г. Челябинск |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А76-17853/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Камаева А.Х., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Чебаркульский городской округ" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2023 по делу N А76-17853/2023.
В судебном заседании приняли участие представители Министерства сельского хозяйства Челябинской области - Вахатова А.С. (доверенность от 05.12.2023, срок действия до 05.12.2026, паспорт, диплом, свидетельство о перемени имени).
Министерство сельского хозяйства Челябинской области (далее - истец, Минсельхоз, Министерство) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Чебаркульский городской округ" (далее - ответчик, Администрация) о взыскании бюджетных средств в виде предоставленного межбюджетного трансферта на поддержку садоводческим некоммерческим товариществам в размере 399 398 руб. с последующим зачислением в казну Челябинской области (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
К участию деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено Министерство финансов Челябинской области (далее - третье лицо, Минфин).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2023 исковые требования Министерства удовлетворены (л.д. 95 - 97).
Не согласившись с принятым решением, Администрация (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что на счет Администрации, в ходе удержания денежных средств у Багликова С.В. в рамках исполнительного производства, поступили денежные средства в размере 450 руб. и 17 000 руб. Указанные денежные средства должны быть возвращены Министерству, о чем Администрация уже подала заявку в программном продукте. Апеллянт полагает, что удовлетворение исковых требований приведет к двойному возмещению бюджетных средств (перечисление денежных средств Министерству поступивших от Багликова.СВ. и перечисление средств местного бюджета).
Податель жалобы также указывает, что Администрация исполнила условия соглашения от 13.12.2019 года N 1-24, а Багликов СВ. в свою очередь нарушил условия соглашения N 211-19 о предоставлении из бюджета муниципального образования "Чебаркульский городской округ Челябинской области" субсидии некоммерческой организации. Таким образом, полное исполнение условий соглашения Администрацией исключает возможность взыскания с неё бюджетных средств; нецелевое использование средств субсидии было допущено виновным лицом, а не Администрацией.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, не явились.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
К дате судебного заседания от Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела между Министерством и Администрацией в рамках реализации Государственной программы Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области", утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 N 724-П (далее - Госпрограмма), заключено соглашение о предоставлении Администрации межбюджетного трансферта на оказание поддержки садоводческим некоммерческим товариществам в размере 571 700, 00 рублей (л.д. 21 - 27, далее - Соглашение о предоставлении межбюджетного трансферта).
Пунктом 1.1. Соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Предметом Соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта является предоставление в 2019 году иных межбюджетных трансфертов Администрации на оказание поддержки садоводческим некоммерческим товариществам на условиях софинансирования.
Согласно подпункту 4 пункта 2.3.1. Соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта Администрация обязалась выполнять условия предоставления иных межбюджетных трансфертов, в частности обязательство целевого использования иных межбюджетных трансфертов.
На основании Соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта Администрации был перечислен иной межбюджетный трансферт на оказание поддержки садоводческим некоммерческим товариществам в размере 571 700 руб.
Платежным поручением от 27.12.2019 N 867672 Министерством на счет Администрации перечислены средства субсидии в размере 571 700 руб. (л.д.31).
16.12.2019 между Администрацией и СНТ "Металлист" в лице председателя Багликова С.В. заключено соглашение N 211-19 о предоставлении из бюджета муниципального образования "Чебаркульский городской округ Челябинской области" субсидии некоммерческой организации (л.д.42 - 45), на основании которого Администрацией на счет СНТ "Металлист" была перечислена субсидия в размере 399 848, 00 рублей.
Приговором Чебаркульского городского суда Челябинской области от 11.05.2021 по уголовному делу N 1-14/2021 председатель СНТ "Металлист" Багликов С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. В рамках уголовного производства по делу N1-14/2021 гражданский иск Администрации к Багликову С.В. о возмещении ущерба причиненного преступлением оставлен без рассмотрения.
Решением Чебаркульского суда Челябинской области от 10.12.2021 по гражданскому делу N 2-1101/2021 исковые требования Администрации к Багликову С.В. о взыскании ущерба, причиненного преступлением удовлетворены в полном объеме, с Багликова С.В. в пользу Администрации взыскан ущерб, причиненный преступлением в размере 399 848 руб. (л.д. 32 -38).
В рамках уголовного дела в отношении председателя СНТ "Металлист" Багликова С.В. установлено, что субсидии в виде иного межбюджетного трансферта на оказание поддержки садоводческим некоммерчеким товариществам, предоставленные Министерством Администрации, и далее Администрацией СНТ "Металлист" были использованы не по целевому назначению.
29.03.2023 (исх. N 2637-МСХ) Министерством в адрес Администрации было направлено требование о возврате суммы субсидии в размере 399 848, 00 руб., предоставленного последнему в виде иного межбюджетного трансферта на оказание поддержки садоводческим некоммерческим товариществам (л.д.28 - 29).
Отсутствие удовлетворения требования послужило основанием для обращения Министерства в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд установил наличие оснований для взыскания денежных средств с Администрации за счет бюджета муниципального образования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий местным бюджетам.
Согласно статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Кодекса).
Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с частью 7 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 N 724-П утверждена государственная программа Челябинской области "О государственной программе Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области" (далее - Госпрограмма Челябинской области).
Приложением 8 к Госпрограмме Челябинской области предусмотрен Порядок предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на оказание поддержки садоводческим некоммерческим товариществам (далее - Порядок).
Согласно пункту 23 Порядка муниципальные образования, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1 Порядка в 2019 году иные межбюджетные трансферты предоставляются Министерством бюджетам городских округов (городских округов с внутригородским делением) и муниципальных районов Челябинской области на оказание поддержки садоводческим некоммерческим товариществам в целях софинансирования расходов местных бюджетов на оказание поддержки садоводческим некоммерческим товариществам.
Согласно пункту 15 Порядка Министерство на основании распределения иных межбюджетных трансфертов, утвержденного распоряжением Правительства Челябинской области, заключает с муниципальным образованием соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, которое предусматривает целевое назначение иных межбюджетных трансфертов.
Как указано в подпункте 4 пункта 4 Порядка одним из условий предоставления муниципальным образованиям Челябинской области иных межбюджетных трансфертов являются обязательство целевого использования иных межбюджетных трансфертов.
Подпункт 4 пункта 15 Порядка обязывает включение обязательства муниципальных образований Челябинской области выполнение вышеуказанного условия в соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключаемых между Министерством и муниципальными образованиями Челябинской области.
Факт нецелевого использования денежных средств в сумме 399 398 руб. руб. председателем СНТ "Металлист" Багликовым С.В. установлен приговором Чебаркульского городского суда от 11.05.2021 по уголовному делу N 1-14/2021 и решением Чебаркульского суда от 10.12.2021 по гражданскому делу N 2-1101/2021.
Поскольку Министерством выявлено нецелевое использования бюджетных средств в заявленном размере, требование Министерства о возврате суммы субсидии не исполнено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания денежных средств в сумме 399 848, 00 руб. в бюджет Челябинской области, что не противоречит части 4 статьи 270.2, части 7 стать 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так как главным распорядителем денежных средств по Госпрограмме "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области" является Министерство сельского хозяйства Челябинской области, восстановление денежных средств в бюджет Челябинской области правомерно осуществлено судом с их последующим зачислением в казну Челябинской области.
Поскольку из соглашения от 13.12.2019 N 1-24, заключенного между Министерством и Администрацией прямо следует, что перечисление межбюджетных трансфертов из областного бюджета осуществляется по реквизитам главного администратора доходов (Чебаркульский городской округ), лицом, ее получающим и ответственным за ее целевое и эффективное использование является Администрация, соответствующие доводы заявителя жалобы о том, что нецелевое использование средств субсидии допущено не Администрацией, а бремя юридической ответственности должен нести получатель бюджетных средств, не обеспечивший целевого использования данных средств - председатель СНТ "Металлист", безосновательны.
Довод ответчика, аналогичный приведенным суду первой инстанции возвражениям, о том, что удовлетворение исковых требований по настоящему делу приведет к двойному возмещению бюджетных средств судом отклоняется судебной коллегией.
Обязательства сторон (Администрации и СНТ "Металлист", в лице председателя Багликова С.В.) по соглашению N 211-19 о предоставлении из бюджета муниципального образования "Чебаркульский городской округ Челябинской области" субсидии некоммерческой организации являются самостоятельными по отношению к обязательствам между Министерством и Администрацией по Соглашению от 13.12.2019 N 1-24.
В соответствии с решением Чебаркульского суда Челябинской области от 10.12.2021 по гражданскому делу N 2-1101/2021 с Багликова С.В. в пользу Администрации взыскан ущерб, причиненный преступлением в размере 399 848 руб.
Ссылки апеллянта на подачу заявки на возврат Министерству денежных средств в размере 17 450 руб., удержанных у Багликова С.В. в рамках исполнительного производства, не исключают обязанности по возврату Министерству бюджетных средств составляет 399 848,00 руб. Указанная сумма должна быть возвращена в полном объеме, независимо от исполнения Багликовым С.В. обязанности по возвращению денежных средств в адрес Администрации.
Доводы о двойном перечислении денежных средств носят предположительный характер.
Изложенные в апелляционной жалобе возражения признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае, судом не допущены.
Администрация в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2023 по делу N А76-17853/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Чебаркульский городской округ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
А.Х. Камаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-17853/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГОХОЗЯЙСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Администрация муниципального образования "Чебаркульский городской округ"
Третье лицо: Министерство финансов по Челябинской области