком, соответственно, на семь лет и на три года, до 17.05.2024.
Вышеуказанные нормативно правовые акты опубликованы в газете Кагальницкие вести N 21 (594) от 30.05.2014 и N 23(953) от 04.06.2021.
Пунктом 2 постановления N 608 от 20.05.2014 и пунктом 3 постановления N 396 от 17.05.2021 предусмотрено, что постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Кагальницкие вести".
Сведения об ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации внесены в Единый государственный реестр недвижимости 30.12.2020 (номер регистрации 61:14:0600009:1392-61/197/2020-3) и 04.06.2021, (номер регистрации 61:14:0600009:1392-61/197/2021-4).
Указывая, что постановление о резервировании спорного участка приято с нарушением положения о резервировании, заявитель не воспользовался правом на оспаривание данного нормативно правового акта, доказательств того, что акт признан судом незаконным заявителем не представлено.
Довод о том, что действующий генеральный план от 09.07.2013 и проект генерального плана от 13.08.2020 не содержат сведений о резервировании спорного земельного участка для муниципальных нужд был заявлен истцом в суде первой инстанции и правомерно отклонен как противоречащий закону, поскольку содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа определяет статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает включение в генплан сведений о резервировании земельных участков.
Учитывая, что зарезервированные для государственных и муниципальных нужд земли ограничены в обороте, обжалуемый заявителем отказ соответствует закону и не нарушает его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2021 по делу N А53-14635/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14635/2021
Истец: Цыганков Андрей Евгеньевич
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ КАГАЛЬНИЦКОГО РАЙОНА