г. Санкт-Петербург |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А26-4427/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель Варфоломеев И.А. - по доверенности от 05.11.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41124/2021) Общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2021 по делу N А26-4427/2021 (судья Лайтинен В.Э.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" (адрес: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, Республика Карелия 22, 29, ОГРН: 1021000880515);
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова (Центр р-н), 2/24, ОГРН: 1071001000828);
3-е лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
о признании условий договора дискриминационными и внесении изменений в договор,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фрегат" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) о признании дискриминационными по отношению к другим участникам рынка условий договора аренды лесного участка N 138-з от 15.03.2010 в части платы за аренду лесного участка, и обязании установить в пункте 2.1 договора повышающий коэффициент, исчисляемый на минимальные ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, в размере 1,4.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - третье лицо, Управление).
Решением суда от 31.10.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просило решение суда от 31.10.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что судом первой инстанции не произведено сравнение арендной платы, установленной для истца, а также иных арендаторов аналогичных земельных участков. Также, по мнению подателя жалобы, расчет арендной платы не был приведен ответчиком в соответствие с действующим законодательством. Общество также считает ошибочным вывод суда о возможности установления повышающих коэффициентов. Кроме того, ответчик полагает, что суд первой инстанции с учетом существенного изменения условий, при которых был заключен договор пришел к ошибочному выводу о том, что правовые основания для внесения изменений в пункт 2.1 договора отсутствуют.
К судебному заседанию в апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой ответчик просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола от 20.08.2004 N 65 о результатах лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда победителем лесного конкурса признано Общество, предложившим конкурсный повышающий коэффициент в размере 2,64
15.11.2004 с Обществом заключен договор аренды участков лесного фонда с целью заготовки древесины N 15, который в дальнейшем был переоформлен в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) путем заключения между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) договора аренды лесного участка от 15.03.2010 N 138-з (далее - договор) о передаче в аренду лесного участка площадью 15003 га, расположенного на территории Костомукшского лесничества.
Срок действия договора установлен до 31.12.2024 (пункт 7.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора (с учетом постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2010 по делу N А26-6229/2009) размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором годового объема заготовки древесины на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и повышающего коэффициента в размере 2,64, установленного по результатам лесного конкурса.
Считая условия спорного договора для Общества в части платы за аренду лесного участка дискриминационными по сравнению с другими участниками рынка, истец обратился в арбитражный суд с заявлением об обязани Министерства установить в пункте 2.1 договора повышающий коэффициент в размере 1.4.
Суд первой инстанции оснований для удовлетворения иска не усмотрел.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2); создание дискриминационных условий (пункт 8).
В части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" сформулирован общий запрет на совершение в ходе торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению (ограничению, устранению) конкуренции.
Аналогичный запрет в области использования лесов установлен в части 2 статьи 50 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено ЛК РФ (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 447 ГК РФ выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия, что в свою очередь в данном случае имело место на стороне Общества в части предложения повышающего коэффициента в размере 2,64 (протокол заседания комиссии по проведению лесных конкурсов от 23.07.2004 N 62).
При этом на момент проведения вышеназванного лесного конкурса и заключения по его результатам спорного договора действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 (далее - Лесной кодекс 1997 года).
Согласно статье 34 Лесного кодекса 1997 года и пункту 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение N 345) участки лесного фонда предоставлялись в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают составы комиссий по проведению лесных конкурсов. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в порядке, определяемом указанным федеральным органом, в соответствии с Лесным кодексом и гражданским законодательством. Информация о проведении лесных конкурсов публикуется в средствах массовой информации (пункт 13 Положения N 345).
В силу пункта 14 Положения N 345 гражданин или юридическое лицо, выигравшие лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда.
ЛК РФ введен в действие с 01.01.2007 статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
Из частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ следует, что договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ был утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок).
Из пункта 10 Порядка следует, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (пункт 11 Порядка).
По смыслу статьи 74 ЛК РФ, в редакции, действовавшей в означенный период, приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Как следует из приведенных норм права, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997 года, в соответствие с ЛК РФ.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон также не допускается.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Таким образом, поскольку используемый Обществом лесной участок по договору аренды изначально предоставлен ему по результатам торгов, оснований для внесения изменений в договор в части размера арендной платы не имеется, так как в данном случае вопреки позиции подателя жалобы не имеется соответствующих условий, предусмотренных частями 2, 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Доводы подателя жалобы об обратном, а также о том, что Министерство должно было привести в соответствие с действующим законодательством размер арендной платы по спорному договору, основаны на ошибочном толковании положений статей 73, 74 ЛК РФ и приведены без учета вышеназванных норм материального права, а потому отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные.
Доводы Общества о неправомерном установлении повышенного коэффициента по договору в размере 2,64 также были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены, поскольку противоречат вступившим в законную силу судебным актам по арбитражному делу N А26-3566/2018 по спору между теми же лицами (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Соответственно не имели правового значения и не могли быть приняты судом первой инстанции во внимание и ссылки истца на сравнение размера арендной платы, установленной для Общества и для иных арендаторов аналогичных земельных участков.
С учетом приведенного у суда первой инстанции не имелось оснований для признания дискриминационными для Общества условия спорного договора в части платы за аренду лесного участка по сравнению с другими участниками рынка, так как они соответствуют требованиям действующего законодательства, а потому в удовлетворении иска Общества судом первой инстанции отказано правомерно.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, нормы материального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 31.10.2021 судом также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы истца и отмены принятого по делу решения.
По результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы ответчика по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2021 по делу N А26-4427/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
Ю. С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4427/2021
Истец: ООО "Фрегат"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия