г. Москва |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А40-191531/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
помощником судьи М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ОАО "Завод железобетонных изделий N 21"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2021 по делу N А40-191531/21
по заявлению ОАО "Завод железобетонных изделий N 21"
к Госинспекции по недвижимости
о признании незаконным постановления N 4119-ЗУ/9037316-21,
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
Острецов Д.И. по дов. от 23.08.2021; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Завод железобетонных изделий N 21" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости г. Москвы о признании незаконным постановления N 4119-ЗУ/9037316-21 от 25.08.2021 о привлечении по ч.1 ст. 6.11 КоАП Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
На указанное решение заявителем подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт о признании незаконным постановления N 4119-ЗУ/9037316-21.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с в лице должностного лица Шермет Н.И (далее - "Госинспекция") вынесено Постановление от 25.08.2021 о назначении административного наказания по делу N 4119-ЗУ/9037316-21 в отношении заявителя на основании ч. 1 ст. 6.11 КоАП г. Москвы, которым назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000, 00 рублей (далее - "Постановление").
Не согласившись с вынесенным постановлениям, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Деятельность Госинспекции по недвижимости регулируется Законом города Москвы от 03.06.2009 N 17 "О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве" (далее - Закон Москвы от 03.06.2009 N 17) и Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-1111 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" (далее - Положение от 25.04.2012N 184-ПП).
В силу п. 1 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
В основные задачи и функции Госинспекции по недвижимости входит, в частности, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в области использования объектов недвижимости (п. 2.1.5; п. 2.1.6 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП, пункт 2 ст. 8 Закона Москвы N 17 от 03.06.2009).
Согласно п. 10 ст. 16.3 КоАП Москвы дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.11 КоАП Москвы рассматривает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по контролю за использованием нежилого фонда и земель.
В силу ст. 16.5 КоАП Москвы протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со ст. 16.3 КоАП Москвы.
Главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по Восточному административному округу Госинспекции по недвижимости Ратниковым А.Ю. 10.08.2021 проведено выездное обследование земельного участка по адресу: 111524, г. Москва, ул. Электродная, вл. 8. Земельный участок с адресным ориентиром: ул. Электродная, вл. 8 площадью 54817 кв.м. используется Заявителем для эксплуатации производственных зданий и сооружений, принадлежащих ОАО "ЖБИ 21". Фактически указанные объекты недвижимости используется в производственно-складских целях.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 17.08.2020 N 26395Б утверждена схема расположения указанного участка проектной площадью 54817 кв.м. на кадастровом плане территории. На кадастровый учет участок не поставлен.
На момент проведения планового (рейдового) обследования указанного земельного участка земельно-правовые отношения надлежащим образом не оформлены.
Заявитель ссылается на постановления Госинспекции по недвижимости от 07.12.2020 N 4031-ЗУ/9033537-20 и от 20.02.2021 N 776-ЗУ/9035436- 21, которым заявитель также привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.11.
При этом заявитель отрицал свою вину в совершении административного правонарушения и заявлял об устранении допущенных нарушений.
Заявитель в своем заявлении указал, что принимал меры к устранению нарушения путем направления письма в Департамент городского имущества города Москвы о предоставлении документов и сведений, необходимых для проведения кадастровых работ в целях образования и постановки земельного участка на кадастровый учет.
В ответ Департамент направил ответ о том, что Департаментом издано распоряжение от 17.08.2020 N 26395Б, которое предусматривает проведения кадастровых работ за счет средств бюджета города Москвы.
После постановки земельного участка на кадастровый учет правообладателю зданий, расположенных на земельном участке будет направлен проект договора аренды земельного участка.
Заявитель указывает, что согласно Приложению N 15 к Постановлению правительства Москвы от 15.05.2012 N199-ПП "Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" (далее - "Регламент") предоставление соответствующей государственной услуги осуществляется исключительно в электронной форме с использованием - государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы" (далее - "Портал") и только зарегистрированным на Портале" пользователям.
Заявитель зарегистрирован на Портале и имеет все технические средства для обращения за государственной услугой "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке".
Согласно п. 2.5.1.1.1. раздела 2.5. Регламента, запрос на предоставление государственной услуги по предоставлению земельного участка в аренду заполняется посредством внесения сведений, указанных в Регламенте, в интерактивную форму на Портале. Среди таких сведений - кадастровый номер испрашиваемого земельного участка.
Следовательно, при отсутствии кадастрового номера земельного участка, обратиться в ДГИ с запросом на предоставление его в аренду невозможно.
В подтверждение добросовестного поведения заявителя представлена копия запроса заявителя, поданного через Портал, о предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка 77:03:000601 :4104 в аренду. По состоянию на дату подачи настоящего заявления, ДГИ не поставила Земельный участок на кадастровый учет и не направляло договор аренды Земельного участка заявителю. Следовательно, неисполнение заявителем требований Госинспекции по недвижимости связанно не с бездействием самого заявителя, а с бездействием ДГИ, выражающемся в непринятии мер к постановке Земельного участка на кадастровый учет и не направлении заявителю договора аренды, и заявитель не имеет возможности исполнить представления Госинспекции N 4031-3У/9033537-20, N 4119-ЗУ/9037316- 21 по причинам, не зависящим от Заявителя.
Данная позиция Заявителя расценивается судом в качестве попытки уклонения от административной ответственности, поскольку Заявитель стал обладателем части зданий еще в 2013 году и не предпринимал все меры по заключению земельно-правовых отношений.
Согласно ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В постановлении от 25.08.2021 N 4119-ЗУ/9037316-21 заявитель дал объяснения, в котором указал, что принимаются меры по оформлению земельноправовых отношений. 30.08.2021 будет получена электронная подпись для дальнейшей подачи заявления в Департамент городского имущества города Москвы с целью оформления договора аренды земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе проведения обследования проводилась фотосъемка. Фотоснимки приобщены к материалам дела.
Данный факт зафиксирован в акте выездного обследования от 10.08.2021 N 9037316, в протоколе осмотра территорий от 10.08.2021 N 9037316, в протоколе инструментального обследования от 10.08.2021 N 9037316, в протоколе об административном правонарушении от 12.08.2021 N 9037316 и подтвержден материалами дела, в том числе сведениями из информационной системы Департамента городского имущества города Москвы.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) протокол об административном правонарушении является основным доказательством по делу, так как в нём содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств. Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, не установлены.
Согласно ч. 1. ст. 17 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" и п. 7, ч. 1, ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в городе является платным, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, факт использования земельного участка в отсутствии оформленных прав на земельный участок свидетельствует о наличии имущественного ущерба.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что оснований для признания правонарушения малозначительным и снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2021 по делу N А40-191531/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191531/2021
Истец: ОАО "ЗАВОД ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ N 21"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