город Ростов-на-Дону |
|
08 февраля 2022 г. |
дело N А53-22225/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от ООО "Маркт-" - представитель Старых Д.И. по доверенности от 21 марта 2019 года,
от ОАО "Российские железные дороги" - представитель Горошенко И.О. по доверенности от 15 ноября 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
дело Арбитражного суда Ростовской области N А53-22225/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Маркт" (ИНН 7716831062)
к ответчику : открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727),
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Деревообработчик"
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Маркт" обратилось в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании пени за просрочку доставки груза по железнодорожной накладной ЭЬ200250 в размере 8 920 рублей, 12 000 рублей расходов по оплате услуг представителя.
Дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства. Решением от 30.09.2021 Арбитражный суд Ростовской области взыскал с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в пользу общества с ограниченной ответственностью "Маркт" пени за просрочку доставки груза железнодорожной накладной ЭЬ200250 в размере 13 381 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловано решение арбитражного суда первой инстанции в порядке апелляционного производства и просило решение отменить. Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда неправильным, поскольку истец вопреки сроку, установленному в железнодорожной накладной, изменил порядок расчета срока доставки. Перевозчик не нарушил срока доставки, указанного в накладной, поэтому оснований для применения ответственности в виде пени не имеется. Также заявлено о необходимости снижения пени. Апеллянт ссылается на ряд судебных актов, принятых в его пользу по аналогичным делам.
Определением от 29.11.2021 апелляционный суд перешел к рассмотрению данного дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих экономическую деятельность, и справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом.
В целях достижения баланса между в определенной степени формальным рассмотрением дела в порядке упрощенного производства (только по представленным сторонами к установленному судом сроку в материалы дела документам) и соблюдением установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации целей арбитражного судопроизводства в пункте 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду предоставлено право перейти к рассмотрению дела в порядке искового судопроизводства в случаях, если необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
С учетом возражений ответчика и представленных им доказательств разрешение настоящего спора требовало выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, связанных с проверкой доводов истца о том, что отметка отправителя о продлении срока доставки груза внесена непосредственно железной дорогой, а не грузоотправителем.
.В связи с этим, в целях проверки обоснованности заявленных истцом требований, правильного установления фактических обстоятельств дела и всестороннего рассмотрения данного спора, суду первой инстанции следовало перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства согласно пункту 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрение настоящего дела в порядке упрощенного производства не соответствовало целям эффективного правосудия, поскольку имелась необходимость выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства (пункт 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В нарушение пункта 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и рассмотрел спор в порядке упрощенного производства.
Согласно абзацу 2 пункта 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", если в процессе рассмотрения апелляционной жалобы арбитражным судом признаны обоснованными приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства, то арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам искового производства, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Деревообработчик".
Апелляционным судом были приняты новые письменные доказательства и видеозапись заполнения железнодорожной товарной накладной, представленной ответчиком.
Согласно железнодорожной транспортной накладной N ЭЬ200250 груз от истца-грузоотправителя (пиломатериалы, не поименованные в алфавите) был принят к перевозке 12.05.2021, протяжённость маршрута составила 2 171 км, что согласно п. 2.2.1 Правил N 245 соответствует 7 суткам в пути (2171/330=6,5), к которым прибавляется 2 суток (п. 5.1 Правил N 245), в результате чего, нормативный срок доставки составляет 9 суток, который истекает 21.05.2021, фактически груз прибыл 23.05.2021. Просрочка доставки груза составила 2 суток.
В связи с тем, что ответчик допустил просрочку по доставке груза, истец на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации начислил пени в размере 8 920 рублей и направил в адрес ответчика претензию.
Претензия была оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Как следует из материалов дела, истцом подано ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об уточнении исковых требований, согласно которому просил суд взыскать с ответчика 13 381 рублей пени за просрочку доставки груза.
В ходатайстве истцом указано, что уточнения исковых требований в сторону увеличения связаны с тем, что согласно представленной ведомости подачи и уборки вагонов N 0005481 от 24.05.2021 в отношении вагона N 60958337 по железнодорожной транспортной накладной N ЭЬ200250 в графе "Дата и время подачи" указана дата - 24.05.2021, то есть груз был доставлен не 23.05.2021, как указано в первоначальном расчете требований, а на 1 сутки позже, в связи с чем, размер пени с учетом просрочки доставки груза на 3 суток, составит 13 381 рубль.
Суд первой инстанции не проверил должным образом вопрос о том: кем была внесена отметка об увеличении срока доставки груза в графу 87 железнодорожной накладной, поскольку ответчик ссылается, что указанная отметка сделана грузоотправителем. Указание суда первой инстанции об отсутствии отметки грузоотправителя объективно противоречит содержанию графы 87.
Апелляционный суд отмечает, что сутью настоящего спора между сторонами является вопрос о том: кем внесена отметка об увеличении срока доставки груза на 10 суток в графу 87 железнодорожной накладной.
Если указанная отметка была внесена грузоотправителем, указанное обстоятельство означает письменное согласие грузоотправителя на изменение нормативно установленного срока доставки груза, и соответственно отсутствие оснований для применения неустойки.
Напротив, внесение указанной отметки перевозчиком означает несогласование соответствующего условия с грузоотправителем, соответственно, отсутствие договорного условия об изменении срока доставки груза, в связи с чем применению подлежат сроки доставки, установленные нормативно.
