г. Владимир |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А43-28312/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22 ноября 2021 года по делу N А43-28312/2021, принятое по заявлению Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области к Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу о признании недействительным предписания N190-вдп от 29.06.2021, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства лесного хозяйства
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
от третьего лица- не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - заявитель, Министерство) к Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительными предписания N 190- вдп от 29.06.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - третье лицо, Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22 ноября 2021 года требования, заявленные Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, удовлетворены. Предписание Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу N 190-вдп от 29.06.2021 "Об устранении выявленных нарушений" признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.11.2021 и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Департамент лесного хозяйства по ПФО с решением суда не согласен, указывает, что предписание от 29.06.2021 N 190-вдп не является вновь выданным, а лишь устанавливает новый срок исполнения Предписания Рослесхоза. Кроме того, по мнению ответчика, судом не дана оценка доводам Департамента о нарушении Министерством установленного статьей 198 АПК РФ. срока обжалования ненормативного правового акта.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между департаментом лесного хозяйства Нижегородской области и юридическим лицами были заключены договора аренды лесных участков.
Арендаторами были разработаны проекты освоения лесов, которые получили положительные экспертные заключения государственной экспертной комиссии (приказы Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 17.08.2018 N 1189, от 18.06.2018 N 669, от 20.11.2018 N 1949, от 23.03.2018 N 278, от 31.07.2018 N 1077, от 04.07.2018 N 901, от 08.05.2018 N 527, от 12.07.2018 N 949, от 18.09.2018 N 1357, от 12.11.2018 N 1824, от 20.11.2018 N 1951, от 04.09.2018 N 1300, от 20.11.2018 N 1956, от 17.07.2018 N 976, от 08.08.2018 N 1130, от 31.07.2018 N 1076 и от 22.01.2019 N 44.
В рамках дел N А43-50884/2018, N А43-36286/2019, N А43-36967/2019, N А43-9970/2018, N А43- 2184/2020, N А43-50123/2018, N А43-3279/2020, N А43-33948/2019, N А43-44237/2018, N А43- 24275/2019, N А43-52322/2018, N А43-30135/2019, N А43-31183/2019, N А43-19124/2020, N А43-29970/2019, N А43-36800/2019 и N А43-36802/2019 Арбитражным судом Нижегородской области рассмотрены и удовлетворены требования арендаторов к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области о внесении изменений в договора аренды лесных участков на основании разработанных проектов освоения лесов.
В ходе проведенной Рослесхозом в отношении департамента лесного хозяйства Нижегородской области проверки составлен акт N 26/2019 от 30.08.2019, согласно которому (п. 51) департаменту предписано принять меры по приведению в соответствие объемов заготовки древесины, установленных проектами освоения лесов, договорами аренды лесных участков, во видам рубок, хозяйствам, с учетом имеющихся решений судов, положительные заключения государственной экспертизы, которых утверждены приказами от 17.08.2018 N1189, от 18.06.2018 N669, от 20.11.2018 N1949, от 23.03.2018 N278, от 31.07.2018 N1077, от 04.07.2018 N901, от 08.05.2018 N527, от 12.07.2018 N949, от 18.09.2018 N1357, от 12.11.2018 N1824, от 20.11.2018 N1951, от 04.09.2018 N1300, от 20.11.2018 N1956, от 17.07.2018 N976, от 08.08.2018 N1130, от 31.07.2018 N1076 и от 22.01.2019 N44 (л.д.59-61 т. 1).
09 декабря 2019 Федеральным агентством лесного хозяйства Губернатору Нижегородской области Никитину Г.С. выдано предписание N 26/2019, в соответствии с пунктом 17 которого на основании статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, пункта 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496, в срок до 01.07.2020 предписано обеспечить приведение в соответствие объемов заготовки древесины, установленных проектами освоения лесов и договорами аренды лесных участков, по видам рубок, хозяйствам, с учетом решения арбитражного суда (л.д. 49-56 т.1).
Приказом Департамента от 08.07.2020 N 181 принято решение о проведении внеплановой проверки исполнения Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области пункта 17 предписания Рослесхоза от 09.12.2019 N 26/2019 (л.д. 35-37 т. 1).
В ходе проведенной в период с 13.07.2020 по 20.07.2020 внеплановой документарной проверки должностным лицом Департамента установлено, что пункт 17 предписания Рослесхоза от 09.12.2019 N 26/2019 Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области исполнен: в адрес арендаторов лесных участков направлены письма о приведении проектов освоения лесов в соответствии с договорами аренды лесных участков (л.д. 33-34 т. 1).
На основании Указа Губернатора Нижегородской области от 11 февраля 2021 г. N 17 "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 г. N 6", в результате реорганизации департамента лесного хозяйства Нижегородской области путем присоединения к нему комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области создано Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области.
