г. Чита |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А19-18953/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2021 года по делу N А19-18953/2021 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ИНН 7734135124, ОГРН 1027739057500) в лице филиала "Аэронавигация Восточной Сибири" к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3808011062, ОГРН 1023801012905) о признании недействительным приказа N502 от 26.08.2021 филиала N1 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области:
от ГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации": Ткаченко Л.В.- представитель по доверенности от 27.01.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
от Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", Предприятие, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным приказа N 502 от 26.08.2021 филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным приказ филиала N 1 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от N 502 от 26.08.2021 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Суд обязал Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя. Взыскано с Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" судебных расходов по госпошлине в сумме 3000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2021 года по делу N А19-18953/2021, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, судом первой инстанции не учтено, что у ГУ - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ как у страховщика есть право установления страхователю надбавки, которая является стимуляцией страхователя по соблюдению всех правил охраны труда. Филиал "Аэронавигация Восточной Сибири" обладает всеми показателями для необходимости и правомерности установления надбавки.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором заявитель с выводами суда первой инстанции согласился, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.12.2021.
Фонд социального страхования представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" является страхователем в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи, с чем зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 21 Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Страхователь имеет обособленное подразделение - филиал "Аэронавигация Восточной Сибири", расположенное по адресу: 664007, Иркутская обл., Иркутск г., Декабрьских Событий ул., 98.
На основании заявления от 03.09.2003, Предприятие зарегистрировано в филиале N 2 Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя по месту нахождения вышеуказанного обособленного подразделения.
В результате реорганизации филиал N 2 ГУ-Иркутское РО Фонда социального страхования Российской Федерации присоединен к филиалу N 1 ГУ-Иркутское РО Фонда социального страхования Российской Федерации.
Приказом филиала N 1 ГУ-Иркутское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.08.2021 N 502 Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" по месту нахождения обособленного подразделения - филиал "Аэронавигация Восточной Сибири" установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год в размере 6%.
Полагая, что указанный приказ не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Предприятия в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием о признании приказа от 26.08.2021 N 502 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний недействительным.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд социального страхования обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным Федеральным законом случаях.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы.
В силу требований статьи 6 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004 г. N 27 утвержден Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Порядок регистрации).
Подпунктом 1 пункта 1 Порядка регистрации установлено, что обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Согласно пункту 3 Порядка регистрации юридические лица, имеющие структурные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 данного Порядка, регистрируются в качестве страхователей в региональном отделении Фонда (Филиале регионального отделения Фонда) по месту нахождения данных обособленных подразделений.
При регистрации страхователю присваивается регистрационный номер, который указывается в Извещении о регистрации. Регистрационный номер присваивается страхователю при его первой регистрации и в дальнейшем не изменяется (пункт 19 Порядка регистрации).
В соответствии с пунктом 21 Порядка регистрации юридические лица, имеющие обособленные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 данного Порядка, регистрируются по месту нахождения указанных обособленных подразделений под регистрационным номером, присвоенным в установленном порядке территориальным органом Фонда при регистрации юридического лица по месту его нахождения, дополненным кодом обособленного подразделения.
Дополнительный код обособленного подразделения присоединяется к регистрационному номеру страхователя через наклонную черту и используется для идентификации обособленного подразделения в единой интегрированной системе "Соцстрах". Указанный код состоит из десяти цифр, характеризующих слева направо следующее: код территориального органа Фонда, зарегистрировавшего страхователя - 4 знака; уникальный порядковый номер обособленного подразделения в реестре территориального органа Фонда (филиала территориального органа Фонда), осуществляющего регистрацию юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения, - 6 знаков.
Расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, присваивается при первой регистрации юридического лица по месту нахождения данного обособленного подразделения, указывается в Уведомлении о регистрации и в дальнейшем не изменяется.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что дополнительный код регистрационного номера 3802005281, указанный в уведомлении от 03.09.2003 о регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения и оспариваемом приказе, не свидетельствует о том, что обособленное подразделение - филиал "Аэронавигация Восточной Сибири" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" зарегистрировано в качестве страхователя, а служит лишь для идентификации обособленного подразделения.
С учетом изложенного, довод фонда, приведенный в апелляционной жалобе, о том, что присвоение обособленному подразделению статуса страхователя осуществлено в соответствии с выявленным нормативным регулированием, судом апелляционной инстанции отклоняется как ошибочный.
Обособленные подразделения юридических лиц не наделяются статусом самостоятельного субъекта правоотношений по обязательному социальному страхованию и не могут являться страхователями в силу закона.
Поскольку согласно Уставу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц филиал "Аэронавигация Восточной Сибири" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" не является юридическим лицом, оно не является и страхователем.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основным видом экономической деятельности Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" как юридического лица и страхователя является, в том числе - 52.23.12 - обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения.
Кроме того суд первой инстанции правильно отметил, что Фондом доказательств осуществления филиалом "Аэронавигация Восточной Сибири" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" иных видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя - Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" не представлено.
Согласно статье 21 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. N 713, страхователь вправе выделить как самостоятельную классификационную единицу для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащую отнесению к видам экономической деятельности, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Согласно пункту 7 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также 8 видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 г. N 55, самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются подразделения страхователя при условии выполнения ими следующих требований:
осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя;
ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя с отражением соответствующих доходов в графе 3 таблицы, предусмотренной пунктом 9 приложения N 2 к данному Порядку, в том числе позволяющего обеспечить составление раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 г. N 156н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.03.2011 г. N 20129);
представление в территориальный орган Фонда в установленные сроки формы 4-ФСС в целом по организации и раздела II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения" формы 4-ФСС по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей;
соответствие наименований видов экономической деятельности, указанных страхователем в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, форма которой предусмотрена приложением N 2 к данному Порядку, наименованиям видов экономической деятельности, осуществляемых данными подразделениями и указанных в заявлении о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя;
отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, пени и штрафов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователем, не погашенных на день подачи страхователем заявления о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя, согласно приложению N 3 к данному Порядку в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации; наличие в справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, форма которой предусмотрена приложением N 2 к данному Порядку, сведений о доходах по виду экономической деятельности данного структурного подразделения.
С учетом того, что законом установлена возможность отнесения обособленного подразделения страхователя - юридического лица к самостоятельной классификационной единице для целей обязательного социального страхования только при наличии исполнения обособленным подразделением совокупности всех перечисленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что сам по себе статус филиала "Аэронавигация Восточной Сибири" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" как обособленного подразделения страхователя не влечет автоматического признания данного подразделения самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу положений пункта 10 Порядка, пункта 12 Правил следует, что в случае неподтверждения страхователем видов экономической деятельности подразделений, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует основному виду экономической деятельности самого страхователя.
Из материалов дела не следует, что филиал "Аэронавигация Восточной Сибири" Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" осуществляет иные виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
При таких установленных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно указано, что указанное обособленное подразделение Предприятия не может быть признано классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем, установление страхователю надбавки к страховому тарифу в размере 6% по месту нахождения филиала, который не является страхователем и юридическим лицом, судом первой инстанции правильно признано незаконным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, они не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2021 года по делу N А19-18953/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18953/2021
Истец: Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Восточной Сибири"
Ответчик: Государственное учреждение- Иркутское региональное отделение Фонд социального страхования РФ