Учитывая, что в судебном заседании апелляционного суда стороны указывали, что отметка внесена другой стороной, для выяснения фактических обстоятельств дела апелляционный суд запросил информацию относительно порядка внесения информации в систему "ЭТРАН" у ООО "ИНТЕЛЛЭКС", являющейся разработчиком программы.
Письмом от 16.12.2021 указанно общество сообщило, что ООО "ИТЕЕЛЛЭКС" не оказывает прямого влияния на хозяйственную деятельность ОАО "Российские железные дороги". После заключения договоров на развитие, модификацию и сопровождение автоматизированной системы "ЭТРАН" указанная программа принадлежит ОАО "РЖД" и эксплуатируется силами РЖД. Порядок работы АС ЭТРАН, в том числе, порядок заполнения графы 87 определяется исключительно РЖД как собственником АС ЭТРАН.
Таким образом, из указанного письма следует, что ОАО "Российские железные дороги" осуществляют одновременно как функцию эксплуатанта программы, так и ее администратора, в том числе, в части заполнения граф железнодорожной накладной.
Представитель истца предоставил апелляционному суду видеозапись, в которой демонстрируется попытка заполнения железнодорожной накладной от имени ООО "Маркт", из которой следует, что графа 87, касающаяся срока доставки, программно для грузоотправителя заблокирована, и грузоотправитель не имеет возможности внести какие-либо данные в указанную графу.
Представитель ответчика на вопрос суда о возможности заявления о фальсификации указанной видеозаписи в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пояснил, что такое заявление делать не будет. Однако представитель полагал, что указанная видеозапись не является доказательством в отношении спорной накладной, поскольку накладная была составлена много ранее момента видеозаписи.
Апелляционный суд отвергает указанный довод ввиду несоответствия его принципу добросовестного поведения. Поскольку ОАО "РЖД" является и эксплуатантом и администратором АС ЭТРАН, именно ответчик обязан документально доказать факт и даты внесения изменений в программу, позволившей заблокировать заполнение графы 87 накладной грузоотправителем. Поскольку таких доказательств он не представил, апелляционный суд исходит из того, что такая программная блокировка уже существовала на момент заполнения спорной железнодорожной накладной.
Соответственно, утверждения истца о том, что он не давал согласия на внесение изменений в нормативно установленные сроки доставки груза, объективно подтверждаются.
При таких обстоятельствах надлежит применить срок, установленный Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (Правила N 245).
В такой ситуации, соглашение между перевозчиком и грузополучателем о продлении срока доставки, в котором не участвовал грузоотправитель, не может являться основанием для увеличения срока, нарушает права грузоотправителя. Подобный вывод соответствует позиции, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2012 N 4069/12.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также считаются доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 УЖТ РФ случаев, перевозчик уплачивает пеню в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
В процессе рассмотрения спора перевозчик не доказал отсутствие своей вины в просрочке доставки груза.
Учитывая изложенное, уточненное требование истца о взыскании неустойки заявлено правомерно.
Факт нарушения сроков доставки груза истца подтвержден представленными в материалы дела железнодорожной транспортной накладной N ЭЬ200250, ведомостью подачи уборки вагонов N0005481 от 24.05.2021, согласно которым срок доставки груза истекает 21.05.2021, тогда как груз прибыл 24.05.2021, просрочка груза составляет 3 суток. Пени рассчитывается по формуле: 74 341 рублей (провозная плата) х 3 (количество дней просрочки) х 6% (процент неустойки) = 13 381 рубль.
С учетом положений статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сумма пени в рамках рассматриваемого спора составляет 13 381 рубль.
При рассмотрении дела ответчиком заявлено ходатайство о снижении неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Пленум N 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Пунктом 75 указанного постановления установлено, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если заявлены требования о взыскании неустойки, установленной договором в виде сочетания штрафа и пени за одно нарушение, а должник просит снизить ее размер на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд рассматривает вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств исходя из общей суммы штрафа и пени (пункт 80 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).
Согласно пункту 77 постановления Пленума N 7 снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
Ответчик в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательства для обоснования величины неустойки, соразмерной, по его мнению, последствиям нарушения обязательства
В отношении судебных расходов, понесенных при рассмотрении дела в суде первой инстанции, апелляционный суд отмечает следующее. Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства
В соответствии с требованиями норм статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности договор об оказании юридической помощи от 22.03.2021 N ДЮЛ-7, расходный кассовый ордер от 31.05.2021 N 504 на сумму 12 000 рублей, суд, исходя из доказанности факта несения истцом судебных издержек, их размера и взаимосвязи с рассматриваемым делом, считает заявление подтвержденным.
Вместе с тем, исследовав возражения ответчика о чрезмерности предъявленных к взысканию судебных расходов, принимая во внимание несложность рассмотрения спора, "серийность" споров, рассмотрение дела вс уде первой инстанции в порядке упрощенного производства (без вызова сторон), представления возражения на отзыв ответчика, апелляционный суд полагает возможным удовлетворить заявление о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 сентября 2021 года по делу N А53-22225/2021 отменить и принять новый судебный акт.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Маркт" пени за просрочку в доставке груза по железнодорожной накладной ЭЬ200250 в размере 13 381 рубль, 3 000 рублей судебных расходов по оплате услуг представителя в суде первой инстанции, 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, а всего 18 381 (восемнадцать тысяч триста восемьдесят один) рубль.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Судья |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22225/2021
Истец: ООО "МАРКТ"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ООО "ИНТЕЛЛЭКС", ООО "Производственно-коммерческая фирма "Деревообработчик"