г. Санкт-Петербург |
|
09 февраля 2022 г. |
Дело N А56-78616/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41705/2021) АО "Русский Уголь" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2021 по делу N А56-78616/2021, принятое
по иску акционерного общества "Русский Уголь"
к обществу с ограниченной ответственностью "Универсальный Перегрузочный Комплекс"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Русский Уголь" (далее - АО "Русский Уголь", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Универсальный Перегрузочный Комплекс" (далее - ООО "УПК", ответчик) о взыскании 68 551,20 руб. убытков и 2 742 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - ПАО "ПГК") и акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (далее - АО "ФГК").
Решением от 27.10.2021 в виде резолютивной части с ответчика в пользу истца взысканы убытки в размере 49 301,20 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. В удовлетворении иной части иска отказано. Мотивированное решение изготовлено 10.11.2021.
Истец, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просил решение суда изменить. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на отсутствие пропуска срока исковой давности.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Согласно материалам дела, в период с марта 2017 года по октябрь 2020 года АО "Русский Уголь" осуществило поставку угольной продукции на станцию Лужская Октябрьской железной дороги в адрес ООО "УПК" в полувагонах N N 52273679, 67217349, 56230188, 55359665, 55404164, 56488448, 56505878, 57916801, 56597891, 56251390, 56991805, 56875800, 54866769, 62296470, 62710181, 62926456, что подтверждается железнодорожными накладными NN ЭБ145870, ЭБ3411001, ЭВ228053, ЭВ522465, ЭГ614041, ЭД502643, ЭЯ888544, ЭЛ976393, ЭН945045, ЭЙ178947,ЭЧ176870.
Вышеуказанные вагоны были предоставлены истцу по договорам о предоставлении подвижного железнодорожного состава N ДД/УМ-327/9 от 16.09.2009 и N 80068-011/2017/08-1733/ФГК-635-12.1 от 29.09.2021 соответственно ПАО "ПГК" и АО "ФГК".
Вагоны были повреждены при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ на станции Лужская.
В соответствии с договором N ДД/УМ-327/9 от 16.09.2009, заключенным между АО "Русский Уголь" (заказчиком) и ПАО "ПГК" (исполнителем), заказчик возмещает исполнителю стоимость ремонта вагонов, их узлов и деталей, стоимость подготовки к ремонту, платежи за перевозку вагонов к месту проведения подготовки к ремонту, к месту ремонта, за перевозку после осуществления ремонта на железнодорожную станцию, указанную исполнителем, а также иные расходы исполнителя, возникшие в связи с повреждением вагонов. Также в этом договоре предусмотрено, что исполнитель вправе потребовать от заказчика уплаты штрафа за непроизводственный простой вагонов в ремонте в размере 1200 руб. за вагон за каждые сутки нахождения вагона в ремонте в соответствии с актами форм ВУ-23-М и ВУ-36-М.
В соответствии с актами ВУ-23-М и ВУ-36-М было повреждено 12 вагонов, предоставленных ПАО "ПГК". Вагоны были отремонтированы, период непроизводственного простоя составил 46 суток. За непроизводственный простой 12 вагонов ПАО "ПГК" выставило АО "Русский Уголь" штраф в размере 27 500 руб. Штраф уплачен истцом в соответствии с платежными поручениями N 171 от 11.01.2019, N 5361 от 15.04.2021.
В соответствии с договором N 80068-011/2017/08-1733/ФГК-635-12.1 от 29.09.2021, заключенным между АО "Русский Уголь" (заказчиком) и АО "ФГК" (исполнителем), в случае повреждения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, возникшего по причинам, зависящим от заказчика, грузоотправителя, грузополучателя, а также на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, не зависящим от исполнителя, заказчик возмещает исполнителю расходы на ремонт поврежденных вагонов с учетом стоимости регламентных работ и расходов по оформлению документов на поврежденные вагоны, стоимость подготовки к ремонту, а также платежи за перевозку вагонов к месту проведения подготовки к ремонту, к мусту ремонта, а также за перевозку вагонов после осуществления ремонта на железнодорожную станцию, указанную исполнителем. Кроме того, заказчик уплачивает исполнителю штраф за простой вагонов в ремонте в размере 1400 руб. за один вагон за каждые сутки нахождения его в ремонте. Время нахождения вагонов в ремонте определяется на основании данных, указанных в актах ВУ-23-М и ВУ-36-М, при этом неполные сутки считаются за полные.
В мае 2019 года и январе 2020 года произошло повреждение четырех вагонов, принадлежащих АО "ФГК", что подтверждается актами ВУ-25 и ГУ-23, протоколами совещания у начальника станции. Период непроизводственного простоя этих вагонов составил 10 суток, за что истец по претензиям АО "ФГК" уплатил последнему штраф в размере 41 051, 20 руб., что подтверждается платежными поручениями N 11405 от 29.10.2019, N 3573 от 30.04.2020, N 6645 от 16.06.2020.
Суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца убытки в размере 49 301,20 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. В удовлетворении иной части иска отказано в связи с пропуском срока исковой давности относительно штрафов по вагонам N N 52273679, 67217349, 56230188, 55359665, 55404164, 56488448, 56505878, 57916801.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) что вред, причиненный имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (статья 1081 ГК РФ).
Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда предусматривает возмещение убытков согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в результате несоблюдения ответчиком установленных требований вагоны были повреждены при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ на станции Лужская. В связи с этим истец понес расходы, связанные с восстановительным ремонтов 16 вагонов, в общем размере 68 551,20 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 1 и 2 статьи 200 ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 200 ГК РФ по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства. Такой порядок определения начала течения срока исковой давности означает, что лицо, исполнившее то или иное обязательство в пользу другого лица, в случае обращения с регрессным требованием к должнику в праве заявить соответствующее требование в суд в пределах срока исковой давности, который начинает течь не с момента нарушения его права, а с момента исполнения им обязательства в пользу другого лица.
Следовательно, в настоящем случае срок исковой давности начал течь с момента исполнения истцом требований претензий контрагентов и оплаты в их пользу штрафов.
Истец мог узнать о появлении у него убытков только с момента предъявления к нему претензий контрагентом, и ранее дат оплаты по претензионным требованиям третьего лица убытки возникнуть у истца не могли.
Оформление актов, свидетельствующих о факте повреждения ответчиком вагонов, не влечет вывод о наличии на тот момент права у истца на предъявление требования (в связи с не несением к тому моменту фактически убытков).
Истец исполнил требование по оплате 11.01.2019, что подтверждается платежным поручением N 171 от 11.01.2019, следовательно, с 12.01.2019 начинает течь срок исковой давности.
Согласно материалам дела, исковое заявление АО "Русский Уголь" поступило в суд 30.08.2021, то есть срок исковой давности не пропущен, в том числе по вагонам N N 52273679, 67217349, 56230188, 55359665, 55404164, 56488448, 56505878, 57916801.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению, а заявленные истцом требования - удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 ноября 2021 года по делу N А56-78616/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Универсальный Перегрузочный Комплекс" (ОГРН: 1104707000530) в пользу акционерного общества "Русский Уголь" (ОГРН: 1097746061390) убытки в размере 68 551,20 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 742 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78616/2021
Истец: АО "РУССКИЙ УГОЛЬ"
Ответчик: ООО "Универсальный перегрузочный комплекс"
Третье лицо: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ", ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41705/2021
09.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41705/2021
10.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-78616/2021