г. Пермь |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А71-6310/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юринова Александра Ивановича: Андреевских И.Н., паспорт, доверенность от 08.02.2021;
от истца - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики: представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 17 ноября 2021 года по делу N А71-6310/2021
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН: 1021801656854, ИНН: 1835016228)
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Юринову Александру Ивановичу (ОГРНИП: 315183900001188, ИНН: 180100813910)
о взыскании 900 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Юринову Александру Ивановичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 900 000 рублей средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
Заявитель жалобы считает, что вывод суда об отсутствии признаков нецелевого использования полученного гранта не соответствует нормам статей 28, 34, 38, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 25, 40 Положения о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2015 N 597; также апеллянт полагает, что при исчислении срока исковой давности судом неверно применен пункт 2 статьи 199 ГК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апеллянта возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в заседании суда не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2015 N 597 "Об утверждении Положений о предоставлении грантов и субсидий в рамках реализации подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Положение), приказом Министерства от 23.05.2016 N 250 "Об утверждении списка участников подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, соглашением о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 27.05.2016 N 62 (далее - соглашение) предоставило предпринимателю Юринову Александру Ивановичу (грантополучатель) грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 900 000 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 800 000 рублей, за счет средств бюджета Удмуртской Республики 100 000 рублей. Денежные средства в размере 900 000 рублей перечислены на счет ответчика платежными поручениями от 10.06.2016 N 232619 и от 01.07.2016 N 74465.
Пунктом 1.4 соглашения определено, что ожидаемым результатом предоставления гранта является реализация бизнес-плана, представленного грантополучателем в соответствии с Положением на конкурс по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств в целях реализации подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Обязанности грантополучателя установлены пунктом 2.3 соглашения и включают в себя:
- оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов (пункт 2.3.1 соглашения);
- использовать Грант исключительно по целевому назначению в соответствии с планом расходов, согласно приложению к настоящему соглашению, являющимся неотъемлемой его частью (пункт 2.3.2 соглашения);
- предоставлять по запросу Министерства письменные объяснения, отчеты и документы, касающиеся приобретения, пользования и распоряжения имуществом, выполненных работ, оказанных услуг, включенных в план расходов (пункт 2.3.3 соглашения);
- использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его банковский счет (пункт 2.3.4 соглашения);
- в течение 3 рабочих дней после открытия банковского счета представить в Министерство реквизиты банковского счета и выписку о перечислении на банковский счет собственных средств и (или) заемных средств, в размере, предусмотренном планом расходов (пункт 2.3.5 соглашения);
- в течение действия соглашения создать не менее 1 постоянных рабочих мест (пункт 2.3.6 соглашения);
- осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет после получения гранта (пункт 2.3.7 соглашения);
- представлять в Министерство ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты о расходовании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по формам, утвержденным Министерством, и по мере выполнения бизнес-плана (плана расходов) документы, подтверждающие целевое использование Гранта (пункт 2.3.8 соглашения);
- грантополучатель соглашается на осуществление Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики проверок соблюдения Грантополучателем условий, целей и порядка предоставления Гранта и обязуется обеспечить беспрепятственный доступ представителей Министерства, Министерства финансов Удмуртской Республики и Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики к имуществу, приобретенному за счет Гранта, давать объяснения, предоставлять отчеты и документы, касающиеся приобретения, пользования и распоряжения этим имуществом, а также относительно выполненных работ, оказанных услуг за счет средств гранта (пункт 2.3.9 соглашения);
- в случае установления по итогам проверок фактов нецелевого использования гранта, представления недостоверных документов или сведений для получения гранта, нарушения условий предоставления гранта, предусмотренных положением и (или) настоящим соглашением осуществить возврат предоставленного гранта путем перечисления в бюджет Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения письменного уведомления Министерства (пункт 2.3.10 соглашения);
- обеспечивать достоверность сведений в документах (копиях документов), предоставленных в соответствии с настоящим соглашением и положением (пункт 2.3.11 соглашения);
- остаток средств гранта, не использованный грантополучателем в срок, установленный пунктом 2.3.4 настоящего соглашения, подлежит возврату в бюджет Удмуртской Республики в течение 3 рабочих дней со дня окончания указанного срока (пункт 2.3.12 соглашения);
- глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется в течение действия соглашения быть зарегистрированным и постоянно проживать на территории муниципального образования Удмуртской Республики по месту нахождения и регистрации грантополучателя, которое является единственным местом трудоустройства главы крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2.3.13 соглашения);
- соблюдать ограничения, предусмотренные пунктом 36 положения (пункт 2.3.14 соглашения).
Пунктом 37 Положения также определено, что участник подпрограммы обязан использовать грант по целевому назначению в соответствии с настоящим положением и заключенным с ним соглашением.
В соответствии с планом расходов развития крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение к соглашению) средства гранта в размере 900 000 рублей были выданы предпринимателю на приобретение молодняка крупного рогатого скота (далее - КРС) в количестве 100 голов.
Разделом 7.3 Бизнес-плана определен оборот стада на 2016-2020 годы, согласно которому ответчик должен был приобрести в 2016 году - 50 голов молодняка КРС, в 2017 году - 50 голов молодняка КРС, в 2018 году - 100 голов молодняка КРС, в 2019 году - 100 голов молодняка КРС, в 2020 году - 100 голов молодняка КРС, и осуществить реализацию скота в 2016 году - 30 голов, в 2017 году - 50 голов, в 2018 году - 70 голов, в 2019 году - 100 голов, в 2020 году - 100 голов.
Согласно пункту 40 Положения в случае нецелевого использования гранта, установления факта представления недостоверных документов или сведений для получения гранта, нарушения условий предоставления гранта, а также нарушения условий, предусмотренных Соглашением, участник подпрограммы обязан возвратить в бюджет Удмуртской Республики средства гранта.
В соответствии с пунктом 26 Положения соблюдение заявителем условий (требований), целей и порядка предоставления субсидии подлежит обязательной проверке Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики, Государственным контрольным комитетов Удмуртской Республики в установленном порядке.
Кроме того, согласно пункту 2.2.1 соглашения Министерство имеет право осуществлять проверку приобретенного грантополучателем имущества, выполненных работ, оказанных услуг за счет средств гранта; требовать представления грантополучателем письменных объяснений, отчетов и документов, касающихся приобретения, пользования и распоряжения имуществом, выполненных работ, оказанных услуг, включенных в план расходов.
На основании приказа Министерства от 01.02.2021 N 62 проведена выездная проверка соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления гранта, по итогам которой составлен акт от 10.02.2021 N 19.
По результатам проверки установлено, что за 2017, 2018, 2019, 2020 годы ответчиком было приобретено в 2016 году - 33 головы КРС, в 2017 году - 52 головы КРС, в 2018 году - 68 голов КРС, в 2019 году - 50 голов КРС, в 2020 году - 84 головы КРС, а реализовано в 2016 году - 6 голов КРС, в 2017 году - 38 голов КРС, в 2018 году - 56 голов КРС, в 2019 году - 50 голов КРС, в 2020 году - 54 головы КРС.
Таким образом, как указывает истец, Бизнес-план в части приобретения и реализации сельскохозяйственных животных ответчиком не выполнен.
Кроме того, Министерство обращает внимание на то, что не исполнен ответчиком и раздел 7.4 Бизнес-плана - план производства (продаж) продукции. Указанным разделом Бизнес-плана предусмотрено производство мяса ответчиком: в 2017 году 105 центнеров, в 2018 году 135 центнеров, в 2019 году 225 центнеров, в 2020 году 225 центнеров мяса, а фактически согласно акту проверки и сведениям о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2017, 2018, 2019, 2020 годы ответчиком было произведено мяса в 2017 году 89 центнеров, в 2018 году 87 центнеров, в 2019 году 76 центнеров, в 2020 году 70 центнеров.
Помимо прочего, истец указывает, что в разделе 6.2 Бизнес-плана планировалось создать минимум 3 рабочих места: в 2016 году - 1 рабочее место, в 2018 году - 2 рабочих места с уровнем размера заработной платы не ниже 12 000 рублей в месяц. К проверке представлен трудовой договор от 25.12.2020, заключенный с физическим лицом, должность - разнорабочий.
Дополнительно истец отметил, что отчеты о целевом расходовании средств гранта представлены в Министерство по состоянию на 01.04.2017, на 01.01.2018, на 03.07.2017. Отчеты о целевом расходовании средств гранта по состоянию на 01.07.2016, 01.01.2017, 21.06.2018, 09.01.2019, 17.06.2019, 01.01.2020, 01.01.2021 представлены в ходе проведения проверки.
Как поясняет истец, отчеты о расходовании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимателем представлены не в срок, предусмотренный пунктом 38 Положения.
Истец считает, что ожидаемый результат предоставления гранта - реализация Бизнес-плана по развитию крестьянского (фермерского) хозяйства, ответчиком не достигнут, равно как и цель предоставления гранта, предпринимателем не исполнено и нарушено условие предоставления гранта, предусмотренное пунктом 1.4. соглашения, в связи с чем, средства гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 900 000 рублей подлежат возврату.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях ответчика отсутствуют признаки нецелевого использования полученной суммы гранта, грант использован по назначению и в установленный срок; кроме того, суд установил, что истцом пропущен срок исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, заслушав в судебном заседании представителя ответчика, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статьи 38 БК РФ).
Таким образом, предоставление субсидий осуществляется на основе реализации принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.
При этом, по смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Статьей 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе, в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Как следует из пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 статьи 78 БК РФ).
Как определено в подпунктах 1, 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2015 N 597 утверждены положения о предоставлении грантов и субсидий в рамках реализации подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Согласно пункту 25 Положения Министерство в течение 7 рабочих дней со дня издания приказа, указанного в пункте 24 настоящего Положения, заключает с участником подпрограммы соглашение о предоставлении гранта по форме, утвержденной приказом Министерства (далее - соглашение), которое должно содержать:
1) согласие участника подпрограммы на осуществление Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики, Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики проверок соблюдения заявителем условий, целей и порядка предоставления гранта;
2) порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, установленные Министерством;
3) план расходов крестьянского (фермерского) хозяйства, на финансовое обеспечение которого предоставляется грант;
4) порядок возврата сумм, использованных участником подпрограммы, в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики, Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления гранта, определенных настоящим Положением и соглашением;
5) цель и ожидаемые результаты предоставления гранта;
6) порядок, условия и сроки предоставления гранта;
7) ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных участником подпрограммы для получения гранта;
8) случаи возврата остатка гранта, не использованного участником подпрограммы в срок, предусмотренный пунктом 32 настоящего Положения;
9) порядок расторжения соглашения о предоставлении гранта.
На основании пункта 37 Положения участник подпрограммы обязан использовать грант по целевому назначению в соответствии с настоящим Положением и соглашением.
В соответствии с пунктом 38 Положения участник подпрограммы ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталам, представляет в Министерство отчеты по формам, утвержденным Министерством, и по мере выполнения мероприятий, предусмотренных в пункте 5 настоящего положения, документы, подтверждающие целевое использование гранта.
Согласно пункту 42 Положения контроль за целевым использованием гранта и соблюдением условий предоставления грантов осуществляется Министерством.
Как установлено судом первой инстанции, обязательства по перечислению предпринимателю средств гранта исполнены истцом в полном объеме.
По результатам проверки Министерство пришло к выводу о неисполнении предпринимателем обязательств, установленных соглашением, а именно нарушении разделов 7.3, 7.4 Бизнес-плана в части приобретения, реализации сельскохозяйственных животных, а также производства (продаж) продукции.
Кроме того, по мнению истца, ответчиком нарушен раздел 6.2 Бизнес-плана в части создания 1 рабочего места вместо 3 рабочих мест.
Также истец отметил, что, отчеты о расходовании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимателем представлены не в срок, предусмотренный пунктом 38 Положения.
По мнению истца, средства гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 900 000 рублей подлежат возврату в полном объеме, поскольку ожидаемый результат предоставления гранта - реализация Бизнес-плана по развитию крестьянского (фермерского) хозяйства, и цель предоставления гранта ответчиком не достигнуты, предпринимателем не исполнено и нарушено условие предоставления гранта, предусмотренное пунктом 1.4. соглашения.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, оснований для возложения на ответчика обязанности возвратить средства гранта не установил.
При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 40 Положения в случае нецелевого использования гранта, установления факта представления недостоверных документов или сведений для получения гранта, нарушения условий предоставления гранта, а также нарушения условий, предусмотренных Соглашением, участник подпрограммы обязан возвратить в бюджет Удмуртской Республики средства гранта.
Пунктом 2.3.10 соглашения определено, что в случае установления по итогам проверок фактов нецелевого использования гранта, представления недостоверных документов или сведений для получения гранта, нарушения условий предоставления гранта, предусмотренных положением и (или) настоящим соглашением осуществить возврат предоставленного гранта путем перечисления в бюджет Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения письменного уведомления Министерства.
Истолковав по правилам статьи 431 ГК РФ положения пункта 2.3.10 соглашения, суд пришел к правильному выводу, что из условий соглашения не следует, что недостижение ожидаемого результата предоставления гранта является основанием для возврата средств субсидии в полном объеме.
Указание истца на то, что недостижение показателей Бизнес-плана представляет собой нецелевое использование гранта, основано на ошибочном толковании Положения и условий заключенного сторонами соглашения.
Судом установлено и истцом не оспаривается, что предприниматель расходовал средства гранта в соответствии с планом расходов на приобретение молодняка крупного рогатого скота в количестве 100 голов, создано 1 рабочее место, деятельность осуществлялась не менее 5 лет после получения гранта.
Существом гранта является безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности.
Само по себе несвоевременное либо неполное предоставление отчетов о целевом расходовании средств гранта, в случае отсутствия доказательств нецелевого использования средств гранта, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
Фактов представления ответчиком недостоверных документов или сведений для получения гранта, нарушения условий предоставления гранта, как и нарушения условий, предусмотренных соглашением, судом не установлено.
На основании изложенного, установив, что средства гранта использованы по целевому назначению и в соответствии с планом расходов, суд не усмотрел оснований для взыскания с ответчика суммы предоставленной субсидии.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для переоценки данных суждений суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, возражая против исковых требований, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Исковой давностью в соответствии со статьей 195 ГК РФ признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Установив факт получения истцом отчета о расходовании средств гранта от 03.07.2017, в котором отражено, что вместо 100 голов КРС приобретено 33 головы КРС, суд первой инстанции обоснованно заключил, что о возможном недостижении результата предоставления гранта, предусмотренного пунктом 1.4 соглашения, истцу стало известно 03.07.2017.
Таким образом, на дату подачи искового заявления в суд (17.05.2021) срок исковой давности по заявленным требованиям истек.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности с обоснованием причин его пропуска истцом не заявлено (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
В силу изложенного, исковые требования правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда, то признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республике освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 ноября 2021 года по делу N А71-6310/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6310/2021
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
Ответчик: Юринов Александр Иванович