г. Вологда |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А05-10746/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Журавлева А.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Министерства топливно - энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 ноября 2021 года по делу N А05-10746/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергокомпания" (ОГРН 1183525027146, ИНН 3525428419; адрес: 164010, Архангельская область, Коношский район, рабочий поселок Коноша, улица Советская, дом 74, офис 14; далее - Общество) о взыскании 22 202 руб. 13 коп., в том числе 22 167 руб. 22 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов холодную воду и водоотведение, за 2020 год, 34 руб. 91 коп. пеней, начисленных за период с 10.09.2021 по 16.09.2021 с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Определением суда от 22 сентября 2021 года исковое заявление принято к производству в упрощенном порядке и рассматривается в соответствии со статьями 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30 ноября 2021 года в иске отказано.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что предприятие не вправе применять норматив на холодное водоснабжение в размере 3, 258 куб. м/чел., утвержденный постановлением министерства от 29.08.2012 N 43-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Коношский муниципальный район".
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между министерством и обществом заключен договор от 20.01.2020 N 14-В о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (далее - договор).
Предметом договора от 20.01.2020 N 14-В является предоставление обществу из областного бюджета в 2020 году субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (далее - Порядок предоставления субсидии), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
Министерство на основании распоряжения руководителя от 04.06.2021 N 279-р в период с 02 по 20 августа 2021 года провело внеплановую камеральную проверку соблюдения обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению за 2020 год.
По результатам проверки истцом составлен акт от 20.08.2021 N 203/06-06/71.
В ходе проверки министерство пришло к выводу о завышении обществом в расчетах средств субсидии объема холодной воды на 2267,543 куб.м. и объема услуг водоотведения на 2304,890 куб.м., что повлекло за собой переплату средств субсидии из областного бюджета в размере 22 167 руб. 22 коп.., из них: 1882 руб. 04 коп. - за водоснабжение и 20 285 руб. 18 коп. - за водоотведение.
В адрес общества министерство направило требование от 20.08.2021 N 203/06- 06/5679, в котором предложило в течение 10 рабочих дней со дня его предъявления произвести возврат 22 167 руб. 22 коп. необоснованно полученных средств субсидии.
Поскольку требование не было исполнено, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Ответчик с иском не согласился, указав в отзыве, что факт оказания услуг населению в 2020 году подтверждается первичными учетными документами и данными бухгалтерского учета. Отсутствие утвержденных в установленном законом порядке нормативов на услуги водоснабжения и водоотведения для многоквартирных и жилых домов без централизованного горячего водоснабжения, оборудованных ванными, не может являться основанием для отказа в субсидировании. Общество применяло наиболее подходящие к степени благоустройства домов нормативы, что не повлекло за собой необоснованного получения средств субсидии.
Суд первой инстанции, оценив указанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 64, 71, 168 АПК РФ, руководствуясь статьями 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 154, 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормами Закона Архангельской области от 26.09.2014 N 168- 10-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" (далее - Закон N 168-10-ОЗ), Порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-п, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306), отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, а доводы жалобы отклоняет на основании следующего.
Постановлением министерства от 29.08.2012 N 43-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Коношский муниципальный район" (далее - Постановление N 43-пн) утверждены определенные расчетным методом нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Коношский муниципальный район", в том числе для многоквартирных и жилых домов с водопроводом, канализацией и ванными с водонагревателями в следующем размере:
- для жилых помещений водоснабжение 4.387 куб.м./чел. в мес.;
- для жилых помещений водоотведение 4.387 куб.м./чел. в мес.
В силу положений постановления министерства от 09.12.2020 N 180-пн "О внесении изменений в постановление министерства энергетики и связи Архангельской области от 29.08. 2012 г. N 43-пн" в таблице нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах, расположенных на территории муниципального образования "Коношский муниципальный район" приложения к постановлению строка:
В многоквартирных и жилых домах с водопроводом, канализацией и ваннами с водонагревателями
|
куб. метр в месяц на человека |
4,387 |
- |
4,387 |
заменена строкой следующего содержания:
В многоквартирных и жилых домах с водопроводом, канализацией и ваннами при наличии (отсутствии) водонагревателей |
куб. метр в месяц на человека |
4,387 |
- |
4,387 |
Пунктом 2 постановления министерства от 09.12.2020 N 180-пн установлено, что постановление вступило в силу со дня его официального опубликования (10.12.2020) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
Таким образом, с 01.01.2021 норматив потребления холодной воды и водоотведения при наличии водонагревателя и при его отсутствии в жилых помещениях не изменился.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей.
В нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 24 Правил N 306).
Как следует из пункта 43 Правил N 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к настоящим Правилам.
Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилом помещении определяются исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами предусмотрена в таблице 5 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 23 приложения N 1 к Правилам N 306 суммарный расход холодной и горячей воды в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) рассчитывается по формуле 22:
К указанным в таблице 5 приложения N 1 к Правилам N 306 водоразборным устройствам и процедурам отнесены: ванна сидячая длиной 1200 мм с душем; ванна длиной 1500 - 1550 мм с душем; ванна длиной 1650 - 1700 мм с душем; ванна без душа: душ, раковина; мойка кухонная, унитаз; общеквартирные нужды.
Таким образом, расход воды в жилом помещении зависит от перечня (наличия) указанных в таблице 5 водоразборных устройств, которыми оборудованы жилые помещения, что устанавливается на основании технической документации на дом.
Соответственно, наличие или отсутствие водонагревателей в жилых помещениях не влияет на общий объем расхода воды в жилых помещениях при равном наборе водоразборных устройств в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно информации, представленной обществом и согласованной главой муниципального образования "Коношское", в указанных домах отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Вместе с тем, указанные дома оборудованы централизованным водоснабжением, централизованным водоотведением, ванными.
Учитывая изложенное, ответчик в рассматриваемый период мог использовать для спорных домов нормативы водоснабжения и водоотведения, установленные постановлением министерства от 29.08.2021 N 43-пн для многоквартирных и жилых домов с водопроводом, канализацией и ванными с водонагревателями в размере 4.387 куб.м./чел. в мес.
Фактически использованные обществом в рассматриваемый период (2020 год) нормативы на водоснабжение и водоотведение в размере 3,258 куб.м/ чел. в мес. меньше нормативов, установленных постановлением министерства от 29.08.2021 N 43-пн, что не повлекло излишнего получения средств субсидии. Применение обществом в исковой период меньшего норматива, не исключает субсидирование при соблюдении получателем субсидии условий ее получения.
Факт предоставления обществом коммунальной услуги населению министерством не оспаривается. Спора по применению тарифа не имеется. Ответчик в рассматриваемый период добросовестно выполнял возложенные на него как на получателя субсидии обязательства, предусмотренные договором на 2020 год и Порядком предоставления субсидий.
Учитывая изложенное, требования министерства являются необоснованными по праву и размеру, в связи с чем правомерно отклонены судом первой инстанции.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 ноября 2021 года по делу N А05-10746/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно - энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10746/2021
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "Теплоэнергокомпания"