Письмом от 04.06.2021 N АП-07-46/11634 Федеральное агентство лесного хозяйства, рассмотрев материалы проверки, поручило Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу выдать Министерству предписание, содержащее требование об исполнении пункта 17 предписания Рослесхоза от 09.12.2019 N26/2019.
На основании поручения Рослесхоза от 04.06.2021 N АП-07-46/11634, в целях недопущения нарушений при осуществлении переданных полномочий в области лесных отношений, Министерству выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 29.06.2021 N 190-вдп, в соответствии с которым заявителю в срок до 31.12.2021 необходимо обеспечить приведение в соответствие объемов заготовки древесины, установленных проектами освоения лесов и договорами аренды лесных участков, по видам рубок, хозяйствам, с учетом решений арбитражных судов (л.д. 12-13 т. 1).
Не согласившись с предписанием от 29.06.2021, заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемыми требованиями.
В обоснование заявленного требования Министерство указывает на несоответствие оспариваемого предписания положениям закона, нарушающим права и законные интересы заявителя и незаконно возлагающим не предусмотренные законодательством обязанности, создающими препятствия для осуществления экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции и исходил из того, что неоформление участниками договоров аренды лесных участков отдельных соглашений к ним о внесении изменений, состоявшихся на основании решений судов, не может являться нарушением со стороны Министерства.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 2 статьи 96 ЛК РФ).
В силу пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в сфере товарного рыбоводства, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанных сферах в соответствии с федеральным законодательством.
Контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, согласно части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В силу пункта 5.4.31 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, данным федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Пунктом 4 указанного Положения установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Рослесхоза от 19.06.2015 N 203 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее -Положение), разработанное в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.01.2015 N 38 (зарегистрирован в Минюсте России 06.05.2015, регистрационный N 37149).
В соответствии с пунктом 2 Положения Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Приволжского федерального округа.
Подпунктом 2 пункта 7 Положения определены полномочия Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу на осуществление контроля за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности.
Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 N 849 утвержден Перечень федеральных округов, согласно которому в Приволжский федеральный округ входят Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чувашия, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 утверждено Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
В пункте 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу пункта 8 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу является уполномоченным органом на осуществление контроля за исполнением органами государственной власти Нижегородской области, в том числе Министерством, переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления соответствующих предписаний об устранении выявленных нарушений.
В рассматриваемом случае, оспариваемым предписанием Департамента на Министерство возложена обязанность привести в соответствие объемы заготовки древесины, установленных проектами освоения лесов и договорами аренды лесных участков, по видам рубок, хозяйствам, с учетом решений арбитражных судов.
Частью 1 статьи 74.1 ЛK РФ установлено, что изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 74.1 ЛK РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев на вытекает иное (пункт 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Согласно пункту 3 статьи 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11487/09 указано, что в случаях, когда согласно условиям договора размер арендной платы может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в результате принятия уполномоченными органами нормативных актов, изменение размера арендной платы вследствие принятия соответствующими органами таких актов не является изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора. Такое изменение не требует заключения дополнительного соглашения к договору и его государственной регистрации.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, изменения в договоры аренды лесных участков, которые являлись предметом проверки Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, внесены на основании части 3 статьи 74.1 ЛК РФ, регламентирующей императивный судебный порядок их рассмотрения.
Доводы Департамента о том, что решение суда является основанием внесения изменений в договор аренды лесного участка, а подписание сторонами договора аренды -Арендодателем и Арендатором соглашения (на основании этого решения суда) является исполнением решения суда, и именно подписанное сторонами договора аренды соглашение, подлежит госрегистрации (ст. 8.1 ГК РФ), судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку при внесении изменений в договор аренды лесных участков в судебном порядке на основании части 3 статьи 74.1 ЛК РФ не подлежит применению общий порядок изменения договора (соглашение сторон), установленный пунктом 1 статьи 452 ГК РФ.
При этом, в судебных актах Арбитражного суда Нижегородской области по делам N А43-50884/2018, N А43-36286/2019, N А43-36967/2019, N А43-9970/2018, N А43- 2184/2020, N А43-50123/2018, N А43-3279/2020, N А43-33948/2019, N А43-44237/2018, N А43- 24275/2019, N А43-52322/2018, N А43-30135/2019, N А43-31183/2019, N А43-19124/2020, N А43-29970/2019, N А43-36800/2019 и N А43-36802/2019 сторонам не предписано совершить действия по дополнительному оформлению изменений в договора аренды путем подписания самостоятельных соглашений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неоформление участниками договоров аренды лесных участков отдельных соглашений к ним о внесении изменений, состоявшихся на основании решений арбитражного суда, не может являться нарушением со стороны Министерства.
Кроме того, предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Следовательно, предписание должностного лица, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае предписание является незаконным и необоснованным, нарушает законные права и интересы заявителя.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд по Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22 ноября 2021 года по делу N А43-28312/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-28312/2021
Истец: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
Ответчик: Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства